Чужая радость

Людмила Юрина Белей
Ранее этот рассказ был опубликован на моем канале "Племя Кошки" на платформе Дзен.


Мурчана давно уже хотела есть и пить. Второй день она прибегала к тому дому, из подъезда которого всегда в одно и то же время выходила добрая пожилая женщина и выносила ей плошку вкусного супа или каши с рыбкой или мясом и ставила водичку. С тех пор, как мама кошка привела ее к месту общей кормежки дворовых котов, прошло уже все лето. Мама за это время окотилась второй раз и сейчас занималась воспитанием малышей. Мурчана помогала матери и нашла еще одного человека, который кормил ее одну, поняв, что она еще мала для общих сборищ с вечно ненасытными котами и кошками. Женщина грустно вздыхала и, наглаживая котенка, печально говорила про то, что не может взять такую славную котиньку к себе домой, дома у нее две породистые кошки с каким -то пожизненным карантином. Мурчана не знала, что одну из кошек эта женщина вчера проводила на Радугу и сама угодила в больницу с сердечным приступом. Оставшуюся кошку кормит ее дочь, но живет она в другом месте и про Мурчану конечно забыла! А мама ей говорила, что во дворе еще одна молоденькая кошечка ждет ее в семь утра, ровно в час дня и в семь вечера.

Когда Мурчана в очередной раз вышла на проверку, не появилась ли ее кормилица, ее увидел еще один человек.

-Вот она, вот она! - Громко кому -то закричал парнишка и схватил Мурчану поперек голодного животика. Юная кошка извернулась, полоснула своими острыми коготками мальчишке по рукам и убежала. Вот именно поэтому он все - таки выпустил свою находку, что просила поймать его мама, и с ревом побежал домой. Раиса поняла, что опять не сможет выполнить просьбу заболевшей матери, а ее отпрыск просто напугал малышку.

-Мишка, как же она тебя располосовала! - Поразилась женщина. - Зверюга, а не кошка!

Она промыла сыну ранки, залила их зеленкой и велела взять книжку и спокойно посидеть в комнате, не беспокоя старую больную Матильду.

-Мам, я ведь схватил ее, держал в руках! Я узнал ее, я видел, как бабушка ее подкармливала!

-Ну ладно, может, вечером ее увидим.Я сама пойду, а то она могла тебя запомнить и уже не подойдет к бабушкиной лавочке. Не надо было тебе ее хватать, я ведь попросила прикормить и погладить, она бы сама от тебя никуда не ушла. Ну ладно, не расстраивайся, вечером заберем ее к себе! К сожалению, здесь ей нельзя находиться.

Но вечером не судьба была Раисе увидеть кошечку. Мурчана так испугалась, когда ее так неожиданно поймали и сдавили живот, что, сделав больно человеческому ребенку, (хотя от него так и пахнуло той женщиной, что кормила ее,), она все вырвалась и убежала. Мать - кошка сказала ей, что она сделала все правильно, неизвестно, что могло бы случиться потом! Грустно вздохнув, мать что -то пробормотала про голодный вечер. Мурчана очень хотела есть. Она смогла перехватить у места общей кормежки немного хлеба с супом, но это было давно. Хотелось пить и есть.

Мать - кошка ушла на охоту. Юная нянька свернулась в клубочек около младших братьев и сестер, их было пять хорошеньких котят, и постаралась задремать. Но это было очень трудно сделать, ей не спалось на голодный желудок. Не выдержав, Мурчана встала, потянулась и направилась к выходу из их надежного укрытия.

Во дворе было тихо и темно, все люди давно уже были дома. Пустые миски у знакомых дверей наполнили сердце юной кошки тоской, а желудок - голодным урчанием. Мурчанавсе еще надеялась поймать мышку, и этим заглушить растущий голод. Она знала, где водятся эти серые комочки и решительно направилась в самый дальний угол двора к сараям, когда на ее дороге возникла длинная темная тень. Кошка - подросток подняла голову и метнулась было в сторону, но ее быстро подхватили человеческие руки. Первое, что пришло ей в голову - надо бежать! Но от человека, подхватившего ее на руки, шли такие вкусные запахи, что Мурчана поняла, - это ее шанс нормально поесть и потом удачно вернуться домой. Она не видела, с какой тревогой следила за ней вернувшаяся с крысой в зубах мать - кошка.

