Вечерний отдых - игра со словами

Аглая Анхори
       - Бабуль! - с порога закричала Настенька, врываясь в квартиру Антонины Ивановны. – Без тебя никак! Поможешь?
       - Во-первых, здравствуй! Или, хотя бы, привет! Я соглашусь даже на хайре (радуйся. – греч.) в качестве приветствия. Во-вторых, в чем нужна моя помощь? Вдруг ты переоценила мои возможности?
       - Что ты, бабуль?! Как я могу тебя переоценить? Ты у меня всегда на высоте! Короче! На каникулах родители снова отправляют меня в тот лагерь, где я была в прошлом году… Лагерь очень хороший, но у всех там отбирают смартфоны, дают попользоваться буквально на полчаса в день. Помнишь, я рассказывала, что до обеда нас водили по окрестностям, мы поднимались до самой границы вечных снегов. Уставали так, что после обеда развлекались в комнате для игр. Там были шашки, шахматы, дартс, лото, путешествия по картам… там, где каждый участник кидает кубик с точками и двигает свою фигурку на столько ходов, сколько точек выпадет на кубике. Еще были электровикторины, но ты сама знаешь, что это такое. Я там побеждала потому, что быстро запомнила все правильные ответы. То есть, я хочу привезти с собой такую игру, которой там нет и в которую можно играть компанией.
       Антонина Ивановна на какое-то время задумалась:
       - Поиграйте в слова. Нужны только бумага, чем писать и внимание. Например, кто за определенное время углядит в комнате предметов на заданную букву больше остальных.
      - Как это?
      - Давай прямо сейчас с тобой поиграем. - Предложила бабушка. - Записываем вещи, допустим, на букву «Т».
       Настенька повертела головой:
       - Здесь нет предметов на «Т».
       - Эх, молодежь, - вздохнула Антонина Ивановна, - со своими смартфонами совсем разучились смотреть по сторонам. Гляди, прямо перед тобой Тетрадь и Телефон, у стены Трюмо, в уголке, видишь, Табуреточка, на ногах Тапочки… Суть уловила?
       Настенька обрадованно закивала, тем не менее, заметила:
       - Ты вначале хоть немножко поддавайся, ты же лучше меня знаешь, где что у тебя лежит.
       - Напоминаю, записываем только то, что видим. По шкафам и ящикам не шарить! Поддаваться не буду, у меня глаз может быть «замылен» настолько, что смотрю и не вижу… Да-а, одну и ту же вещь можно фиксировать разными словами. Например, Блуза, Батник, Батист (хотя батники шили не из батиста, это я для наглядности), Бусы и Бижутерия, Слоник и Сувенир, в колечке – Агат, само кольцо - Аксессуар. Аналогично, Кольцо, Камень и Кахолонг, или Кулон и Кварц. Помню, я даже Кошачий глаз вписывала, и могла доказать, что не ошиблась в определении минерала (не зря же «Словарь камней-самоцветов у меня такой затрепанный, очень часто консультируюсь). Бывают спорные случаи, например, Сумка и Сумочка только тогда засчитаются за разные слова, если их размеры сильно различаются. Если в комнате несколько сумок примерно одинакового размера, то писать Сумка 1, Сумка 2, Сумка 3 и т.д. - нельзя.
        И началось состязание весьма зрелого возраста с юностью.
       Спустя час или полтора Настенька, утомленная постоянным обшариванием комнаты взглядом, вернулась к волнующей ее теме:
       - Бабуль, этого нам хватит на 2-3 вечера, а потом хотелось бы что-то новенькое.
       - Остальные игры, что я помню, будут посложнее. Не хочу тебя обижать, но правда жизни такова, что у меня в мои 8 лет словарный запас был богаче, чем у тебя в твои 11. Была такая игра: даются 2 слова, надо построить от первого до второго цепочку слов таким образом, чтобы последующее отличалось от предшествующего только одной буквой.
       - Как это? – взлетели вверх Настенькины брови
       - Вот самое простейшее. Рак–бык. Цепочка очень короткая: рак-бак-бык. Или: рак-рык-бык.
       Настенькины глаза загорелись:
       - А еще! Подлиннее.
       - Ты слишком многого хочешь. Попробую вспомнить что-нибудь из былого… Имей в виду, что вспомню я только короткие цепочки, соображать над длинными я сейчас не намерена. И поскольку память по щелчку пальцев не работает, завтра сообщу то, что найду в закоулках памяти… вот еще одна цепочка, не самая длинная, но с бОльшим количеством слов: фунт-фант-факт-факс-бакс. Кстати, выигрывает тот, у кого цепочка самая короткая, кто достиг цели наикратчайшим путем. Дома сама себе определи пару слов и построй цепочку, чтобы понять, сложно для тебя такое задание или нет.

