Русские поэты о женщине. Эволюция в истории

Владимир Токунов
   Осень. За окном шумит дождь. Поздний вечер. Не спится, знаю, что если долго не усну, то весь день буду чувствовать себя разбитым и никакой работоспособности. Часто уснуть помогает какое-нибудь чтиво. Беру с книжной полки томик стихов Пастернака, открываю наугад страницу и читаю  стихотворение  «Свеча горела…». Перечитываю еще  и еще раз:

Мело, мело по всей
Земле,
Во все пределы,
Свеча горела на
столе,
Свеча горела.
На озаренный
потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук,
скрещенья ног
Судьбы скрещенья.
И падали два
башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с
ночника
На платье капал.
И все терялось в
снежной мгле,
Седой и белой,
Свеча горела на
столе,
Свеча горела.

     Прочитал, и на меня нахлынуло чувство восторга, наслаждение от прекрасного, к которому прикоснулся. Как поэт сумел вдохновенно неподражаемо, очень нежными почти эфирными мазками передать присутствие женщины. Но в тоже время поэт говорит об этом завуалировано. Это талант!      
       И  мне стало интересно, как о женщине писали  поэты в разные временные отрезки. А как стихи могут отображать эпоху, в которую жил поэт?      Почему   поэты много писали о женщине? Наверное, потому, что женщина является загадкой, она носитель жизни на земле. Такое предназначение дал ей Бог!
        Кто -то из великих сказал, что   «…постичь женский характер невозможно. Женщина  есть бездна». Для подтверждения приведу здесь несколько афоризмов известных женщин о женщине.

      «Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только оттого, что у мужчины красивые ноги?» (Раневская)

 «Женщина всегда знает, чего хочет, но никогда не знает, чего захочется».                (Коко Шанель)

«Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины».                (Коко Шанель)

         «Я согласна жить в мире, которым правят мужчины, до тех пор, пока могу быть в этом мире женщиной».                (Мэрилин Монро)               
      
     Как правило,  тема  любви к женщине превалирует в стихах. О любви в стихах выразится  проще, нежели в прозе. « Когда Создатель сказал: «Да будет свет!» - родилась любовь».                (Кнут Гамсун)  Да и вообще стихи доходят до сознания человека быстрее. Кроме того  принято считать, что поэты это люди не от мира сего, немного тронутые. Кем? Наверно  Богом!
         Итак, перейдем к истории. Посмотрим, как во времени менялось настроение в стихах о женщине и почему это произошло.   Давайте немного остановимся на внешнем  виде женщины, и как менялась ее одежда.     Вспомним, как была одета  женщина в ХVIII -ХIX веке. Длинные волосы, пышная прическа, многочисленные одежды, скрывающие фигуру и ноги. Разве только подчеркивалась талия, размеры которой вызывали удивление: как женщина не переломится в этой части!       Но уже  в 19 веке  началось движение за права женщин (Фемини;зм),  целью которого являлось устранение дискриминации женщин. С конца 1960-х годов оно активизировалось.
       И к чему это привело? Это, прежде всего, отразилось на  внешнем виде женщин – пошли менее замысловатые  прически, как правило,  отсутствует пышное платье. Тем не менее, мода еще следовала заветам религии: «…На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие!»                (Библия,Пятая книга Моисеева. Второзаконие. Глава 22, Раздел 5)
        А в последующие годы, начиная, наверное, со второй половины  20-го века в одежде женщин началась революция. Посмотрите на сегодняшнюю женщину. Она не скрывает своего тела, наоборот, обнажает его, подчеркивая сексуальную сторону своей фигуры. Пошли брюки и шорты, мальчишеская прическа  и  в бюст можно заглянуть!   И конечно  у поэтов такая трансформация отразилась и в стихах о женщине.
        В XIX веке поэты о женщине говорят трепетно, уважительно. Женщина-это ангел,  богиня, мимолетное видение. Вот прекрасные всем известные стихи Пушкина о женщине:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
…………………………………..
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

     У Александра Блока в 1899 году в стихотворении «Не призывай» мужчина представляется слугой, рабом:

Не призывай.
И без призыва
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам.
И буду слушать приказанья
И робко ждать.
Ловить мгновенные свиданья
И вновь желать.
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой — слуга; порою — милый;
И вечно — раб.