Сидя на руках подхватившего ее молодого человека, девочка почувствовала , как теплые и надежные руки наглаживают ее по голове, и неожиданно для себя замурчала, сначала тихо, потом погромче. Бережно поддерживая животное на руках, вышедший после вкусного ужина на свежий воздух парень сказал:

-Раз уж я тебя поймал, пошли ко мне домой! Таким красавицам не место во дворе! - И внес кошку в подъезд, показав ей свою квартиру на первом этаже.

"Ага, буду знать, где еще можно всегда попросить еду!" - промелькнуло в голове у Мурчаны.

Дверь открылась и закрылась, пропуская парня с мурчащей ношей на руках.

-Саш, ну где тебя носит? Сейчас чай...- и девушка, выглянувшая в коридор, заулыбалась. - Ой, какая прелесть? Это кошечка?

-Да, кошечка! Наша, местная, живет со своим семейством у нас во дворе. Давно хотел ее забрать к себе, сегодня наконец получилось. Сама ко мне под ноги кинулась.

-А как ее зовут?

-Мурчана. Так ее моя бывшая учительница назвала, вон как тарахтит, мурчит!

-Ее нужно помыть.

-Ее нужно покормить! - безапеляционно заявил Александр и внес кошку в кухню.

В угол комнаты незамедлительно поставили блюдце с кусочками вареного мяса и немного каши. В соседнюю плошку налили немного остывшего куриного бульона. Как бы ни была голодна кошка, она деликатно приступила к еде, благодарно взглянув на людей. Она ела и думала, как бы удрать к малышам, оставшимся на время одним. Мать по головке не погладит, а еще и ввалит за то, что оставила маленьких котят без присмотра. Но, насытившись и умывшись после еды, вдруг поняла, что здесь ей так тепло и уютно, что никуда уже не хочется. Вздохнув после вкусного ужина, она подошла к теплому коврику у порога, легла, свернувшись в клубочек, и положила голову на лапки. Она дремала, а сама думала, как ей лучше поступить, уйти во двор или остаться здесь, в сытости и тепле.

Мурчана вспомнила, как мама часто мечтала о том, чтобы каждому ее ребенку нашелся свой человек, свой дом, свой диван. Что такое диван, Мурчана знала. Однажды около одного из подъездов их дома выкинули старый, отслуживший свое диван - кровать, и кошки сразу на нем расположились. Люди догадались оттащить к сараям так нужный и еще относительно мягкий предмет домашней обстановки для лежанки местным мыше-крысо-ловам. Вот тогда Мурчана и ее мама вдоволь належались на нем. Кошка не знала, что ее мать в эти минуты, наевшись крысой и накормив малышей, лежит рядом с ними и тихо радуется за дочь, нашедшую теплый приют в человеческом тепле. Отогревшись в тепле, она встала, подошла к двери и попросилась выйти.

-Ой, Саша, она хочет уйти! - Загрустила девушка.

-Ей нужен туалет! - Воскликнул парень. Он встал, достал лоток, насыпал туда немного речного песка и сказал кошке:

-Все дела нужно делать сюда.

-Она поймет?

-Конечно, она умная кошка!

Молодые люди ушли в другую комнату, предоставив Мурчане самой догадаться, что от нее требуется. Она конечно же все поняла, ведь во дворе для кошек был приготовлен целый угол с таким же замечательным песочком!

Аккуратно сев в лоток, Мурчана основательно намочила приготовленный для нее природный наполнитель, отряхнула лапки и снова пошла к входной двери. Кошка явно просилась на улицу. Она не собиралась оставаться в этой квартире одна, пока ее кошачья семья ютится в подвале дома.

Люди не спешили ее выпускать, тогда Мурчана решилась на отчаянный шаг: она стала скрести лапками дверь и громко требовать от нечаянных жандармов свободы. Девушка, гостившая у хозяина квартиры, прекрасно поняла желание свободолюбивого существа.

-Саш, мне кажется, Мурчана хочет уйти. У нее наверняка кто-то остался во дворе, иначе бы она не просилась на улицу. Тем более, что она побывала в лотке, использовала его по назначению!