       На следующий день Настенька в телефонном разговоре призналась, что подбор слов для цепочки превращения одного слова в другое – слишком сложная задача, поэтому никого из отдыхающих в лагере не увлечет. Так что, бабуля, еще что-нибудь вспомни.
       - Есть еще одна игра со словами, но она требует подготовки. Приходи в субботу с ночевкой, будем готовиться.

       Вечер субботы. Антонина Ивановна объясняет внучке:
       -  Очень многие слова можно разделить на более простые, обычно на 2, но есть и такие, что даже на 3 поделятся. Например, балкон – это бал-кон, моряк - мор-як, китель – кит-ель, перстень – перс-тень.
       - А какое слово на 3 делится?
       - Обычно, названия технических устройств. Транс-форма-тор, кон-век-тор. Хотя, если постараться, можно найти и в других областях, например, пост-факт-ум.
       - Здорово! Всем понравится. Что надо приготовить?
       - Карточки с короткими словами.
       - Зачем?
       - Затем… Даю тебе полчаса на раздумье и посмотрю, сколько слов ты подберешь. Поверь моему опыту: когда карточки со словами на руках, игра идет гораздо веселее.
       Через полчаса Настенька признала бабушкину правоту, она подобрала не более десятка слов, которые можно разделить, при этом ее сильно отвлекали уже услышанные:
       - Бабуль, сколько же дней мы будем искать нужные слова? Мне же много надо, чтобы человек 5-6-7 могло по несколько слов составить.
       - Уверена, ты справишься за вечер и половину воскресенья…
       - Я?! – перебила ее Настенька. – Одна?!
       - Да, ты одна, а я пошла готовить ужин. – С этими словами Антонина Ивановна вложила в руки Настеньке «Орфографический словарь». – Читай, мысленно дели, и то, что не потеряет смысла, фиксируй. Хоть в тетрадке, хоть в смартфоне. Потом создашь таблицу, внесешь выписанное, распечатаешь, наклеишь на картон (обрати внимание, «картон» тоже делится, причем, 2-мя способами - карт-он и кар-тон) для того, чтобы карточки не слишком быстро обтрепались, разрежешь и можно будет поиграть.
       - Бабуль, слово «карточка тоже можно задействовать? Оно же соответствует твоему условию: кар-точка.
       - Молодец, - улыбнулась бабушка, - верным путем идешь!.. Вот еще, у нас необходимым условием являлось, чтобы все слова – и маленькие, и подлиннее – были существительными. Глаголы отметались из-за того, что стоит к большинству существительных добавить «ил» и получаем бескрайнее море: ход-ил, брод-ил, мол-ил, зал-ил, дар-ил, гром-ил… Слишком легко. И если постановили, что итоговое слово не имело права быть глаголом то, доводя до логического конца, глаголам не место и в промежуточной стадии. Хотя допускались красивые исключения, например, жгу-честь или гори-зонт. Жгу и гори – глаголы, но я столько лет о них помню от того, что игроки результат одобрили единогласно. Бывали и другие спорные моменты, решаемые то так, то эдак. Веришь, что 2 существительных могут образовать прилагательное?.. Жар-кий, лом-кий, звон-кий. Тоже спорили: принять или не принимать.

       Примерно через полчаса радостная Настенька ворвалась в кухню:
       - Бабуль. Я нашла слово, которое можно разделить на 3: ас-пир-ант! Что так смотришь?
       - Меня смущает слово «ант». Я знаю, что в древности в Европе обитали племена антов, но не уверена, что это слово имеет единственное число.
      - Имеет! – Решительно ответила Настенька. – «Ант» - это еще архитектурный термин. Так в словаре указано.
       Она вернулась в комнату, тем не менее, время от времени возвращалась для уточнения:
       - Я могу включить в подборку бур-дюк? Дюк – существительное, наречие или укороченное прилагательное?
       - Ты сейчас букву «Б» просматриваешь? Дойдешь до «Д» - узнаешь. Если «дюк» кажется тебе не совсем корректным, оставь бур-дюк в запасе, включишь его, если других слов окажется немного.
      - Много, много… С окончанием «ник» - миллион. Я даже не заглядывая в словарь, с ходу, штук 20 соображу. Пар-ник, чай-ник, плот-ник, шут-ник…
       - Скот-ник был свод-ник. – Почти неслышно дополнила Антонина Ивановна. И громко переспросила. – Разве «ник» не жаргонное словечко? - Через секунду. - Впрочем, если считаешь нужным, распахни дверь и жаргонизмам.
       Во время ужина Настенька продолжила выяснение правил:
       - Как быть, если при соединении одной буковки не хватает?