      У Гумилева  «Ветла чернела на вершине» женщина также представляется, как «благоуханный праздник света…восторгов песен и вина»:

Ветла чернела на вершине,
Грачи топорщились слегка,
В долине неба синей-синей
Паслись, как овцы, облака.
И ты с покорностью во взоре
Сказала: «Влюблена я в вас» —
Кругом трава была, как море,
Послеполуденный был час.
Я целовал посланья лета,
Тень трав на розовых щеках,
Благоуханный праздник света
На бронзовых твоих кудрях.
И ты казалась мне желанной,
Как небывалая страна,
Какой-то край обетованный
Восторгов, песен и вина.

         Позже (двадцатые годы 20 века),  в стихах стали звучать какие –то печальные нотки. Мужчины, как бы жаловались и искали спасения у женщин от своих проблем. Скорее всего на стихи того периода наложилась  эпоха Революции. Время было тревожное, полное неопределенности. Характерны в этом плане стихи Есенина.  Он потерпел ряд неудач в личном плане и в большей степени на него давил груз его огромного таланта, который он не смог реализовать в полной мере и  оказался   не  подготовлен своим крестьянским происхождением, отсутствием должного образования и даже морально. Сам он о себе говорил, что «…слишком раннюю утрату и усталость испытать  мне в жизни привелось…». Женщина у Есенина «как спасение»

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых —
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
………………………

   Или другое стихотворении Есенина, почти того же плана:

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.

Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
………………….
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
……………………..
Тот трюм был —
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
…………………….
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.

     У многих поэтов более позднего периода пропадает тот пиетет к женщине, как к богине, ангелу, исчезли возвышенные слова. Хорошо это видно из  стихотворения Эдуарда Асадова:

Вам досталось много лестных слов
И глаза и голос ваш хвалили,
И что взгляд опаснее клинков,
Тоже ведь наверно говорили.
Вряд ли вы когда-нибудь считали
Сколько вам подарено сердец,
Сколько их, влюблённых, как колец,
Вы на острый пальчик нанизали.
Спору нет: вы очень хороши.
Это и младенцу очевидно,
Ну а то, что нет у вас души…
Не волнуйтесь: этого не видно.

    А вот Блок в стихотворении  «В темной комнате ты обесчещена»  показал уже совсем низко  падшую женщину. Куда же исчез «ангел» и «божество»? Но так эпоха отразилась в этих стихах:

В темной комнате ты обесчещена,
 Светлой улице ты предана,
Ты идешь, красивая женщина,
Ты пьяна!
 Шлейф ползет за тобой и треплется,
Как змея, умирая в пыли…
Видишь ты: в нем жизнь еще теплится!
Запыли!

       Аналогичный мотив и скорее печальный звучит, в стихотворении А.Дементьева:

В опустевшем полутёмном зале
Женщина играла на рояле.
И была она притом печальна,
Словно тихий вечер декабря.
Музыку, овеянную тайной,
Женщина играла для себя.
Для себя играла и печаль и муки,
Сердцем возвращаясь в свой испуг...
Но жила надежда в каждом новом звуке,
Вылетевшем из-под грустных рук.

    Хорошо передана атмосфера неухоженности быта тех лет на фоне посещения поэта женщиной в стихотворении «Ваше величество» Окуджавы. Здесь уже как то и не применимы слова «ангел», «божественная», а женщина Окуджавой названа просто, которая ошиблась временем. Это уже другой стиль, другой тон:   

Тьмою здесь все занавешено
и тишина как на дне...
Ваше величество женщина,
да неужели — ко мне?

Тусклое здесь электричество,
с крыши сочится вода.
Женщина, ваше величество,
как вы решились сюда?

О, ваш приход — как пожарище.
Дымно, и трудно дышать...
Ну, заходите, пожалуйста.
Что ж на пороге стоять?

Кто вы такая? Откуда вы?
Ах, я смешной человек...
Просто вы дверь перепутали,
улицу, город и век.