-Да? - Изумился Александр. Он подошел к кошке и осторожно присел перед ней. Кошка села перед дверью, и , глядя в глаза человеку, кратко и емко выразилась:

-Мрау! Маррр! Урррмарр!Мяяяуу!,- что конечно же означало "Выпусти меня, ну пожалуйста!"

Александр грустно вздохнул:

-Ну и что мне с тобой делать? Иди, но знай, тебе и твоей семье здесь всегда рады! - Он погладил кошку по голове, а Мурчана уже танцевала перед дверью в предвкушении свободы.
Дверь нехотя открылась, выпуская кошку в подъезд. Александр вышел вместе с пушистой гостьей, чтобы убедиться в том, что дверь подъезда не закрыта на ночь. Он проводил Мурчану во двор, погладив ее на прощание и сказав:

-Я всегда жду тебя, красавица! Я очень хочу, чтобы ты жила со мной! Возвращайся, одна или с семьей, я жду тебя и твоих сородичей!

Юная кошка муркнула ему напоследок:

-Хоррошо, человек! - И ушла в свой любимый подвал, так знакомый с детства.

тексторазделитель "Кошка", картинка из сети интернет

Мать - кошка уже не надеялась увидеть свою старшую дочь. Она была уверена, что ее девочка нашла своего человека, и вздохнула спокойно - Мурчана пристроена. Поэтому она очень удивилась тому, что та вернулась, ткнувшись холодным носом в мамину шею.

-Ты что не осталась? Тебе не понравилось в этом доме? - заволновалась Тася.

-Понравилось! - Грустно ответила Мурчана. - Я беспокоюсь за вас. В том доме тепло и сухо, там вкусная еда, и даже есть, куда сходить в туалет! И коврик для сна. А вас нет.

-Мы скоро найдем приют, не переживай за нас. Возвращайся к тому человеку, он хороший. Порой подкармливает нас во дворе. И это он с друзьями насыпал для нас песок для туалета.

-Мама, он сказал мне, что хочет, чтобы я у него жила! И ждет меня. А еще он готов принять и вас вместе со мной.

-Ну-ну! - Усмехнулась Тася. Вот как выйдем всей гурьбой, так он нас и принял!

-А давай его проверим! - Предложила Мурчана.

-Выведем пару детей? И пусть он тебя с ними заберет к себе?

-Да!

-Знаешь,дочь, был у меня один случай. Когда я была помоложе, забрала меня одна женщина к себе, но в ее доме оказались свои пять кошек: мать - кошка и ее четыре ребенка, две взрослые уже кошки и два котенка моего возраста. Нам было по семь месяцев. Как же они меня обшипели! Мы даже подрались! Но их мать - кошка нас разняла, да и хозяйка воды плеснула на нас, мы и успокоились. Тогда хозяйка решила нас искупать. Сначала она помыла своих взрослых кошек. Потом взялась за нас, молодняк. Руки у нее были крепкие, надежные. Я тогда еще ни разу не была в воде, и , кстати, меня никто еще так больше не купал. Это было здорово! Я даже не успела испугаться, и мне было тепло и приятно. Сначала хозяйка купала родных котят той кошки, один из них пискнул, кошка рванула к ванне, где купались ее дети, поставила лапы на край ванны, потом замурчала ласково, уговаривая не волноваться. Котенок успокоился и вскоре его вытирали сухим теплым полотенцем. Потом эти же руки подняли меня и опустили в теплую воду. Я сначала спокойно стояла, потом пискнула от того, что рука, перехватившая меня за холку, чуть прищемила кожу, и кошка вновь заглянула в ванну. Я услышала:

-Не волнуйся, все будет хорошо! - Голос кошки был похож на мамин, такой же добрый и ласковый. Когда меня вытерли и опустили на теплый коврик, кошка подошла ко мне и обнюхала, лизнула в нос, а я от неожиданности закрыла глаза и предупредила, что укушу ее, если обидит меня! И услышала от нее:

-Ну ты и злючка!- И она вновь лизнула меня в нос, а потом добавила, - хоть ты и не моя дочь, но я тебя не гоню. Мама сказала, что ты бродяжка, и тебя обижали собаки. Это так?