       - Ты имеешь в виду сложные слова типа пар-о-воз и пар-о-ход? От таких слов отказывались, как от глаголов. Их такое же множество, а в любой игре ставятся ограничения для того, чтобы перекрыть самые легкие пути. Но, повторюсь, исключения были. Для слов, которые углядел лишь один из участников. Заготавливалось несколько пустых квадратиков, куда вписывалась не хватающая буква. Гон-дол-а, бар-и-тон, ас-сорт-и, стан-дар-т, ш-труд-ель… Кстати, сложные слова засчитывались, если им хватало своих букв: сено-вал, пиво-вар, море-ход, небо-свод… А также сад-овод, кон-овал.
       - Тепло-ход, тепло-воз… – подхватила Настенька. Но тут же вернулась к более насущному вопросу. - Разве слово «вар» существует как самостоятельное? Я считала, что это лишь корень. А как поступали, если одна из букв лишняя? Можно я ее на карточке зачеркну?
       - Не стрекочи. Давай по пунктам. Для твоего поколения «вар», похоже, отжило, но в моем детстве любой ребенок от 5 до 15 знал, что черная смола, утащенная со стройки, которую так здорово жевать, называлась «вар». Правила устанавливают сами участники. Если ты решила, что можно зачеркивать – не мне запрещать. Но в моем детстве мы так не поступали. Слова с лишними буквами в карточки не вносились… В каком же слове оказался избыток букв.
       - В слове «гусь». Если зачеркнуть мягкий знак, то сложится Ас-пара-гус. Я в карточке напишу «гусь» полностью, но покажу, что мягкий знак не в счет.
       После ужина Настенька продолжила листать словарь, хотя первоначальный задор поугас, и она все чаще бурчала:
       - Мало того, что столько не подходящих слов, так еще и глаголов поместили в 10 раз больше, чем существительных. Только время на просмотр отнимают.
       А тут еще Антонина Ивановна стала подначивать:
       - Ты пока бродишь среди цветочков. Дойдешь до букв П, Р, С, Т - ягодки начнутся.
       - Что, там так много глаголов?
       - Миллион! Выражаясь твоим языком. Несколько страниц без единого существительного.
       Видя неприкрытый ужас на лице Настеньки, бабушка сразу сменила тональность беседы:
       - Не надо читать каждое слово. Мысленно составляй в голове сочетания из 3-4-х букв и анализируй, есть короткие слова с таким сочетанием. Ты до какой буквы дошла? «Д»? Начинай прокручивать: даб, дав, даг, дад… Кроме «дага» ничего со смыслом не определяется, но и оно не соответствует условиям. Значит, пролистывай эти страницы, пока не дойдешь до «дар». Тут и проявляй бдительность. Кончатся слова на «дар» - перебирай следующие буквосочетания: дас, дат, дау, даф…  Алгоритм понятен? Дб, дв, дг… Смело пролистывай.
       - Бабуль!!! Что ж ты раньше не сказала?!
       - Думала, ты сама догадаешься. Я тоже начинала с того, что читала каждое слово. Но меня достаточно быстро озарило.
        Настенька вернулась было к словарю, но спохватилась, что не все выяснила, вопросы посыпались снова:
       - Бабуль, погоди, слово «два» имеет смысл. Оно может входить в состав более длинных слов.
       - Может. Но я же заостряла твое внимание на том, что мы использовали ТОЛЬКО существительные.
       - Названия нот тоже можно учитывать?
       - Повторяю в 10-й раз: можно все, что ты сама сочтешь уместным. При этом учитывай, что избыток порой хуже недостатка… Кстати, я заметила, что в последнее время молодежь прямо-таки бравирует умышленным искажением слов, наподобие «йожег» вместо «ёжик».  Не запрешаю, но настоятельно рекомендую строить слова без ошибок. Помнится, кто-то создал фин-гал. Объяснил, что фин – житель Финляндии, а гал – житель Галлии. Не зачли, так как слова финн-галл, с удвоенными буквами, не существует.
       Предвидя конец своих трудов, Настенька спохватилась, что не узнала важнейшего нюанса: как использовать карточки?
       - Наши 2 наиболее часто используемых варианта выглядели так. – Приступила к объяснению Антонина Ивановна. – Первый: каждому участнику раздается по 20-30 карточек, то есть, на 10-15 слов. И отводится несколько минут на то, чтобы создать слова из имеющегося. Как правило, несколько карточек остаются незадействованными. Определяем того, кто первый тянет руку к общей куче. Ему дают 5-10 секунд на то, чтобы выбрать из кучи ту, которая сольется с одной из незадействованных в единое слово. За ним выбирает карточку следующий. И так до тех пор, пока перед кем-то не останется ни одной неприкаянной карточки. Тут главное – определить оптимальное время копания в общей кучке. Не стоит тянуть кота за хвост, но и не следует навязывать скорость метеора. Пока мало опыта отводите примерно 15 секунд. Покажется, что это долго – сокращайте время.