     А вот стихи Евтушенко «В магазине» о простых трудягах, женщинах не из высшего света, а из простонародья, которые и « бетон месили и пахали и косили»:

Кто в платке, а кто в платочке,
как на подвиг, как на труд,
в магазин поодиночке
молча женщины идут.
……………
Зябну, долго в кассу стоя,
но покуда движусь к ней,
от дыханья женщин стольких
в магазине все теплей.
…………………
Это женщины России.
Это наша честь и суд.
И бетон они месили,
и пахали, и косили…
Все они переносили,
все они перенесут.
Все на свете им посильно,—
столько силы им дано.
Их обсчитывать постыдно.
Их обвешивать грешно

         Аналогичные стихи Ярослава Смелякова «Воспоминание» тоже о простых   женщинах трудягах. Правда эти женщины уже полностью эмансипировались и чувствуют себя наравне с мужчинами. Все им по плечу и бетон месить и котлованы рыть лопатой:

…………………
В те дни в заводской стороне,
у проходной, вблизи столовой,
встречаться муза стала мне
в своей юнгштурмовке суровой.
Она дышала горячо
и шла вперед без передышки
с лопатой, взятой на плечо,
и «Политграмотой» под мышкой.
Она в решающей борьбе,
о тонкостях заботясь мало,
хрипела в радиотрубе,
агитплакаты малевала.
Рукою властной паренька
она манила за собою,
и красный цвет ее платка
стал с той поры моей судьбою.

       Не могу не привести здесь неожиданные и трогательные стихи «Благодарность» Евгения Евтушенко, в котором не поэт благодарит женщину, а наоборот. Она мать-одиночка не замужем и женского счастья она и не видит. В жизни это также нередко бывает (по статистике в России около 10% женщин остаются незамужними). Вот это стихотворение:

Она сказала: «Он уже уснул!», —
задернув полог над кроваткой сына,
и верхний свет неловко погасила,
и, съежившись, халат упал на стул.

Мы с ней не говорили про любовь,
Она шептала что-то, чуть картавя,
звук «р», как виноградину, катая
за белою оградою зубов.

«А знаешь: я ведь плюнула давно
на жизнь свою…  И вдруг так огорошить!
Мужчина в юбке. Ломовая лошадь.
И вдруг — я снова женщина… Смешно?»

Быть благодарным — это мой был долг.
Ища защиту в беззащитном теле,
зарылся я, зафлаженный, как волк,
в доверчивый сугроб ее постели.

Но, как волчонок загнанный, одна,
она в слезах мне щеки обшептала.
и то, что благодарна мне она,
меня стыдом студеным обжигало.

Мне б окружить ее блокадой рифм,
теряться, то бледнея, то краснея,
но женщина меня благодарит!
за то, что я мужчина нежен с нею!

Как получиться в мире так могло?
Забыв про смысл ее первопричинный,
мы женщину сместили. Мы ее
унизили до равенства с мужчиной.

Какой занятный общества этап,
коварно подготовленный веками:
мужчины стали чем-то вроде баб,
а женщины — почти что мужиками.
О, господи, как сгиб ее плеча
мне вмялся в пальцы голодно и голо
и как глаза неведомого пола
преображались в женские, крича!

Потом их сумрак полузаволок.
Они мерцали тихими свечами…
Как мало надо женщине — мой Бог! —
чтобы ее за женщину считали.

     Очень созвучно этому стихотворению Евтушенко и стихи Рубальской, которые тоже говорят об одинокой женщине.

Я замуж никогда не выходила,
Вернее, выходила тыщу раз.
Женатых я из дома уводила,
Не замечая жен горючих глаз.
Любила, наряжалась, растворялась
В их жизнях без остатка и конца.
Но как-то вышло так, что я осталась
Без свадебного платья и кольца.
Не замужем, не замужем,
Хоть и давно пора.
Не замужем, не замужем,
Проиграна игра.
Не замужем, не замужем,
Немил весь белый свет.
И побывать мне замужем
Уже надежды нет.
Порой мои замужние подруги,
Сочувственно вздыхая, мне звонят,
Но, помня мои прошлые заслуги,
В свой дом зовут не очень-то меня.
Одна проснусь я на Восьмое марта,
Сама себе букет мимоз куплю.
Ох, жизнь моя – проигранная карта,
И никого я больше не люблю.