-Да это я обижала собак! Я...- Тася вздохнула. - Я и правда от страха, что меня порвут, бросалась первой на собак, и все собаки от меня шарахались, думали, что я бешеная. А мне хотелось жить. Но как это объяснить матери - кошке, которая сама готова любого и каждого порвать за своих детей? И мне так обидно стало, у них вот есть мама, а моя уже на радуге.. Да еще услышала в ответ:

-Не хвались! Ты еще мала задирать собак!

Дочь, я прожила в этой семье два дня. На третий я сама от них ушла. Не хотела я быть шестой кошкой. Хотя меня любили наравне со всеми, я спала на подушке этой женщины. Она меня обнимала, целовала, кормила с руки. Но кошки мне постоянно говорили, чтобы я даже не думала делить с ними их маму. Мамой они называли нашу хозяйку. Вскоре после этого я нашла свою семью.

-А как ты снова оказалась на улице? - Сочувственно спросила Мурчана разоткровенничавшуюся мать.

-Ох. Даже вспомнить страшно. Дом их сгорел, и я вновь осиротела. В доме остались мои люди, я выскочила, потом вернулась, но меня вынес хозяин, отдал кому-то в руки, меня засунули в какую - то сумку, чтобы я не мешалась, а когда я вылезла оттуда, ни дома, ни моих людей больше не было. А так хорошо я жила с ними! Хотя порой не всегда сытно было, но в подвале жили мыши, и это меня спасало. Поэтому, дочь, решай сама, поведешь ли ты малышей с собой к этому человеку, или одна уйдешь.

-Мама, я хочу жить вместе с вами. Я не хочу в тепло без тебя и без наших малявок. Не хочу вас оставлять одних.

-Глупая ты еще у меня! - Вздохнула Тася. - Ладно, подождем утра! Ложись уже рядом.

Мурчана, немного потоптавшись рядом с матерью, легла на тощую старую и холодную подушку, и она была ей мягче и теплее того коврика в квартире хотевшего приютить ее парня. Она прижалась одним боком к матери, и вскоре обе кошки спали, согревая малышей, лежащих рядом с ними.

Утро следующего дня принесло похолодание. Тася, проснувшись, вновь была озабочена - чем кормить детей. Выйдя из подвала, она направилась было к тарелкам, но они были пусты. Кошка решила направиться к сараям, там сейчас появятся люди, начнут кормить кур, поросят и кроликов, может, у них что-то съестное будет, да и мышек никто не отменял.

Появился парень, тот самый, что вчера ее девочку к себе унес. Он позвал к себе кошку, выпустил из пакетика влажный корм в тарелку, и Тася подбежала, чтобы самой все съесть, пока не налетели другие коты и кошки. Она успела, быстро похватала еду и тут же оказалась на руках молодого человека.

-Мадам, не желаете ли получить квартиру в свое распоряжение? Всей своей семьей? Подумайте, мадам! Настоятельно рекомендую! Апартаменты готовы и ждут вас! - услышала она бархатный голос.

-Да-а-а-а? - Изумленно спросила Тася, глядя прямо в глаза человеку. А парень услышал удивленное "Мр-р-р?" Он продолжил:

-Не далее, как вчера вечером ваша дочь побывала у меня в гостях и пообещала привести в гости вас и все ваше семейство. Я жду вас, очень жду! Мадам, вы не пожалеете! - И с этими словами опустил кошку на землю.

Ох, как неуютно стало лапкам Таси на холодной земле! На руках у человека было намного теплее. И от него шло такое внутреннее тепло, и в нем был такой стержень, что кошка вдруг осознала, как ей не хватает в жизни такого надежного человека! Тася осталась рядом с парнем, раздумывая над его словами. Ее покорило его уважительное "Мадам!", настрой был серьезен, руки теплы и крепки. Тася взглянула еще раз на молодого человека и вдруг поняла - это шанс всей ее семье выжить в эту холодную зиму. Нечего раздумывать. Кошка кратко сказала :

-Мяв! ( Жди!)

Быстрым шагом она подошла к подвалу и позвала человека :

-Ну, что замер? Иди ко мне! Встречай детей!