       Второй вариант: никому ничего не раздают, но карточки рассыпают так, чтобы охватить взглядом достаточно большое количество. Первый игрок, изучив увиденное, может порыться, но не забывайте про лимит времени на осмотр. Забирает себе 2-3 штуки, то есть, целое слово. Каждый следующий поступает так же. Игра длится до тех пор, пока не останется мало карточек. Настолько мало, что очередной игрок вынужден признаться в том, что не может составить ни одного слова из остатков. Через сколько-то ходов признается второй игрок, потом третий. Выигрывает тот, кто сложит последнее слово.
       Повторю в сотый раз: выбитых на камне скрижалей нет, поэтому подбирайте такие правила, какие вас устроят.
       - Разве сложность собираемых слов не влияет на то, кто будет объявлен победителем?
      - Я тебе рассказала о самых простых, можно сказать, примитивных случаях. Разумеется, победителем можно объявить не того, кто последним закончит, а того, чьи слова включают наибольшее количество букв.
       - Сколько же считать придется? – с дрожью в голосе спросила девочка, испугавшись мороки с подсчетами.
       - Настюш, – укоризненно покачала головой Антонина Ивановна, и закончила, копируя какого-то актера, - я с тебя краснею. Ты собираешься считать каждую буковку? Определить сколько у каждого игрока 5-буквенных слов, 6-буквенных и т.д. несложно. А дальше всего 2 действия арифметики – умножение и сложение. Можно учитывать то, что я условно называю редкостью слова. К примеру, в семьях энергетиков достаточно часто звучит слово кон-такт, и ребенку не стоит большого труда заметить его в куче карточек. Помню был случай, что победу присудили не за 7-буквенный кон-такт, а за 6 букв слова кон-ура. Оно в нашей среде на слуху не вилось. И вообще, хватить меня пытать! Думайте сами, решайте сами…
       - Да-да-да, - заторопилась Настенька, - мне как быть? Я пока слова выписывала очень многие запомнила. А для других ребят эта игра в новинку. Я на первых порах их буду обыгрывать на раз-два.
       - Я вижу опять-таки 2 варианта. Первый: ты играешь, но заранее всех предупреждаешь, чтобы при выборе победителя твою кандидатуру не рассматривали. Второй: ты объединяешься с самым младшим игроком, если он не «книжный червь», то у него словарный запас явно уступает тем, кто постарше. Вот и подсказывай ему.
       - Бабуль, гранд катта рахмат! Я к следующей субботе все сделаю, как ты говорила. И таблицу создам, и распечатаю, и наклею, и разрежу. А потом приду к тебе и мы поиграем…
       - Обязательно поиграем! - отозвалась Антонина Ивановна.

       Настенька уже вышла на лестничную площадку, но прежде, чем пожилая леди успела закрыть дверь, вернулась:
       - Бабуленька, самый-пресамый последний вопрос. - умильно залепетала девуля. - Ты говорила про фин-гал, на карточках таких слов не было, значит, он их от руки написал? Так можно было?
       - Да. Кого-то осеняло во время игры, кто-то пользовался домашней заготовкой.
       - Что значит – домашняя заготовка? Ее обязательно надо выполнять? Как уроки?
      - Нет, совсем не так. Я от интересного занятия отключаюсь с большой задержкой. Иду в школу, стою в очереди за молоком, а мозг перебирает, перебирает, перебирает всякие слова и делит их, делит то так, то этак. А после нескольких сотен переборок выдает нечто стоящее. Для наглядности: в словаре есть слова ласт, мост, рост. Но нет ласкательно-уменьшительных во множественном числе, таких как ласт-очки, мост-очки, рост-очки. А еще порт-очки и корт-очки. Сама додумалась. В словаре не было слова ворюга, но после фильма, где оно прозвучало, я разложила его на вор-юг-а. В словаре нет и кое-каких местных слов, известных нам, поэтому сами обнаруживали калан-дар (нищий философ), сазан-дар (бродячий музыкант), нар-ост (нар – одногорбый верблюд)... А какое раздолье открывается при чтении рассказов и повестей 19 века… Мак-лак, мак-уха, пол-ива, пол-уда…
       На сегодня всё-о-о!!! - Спохватившись и вынырнув из воспоминаний, строго и внушительно закончила Антонина Ивановна. - Не последний раз видимся. Копи вопросы до субботы