      Особенно много и талантливо писал о простых женщинах и, в частности, о крестьянках Н.А.Некрасов в 19 веке. Поэт пишет о них одухотворенно и показывает простую русскую женщину на уровне богини.
      В стихах  « Есть женщины в русских селеньях… (отрывок из «Мороз, красный нос»)» поэт показывает русскую крестьянку  «… с походом во взглядом цариц…».

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
…………………..
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
…………………………….
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —

   А вот еще не менее чудесное стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»:

В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная —
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
…………………………
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки, —
Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они — всё равно!
Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям…
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?.

        О женщинах писали не только мужчины, но и поэтессы.  Ну, а какие же стихи они слагали ? Уж кто- кто, а женщины то лучше всего знают свои сильные и слабые стороны. И таких стихов оказалось немало.
         О женщине писала Анна Ахматова, Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус. Это 19-ый и начало 20-го века  и стихи соответствуют времени – любовь, цветы, расставание, разлука.  Наиболее известные стихи такой направленности принадлежат Ахматовой и Цветаевой. Обе поэтессы прожили  трудную и даже трагическую жизнь. У Цветаевой был расстрелян большевиками муж, сидела в ГУЛАГе сестра. Она не смогла вписаться в эпоху революционных новшеств и в результате трагически покончила с собой. Примерно аналогичная судьба сложилаь и у Ахматовой – тоже был расстрелян муж. Стихи ее также не могли отвечать духу той революционной эпохи и ее почти не печатали  и, практически, в советское время ее поэзия  была  запрещена. А Гиппиус после революции эмигрировала.
       Вот некоторые образцы  стихов Анны Ахматовой  о женщине:

А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок —
Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом —
Я к тебе никогда не вернусь.   

***

Долгим взглядом твоим истомленная,
И сама научилась томить.
Из ребра твоего сотворенная,
Как могу я тебя не любить?
Быть твоею сестрою отрадною
Мне завещано древней судьбой,
А я стала лукавой и жадною
И сладчайшей твоею рабой.
Но когда замираю, смиренная,
На груди твоей снега белей,
Как ликует твое умудренное
Сердце — солнце отчизны моей!
               
***

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».   
   
     А вот несколько стихотворений Марины Цветаевой:

А была я когда-то цветами увенчана
И слагали мне стансы — поэты.
Девятнадцатый год, ты забыл, что я женщина…
Я сама позабыла про это!
. . . . . . . . . .
И повис надо мной, как над брошенной церковью,
Тяжкий вздох сожалений бесплодных.
Так, в. . .Москве погребенная заживо,
Наблюдаю с усмешкою тонкой,
Как меня — даже ты, что три года охаживал! —
Обходить научился сторонкой.

***

Не смущаю, не пою
Женскою отравою.
Руку верную даю —
Пишущую, правую.

Той, которою крещу
На ночь — ненаглядную
Той, которою пишу
То, что Богом задано.

Левая — она дерзка,
Льстивая, лукавая.
Вот тебе моя рука —
Праведная, правая!

***

Легкомыслие! — Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мои вбрызнул смех,
Ты мазурку мне вбрызнул в жилы.
Научил не хранить кольца, —
С кем бы жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.
Быть, как стебель, и быть, как сталь,
В жизни, где мы так мало можем…
— Шоколадом лечить печаль
И смеяться в лицо прохожим!

***

В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины. — Ars Amandi
Женщине — вся земля.
Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.
Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле…
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!

***

Мне нравится, что вы больны не мной
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!

       А вот несколько стихов Зинаиды Гиппиус:

Как ветер мокрый, ты бьешься в ставни,
Как ветер черный, поешь: ты мой!
Я древний хаос, я друг твой давний,
Твой друг единый,- открой, открой!

Держу я ставни, открыть не смею,
Держусь за ставни и страх таю.
Храню, лелею, храню, жалею
Мой луч последний — любовь мою.

Смеется хаос, зовет безокий:
Умрешь в оковах,- порви, порви!
Ты знаешь счастье, ты одинокий,
В свободе счастье — и в Нелюбви.