А человек услышал:

-УрмррАу, урурур! Уррмар! - И до него вдруг дошло, что кошка зовет его. Он решительно пошел за Тасей, и ему было наплевать на то, что он может опоздать на работу.

Кошка нырнула в подвал. Она шла к детям, приговаривая :

-Сейчас, мои крошки, сейчас мама вас вытащит отсюда, пойдем в дом, в тепло!

Добравшись до спящих котят, она взяла одного за холку, растолкала остальных и велела идти за ней. Котята ничего не понимали, но побежали за мамой, соображая, что если они сейчас не поторопятся, им придется очень худо.

Кошка вылезла во двор и увидела, что парень присел у входа в кошачий лаз и расстелил на земле старый широкий платок, который ему дала знакомая старушка, вышедшая покормить кошек. Она давно наблюдала за тем, как Александр пытался приручить Тасю с ее потомством.

Первый котенок даже не успел понять, что произошло. Он оказался на теплом платке, который очень вкусно пах, и с него не хотелось уходить. Да еще перед ним оказалась тарелочка с вкусной едой.

-Как здорово! - Подумал малыш и активно начал есть предложенное ему вареное мясо курицы.

Кошка выводила из подвала котят, шествие замыкала Мурчана, прибежавшая на зов матери с мышкой в зубах. Увидев своего вчерашнего знакомого, она промурлыкала ему "Прривет!" и тут же получила от него первую порцию ласки.

-Татьяна Николаевна, позвоните, пожалуйста, в школу, скажите, что я задерживаюсь. Так и скажите, котят спасаю. А то директор не поймет моего опоздания на урок, - попросил молодой педагог свою бывшую учительницу.

- Бегу! Сейчас же позвоню и все объясню! - уверила она.

Пока Александр Ильич относил котят к себе домой и обустраивал для них кухню и прихожую, закрыв по первости вход в другие комнаты, Татьяна Николаевна позвонила директору местной школы и сказала, что воспитала достойную смену себе , потому что один из ее учеников сейчас спасает котят, а второй руководит той школой, где она прежде работала.

иллюстрация из открытых источников сети интернет
В обед в подвале прорвало трубу с холодной водой. Это случилось не очень далеко от того места, где жила кошка с котятами. Подвал подтопило, дом оказался на время отключенным от подачи воды, шел серьезный ремонт. Люди закупали воду большими партиями, чтобы прожить какое -то время в условиях аварии. Кто мог, переехал к родственникам.

Вечером того же дня Раиса тщетно искала Мурчану. Юная кошка сидела на подоконнике уже своей квартиры и наблюдала за тем, как капает дождь за стеклом, как бегает какая -то женщина по двору, почему-то вытирает глаза и щеки и кричит жалобным голосом:

-Мурчана, Мурчаночка, кис-кис-кис! Да что же я маме завтра скажу? Мурчана, кис-кис-кис!

Возвращавшийся из магазина Александр остановился рядом с Раисой и объяснил ей, почему не стоит паниковать и плакать. Женщина подняла глаза на окна его квартиры , и радостная улыбка появилась на ее лице.

Через некоторое время она обнимала Мурчану и наглаживала котят, уютно спавших на диване рядом с матерью - кошкой.

-Раиса Ивановна, я с удовольствием отдам вам котят, одного, двух, трех, сколько пожелаете. Сейчас недельку привыкнут к домашним условиям, всей семьей поживут у меня немного. А вот Мурчана...пусть она сама выбирает, с кем ей хочется жить.


Мурчана и Тася остались жить у Александра. Котят через некоторое время разобрали Раиса Ивановна (ее вернувшаяся из больницы мама была рада и счастлива узнать, что семья дворовых кошек замечательным образом избежала гибели во время аварии) и некоторые учителя и ученики из школы, где Александр Ильич преподает физику. А та девушка, что иногда гостила у него, перестала ходить к нему в гости, потому что вышла за него замуж, и сейчас молодая семья ждет пополнение.



Послесловие.

Почему рассказ назван "Чужая радость"? Да потому, что Раиса до сих пор завидует Александру, Мурчана -то его дом выбрала и приносит радость тому человеку, кого выбрало ее сердечко.