Охладевая, творю молитву,
Любви молитву едва творю…
Слабеют руки, кончаю битву,
Слабеют руки… Я отворю!

***

Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь — одна.
Мы негодуем иль играем,
Иль лжем — но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна — любовь одна.
Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь… И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном — бесконечность,
Лишь в постоянном — глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа — верна,
И любим мы одной любовью…
Любовь одна, как смерть одна.

    Нельзя пройти мимо и других стихов более современных поэтесс. Остановлюсь на отдельных стихах  Веры Инбер, Вероники Тушновой, Юлии Друниной, Беллы Ахмадуллиной.

Надо мной любовь нависла тучей,
Помрачила дни,
Нежностью своей меня не мучай,
Лаской не томи.
Уходи, пускай слеза мешает
Поглядеть вослед.
Уходи, пускай душа не знает
Был ты или нет
. Расставаясь, поцелую, плача,
Ясные глаза.
Пыль столбом завьется, не иначе
Как гроза.
Грянет гром.
Зашепчет, как живая,
В поле рожь.
Где слеза, где капля дождевая –
Не поймешь.
Через час на вёдро золотое
Выглянет сосед
И затопчет грубою стопою
Милый след.                (Вера Инбер)

***

Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь,
как давно не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти трамвай,
метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам...
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.           (Вероника Тушнова)

***

Теперь не умирают от любви —
Насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
Лишь без причины человеку плохо.
Теперь не умирают от любви —
Лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но "неотложку", мама, не зови,
Врачи пожмут беспомощно плечами:
"Теперь не умирают от любви.                (Ю. Друнина)

***

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу.
Иль восхожу к высокой степени безумства.
Как ты любил? –
 ты пригубил погибели.
Не в этом дело.
Как ты любил? - ты погубил,
 но погубил так неумело.
Жестокость промаха...
 О, нет тебе прощенья.
Живо тело и бродит, видит белый свет,
 но тело мое опустело.
Работу малую висок еще вершит.
Но пали руки, и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.                (Белла Ахмадулина)

        Но особенно много  стихов о женщине  у поэтесс более позднего периода. Как видим, они резко отличаются от стихов «серебряного века» . Это уже стихи более оптимистичные, более привязанные к современному ритму жизни. Ниже привожу наиболее, на мой взгляд, характерные.
      Не могут не нравиться стихи Ларисы Рубальской. Они все какие-то задорные, с вызовом мужчине и с оптимизмом к женщине. Вот некоторые из ее стихов.

Ах, мадам! Вам идёт быть счастливой,
Удивлённой и нежной такой,
Безмятежной, свободной, красивой,
Вам неведомы лень и покой.
Окрылённой прекрасной мечтою,
Позабывшей печали и боль,
Сердцем любящей, словом, душою,
Ну, а слёзы… ведь это лишь соль.
Пресно жить — тоже вроде не в радость,
И не сахар бывают деньки,
Что же нужно — пустяк, капля, малость,
Чтоб горели в глазах огоньки!
Чтобы губы несмело шептали,
Чтоб стучали сердца в унисон,
Даже можно немного печали,

***

В этом мире крохотном и шатком,
Пока солнце будет нам сиять,
Женщина останется загадкой,
Что никто не в силах разгадать.
Что такое Женское созданье?
Можно еще многое сказать.
Только что за тост без пожеланий?
Надо все же что-то пожелать.
Я желаю, чтоб у Вас сбывались,
Самые заветные мечты.
Чтобы Вы все время улыбались.
Ведь улыбка – признак красоты.
Я хочу, чтоб беды и печали
Никогда не посещали Вас.
………………….
Будьте счастливы, красивы и любимы!
Разве нужно что-нибудь еще?

***

Любая женщина-колдунья,
Создание ангела из тьмы.
Творит заклятья-поцелуи,
Пленяя часть мужской души.
И тайной каждая объята,
И покоряет блеском глаз.
Улыбкой «Монны Лизы» Леонардо
Приводит вас мужчин в экстаз.
Походкой грациозной, словно ива,
Качающаяся на ветру,
Как сетью ловит взгляды проходящих мимо,
Пуская в сердце тонкую стрелу.
И чашку чая превращает в зелье,
Приворожить способное на век,
И, разливаясь теплотой по телу,
Рождает страстного желанья грех.
 
      Много поэтесс  писали и о возрасте. Это самое для женщин больное место.  Правда, среди них есть и оптимисты. Например,  Коко Шанель сказала: « Возраст для женщины — не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца дней своих».
       Очень чудесные  стихи по этому поводу написала Лариса Рубальская:

Не хочу я стареть, не хочу!
Говорят что отлично я выгляжу…
Мне такое еще по плечу,
Что не всякая юная выдержит!
Я такое придумать могу,
Что другие мне просто… завидуют!
Юность блеклая в вечном долгу-
Что я в ней, кроме скромности, видела?
Кроме комплексов-чтобы одеть??
Ну какие у нас были платьица…
Не хочу и не буду стареть!
Так себе я в судьбе обозначила!
Погляжу на себя-хороша!
Три морщинки-подумаешь, трудности!
Голос юный, красотка-душа,
Ну, а в зеркале… вечные глупости!
Внучка — Лапочка рядом идет…
Незнакомые думают — мама — я!…
Неизбежен у времени ход!
Я не буду стареть! Я упрямая!
 
***

Ты меня о возрасте не спрашивай,
Не совпал он с состоянием души.
Комплиментами меня не приукрашивай,
Подводить итоги не спеши.
Я ещё не все рассветы встретила
И не все закаты обрела,
Я на главные вопросы не ответила —
Как жила и счастлива ль была?
Ты меня о возрасте не спрашивай…
В прошлом все свои оставив миражи,
Оттолкнулась я от берега вчерашнего,
Чтобы в вихре вальса закружить.
Я ещё в мечтах летаю к звёздам,
Верую я в искренность друзей,
И надеюсь, что совсем не поздно
Мне любви довериться твоей…

***

Пускай года, как ласточки летят.
Зависит возраст женщины-от духа.
Быть можно молодой и в пятьдесят.
А можно жить и в двадцать, как старуха!

***

Я уже ничего не ждала,
Начала привыкать к одиночеству.
Намекнули, грустя, зеркала:
Представляйся по имени — отчеству!
Мексиканские фильмы любя,
С героинями плакала поровну.
Но когда увидала тебя,
Жизнь рванула в обратную сторону.
Ну и что, что обжигалась,
И не очень молода.
От ожогов не осталось
В моём сердце и следа.
Обжигалась, что ж такого?
Это с каждым может быть:
Я ещё сто раз готова
Обжигаться и любить.
Все забытые вспомнив слова,
Молодой я вдруг стала по-прежнему.
Снова кругом пошла голова,
Переполнившись мыслями грешными.
Как сладка мне ночей кабала,
Как к утру расставаться не хочется.
Намекнули, смеясь, зеркала:
Рановато по имени-отчеству.

     И вот совсем отдельная тема в творчестве поэтов – это тема матери.    Мама – самое святое и дорогое понятие на свете! Мама,  дающая жизнь, поддерживающая человека при первых шагах! Мама, которая по сути дела вдохнула в ребенка первые понятия о привязанности, о любви к человеку, к окружающей природе! То есть по сути все, что поэт потом вдохнул в свои стихи!
         Стихов о маме очень много и трудно выбрать, чтобы показать отношение  и чувства  поэта к  этому святому имени. Но некоторые стихи я привожу ниже, наиболее меня поразившие глубиной чувств поэта и любовью к матери. 

Я помню спальню и лампадку.
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
………………………..
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?       ( Иван Бунин)

           Аналогичные стихи о матери по звучанию стихи Марины Цветаевой

 Как много забвением темным
Из сердца навек унеслось!
Печальные губы мы помним
И пышные пряди волос,

Замедленный вздох над тетрадкой
И в ярких рубинах кольцо,
Когда над уютной кроваткой
Твое улыбалось лицо.

Мы помним о раненых птицах
Твою молодую печаль
И капельки слез на ресницах,
Когда умолкала рояль.       

     Вот чудесные стихи о матери А.Дементьева:

Вот и всё…
Уже вещи собраны.
Посидим на прощанье, мать.
И молчат твои руки добрые,
Хоть о многом хотят сказать.
Руки мамы.
Люблю их с детства.
Где б дорога моя ни шла,
Никуда мне от них не деться,
От душистого их тепла.
Руки мамы.
В морщинках, в родинках.
Сколько вынесли вы, любя…
С этих рук
Я увидел Родину,
Так похожую на тебя,                Мама…               

     А вот стихи Эдуарда Асадова о матери мне особенно близки. Как эти стихи похожи на мою маму во время войны. Один к одному! Ничего не убавить и не добавить!

Ах, вспомни, мама, вспомни, мама,
Избу промерзшую насквозь!
Ах, сколько с нами, сколько с нами
Тебе увидеть довелось!..
Метельный ветер бьет с налета.
А ты, сквозь снег бредя едва,
Везешь на санках из болота
Ольху сырую на дрова.
Сама — тягло,
Сама — возница.
Заботам вдовьим нет конца.
Иссякла соль,
И нет мучицы,
И для козы в обрез сенца.
Война явилась к нам без спроса.
И не забыть мне, мама, нет,
Как приносила ты с покоса
Нам свой, положенный, обед.
Троих растила малолеток.
Нужда сушила, гнула, жгла,
Но были сыты мы, одеты
И в стужу лютую согреты…
Ты все умела, все могла!
На все ума и сил хватало!
А в день начальный сентября
Ты вся от радости сияла,
Когда нас в школу провожала:
«Учитесь лучше», — говоря.
Жена погибшего солдата,
Познав всю горечь тех годов,
Великой матерью была ты,
Опорой тыла и фронтов!
………………
Спасибо, российские женщины, вам
И вашим умелым и нежным рукам.
Они золотые, как солнце, всегда,
Нам маминых рук не забыть никогда!
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное — Мать!

Одно из самых проникновенных  и известных стихов о матери написал Сергей Есенин:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
………………………
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне. 

      Или не менее проникновенные строки о матери написаны  Расулом Гамзатовым:

Трудно жить, навеки Мать утратив.
Нет счастливей нас, чья мать жива.
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова.
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите,
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла.
Если сердцем стали вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!
Мать умрет, и не изгладить шрамы,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму
Дети мира, берегите мать!

         А вот стихи Булата Окуджавы о матери, в которых не столько чувства, но и отношение к той эпохе сталинизма, в которых пришлось жить нашему народу. Это уже гражданственная позиция  поэта к тому времени.

Ты сидишь на нарах посреди Москвы.
Голова кружится от слепой тоски.
На окне — намордник, воля — за стеной,
ниточка порвалась меж тобой и мной.
За железной дверью топчется солдат…
Прости его, мама: он не виноват,
он себе на душу греха не берет —
он не за себя ведь — он за весь народ.
Следователь юный машет кулаком.
Ему так привычно звать тебя врагом.
За свою работу рад он попотеть…
Или ему тоже в камере сидеть!
В голове убогой — трехэтажный мат…
Прости его, мама: он не виноват,
он себе на душу греха не берет —
он не за себя ведь — он за весь народ.
Чуть за Красноярском — твой лесоповал.
Конвоир на фронте сроду не бывал.
Он тебя прикладом, он тебя пинком,
чтоб тебе не думать больше ни о ком.
Тулуп на нем жарок, да холоден взгляд…
Прости его, мама: он не виноват,
он себе на душу греха не берет —
он не за себя ведь — он за весь народ.
Вождь укрылся в башне у Москвы-реки.
У него от страха паралич руки.
Он не доверяет больше никому,
словно сам построил для себя тюрьму.
Все ему подвластно, да опять не рад…
Прости его, мама: он не виноват,
он себе на душу греха не берет —
он не за себя ведь — он за весь народ.    

        Как много осталось  чудесных стихов не помещенных здесь. Да это, я думаю, и не надо было. Наверное, самое главное я попытался показать  себе и читателю тоже, тот огромный пласт стихов о женщине, о любви, о  матери и как менялся мотив стихов во времени. И это самое главное.
       Дорогой читатель, любите стихи, они приближают к Богу и заставляют расшевелить нас и глубоко мыслить. Если я чем- то затронул ваши струны души, то я буду очень рад!