Ангел винтокрылый

Галина Лоскутова 2
В одной сейсмопартии служил пилотом вертолёта некий Александр Уфимцев. Он был ещё молод, неопытен, сразу после училища. Как вся молодежь того времени, любил читать, интересовался спортом, верил в светлое будущее, был общительным, любознательным и добросовестным. Настолько добросовестным, что иногда делал больше, чем определяло лётное задание.

Однажды начальник отругал его за то, что Александр возил с собой небольшую библиотечку и приказал убрать все книги с борта. На следующий день Сашу отправили с продуктами к геологоразведчикам, которые задержались во время вынужденных простоев в тундре. Саша по ошибке вместо продуктов сбросил геологам книги. И снова получил нагоняй.

В другой раз он прилетел к геологам в тот момент, когда те проводили подземные взрывы для прокладки профиля. Недалеко от места взрыва он увидел старика охотника, который, лежа ничком на земле, слушал землю. От него-то Саша и услышал впервые легенду о сихиртя – народе, который когда-то ушёл под землю вместе с оленями и мамонтами. Илко (так звали охотника) утверждал, что у сихиртя сейчас беда, земля клокочет, «совсем им худо». Пилот же стал объяснять старику, что это взрыв, который производят в научных целях геологи, на что старик ответил, что нельзя взрывать недра, «там ведь жизнь!». Как истинный комсомолец, Саша принялся читать старику лекцию, что из земных недр надо извлекать полезные ископаемые и строить заводы, фабрики и проч., что страна от войны до сих пор не оправилась, «а вы, дяденька, о несуществующем народе беспокоитесь» и решил по доброте душевной доставить старика в другой район. Вместо «спасибо» за просветительскую работу с населением, Саша снова получил нагоняй от начальства. На этот раз за то, что возит на борту посторонних. И пообещал в следующий раз влепить выговор.

Далее была запомнившаяся всей геологической партии история с медведем. Лето было жаркое, начались пожары. Александра отправили спасать сейсморазведчиков. Прилетел он к ним, когда из леса уже побежало пострадавшее от огня мелкое зверьё и огромный медведь. Пришлось вместе с людьми забирать и всю эту стонущую ораву. Медведь был матёрый, вместе с людьми его было везти опасно, его подцепили к подвеске и в таком виде доставили в безопасное место. За очередную хулиганскую выходку начальник пообещал Александра уволить, но областная газета написала о нём очерк и парня просто перевели в другой отряд. С глаз долой, как говорится. «Не вертолёт, а летающий зверинец!» – возмущался вместо прощания начальник.- «Медведь весь поседел от твоего циркового представления. Среди местных слух пробежал, что медведи научились летать!».

Потом Саша спас девушку от нападения зэка. За то, что он сделал это самовольно, парень снова схлопотал. И снова обошлось. Нельзя же наказывать так строго героя.
Позже, по результатам сейсморазведки, бригада буровиков поехала бурить скважину, Саша тогда сопровождал их колонну. И на свою беду снова встретил охотника Илко, который с истошным криком бросился к вертолёту во время его посадки в тундре. Буровая бригада везла на точку огромную махину буровой вышки, причем, в собранном виде. Этакая башня высотой более 20 метров! Тракторов, которые её тянули, за деревьями было не видно, поэтому охотнику показалось, что вышка, покачиваясь, плыла по суше сама собой. Саша снова взял старика на борт и сверху показал полную картину этого мероприятия. И снова получил за посторонних на борту. На этот раз его припугнули лишением лётного свидетельства.

У буровиков на новом месте начались проблемы с жильём.  Буровой мастер запросил вагончики, но ему отказали, потому что ни один вертолётчик не отважился нести такую тяжесть на своей машине. Решился на это один наш герой. Конечно Саша. На свой страх и риск он доставил буровикам один вагончик, но крайне неудачно. Постройка оказалась не жилищем, а загруженным под завязку складом для инструментов и превышала допустимый вес груза. Вагончик сильно занесло в сторону. Саша его вовремя отцепил, и груз с грохотом упал, запутавшись в стропах. Поднимая клубы песка, он глубоко зарылся в грунт. Снова неприятности. Но слава богу никто не пострадал! Поскольку это был первый опыт доставки подобных грузов по воздуху, ему снова всё простили. Но позже, когда для вертолётчиков построили целый вагон-городок, Саше жилья не досталось. Ему как семейному пообещали дать отдельное жилье, если он привезёт семью. Жена приехала, посмотрела на «этот ужас» (детского сада и школы нет, продукты «с вертолёта») и уехала обратно в Москву. Семьи нет – значит и квартиры не будет, - сказал ему новый начальник.

И так на протяжении первых нескольких лет лётной практики. Чем больше он нарабатывал опыта и чем больше о нём говорили как о ямальском асе, тем больше ему доставалось. Обещали и выговор, и увольнение, и дисквалификацию, но дальше угроз дело не доходило. Ценили.

Вот так он и жил на волоске от увольнения. Была у него способность выходить сухим из воды, потому что делал столько всего хорошего, что кто-то обязательно за него вступался.

Однажды, во время очередной проработки Александр заявил: надо создавать специальную спасательную службу! Работа у первопроходцев настолько опасная, что их постоянно приходится спасать. Задание заданием, а людей нельзя оставлять без помощи. Начальник его, как всегда, отругал и снова обещал наказать. Не знал только как именно, потому что все козыри были исчерпаны, не знал какой бедой ещё запугать. «У нас пилотов не хватает», - попытался он воззвать к его разуму. – «Ребята с ног валятся. А тебе целую службу подавай, мечтатель! Ты это брось! Делай, что прописано в инструкциях и лётном задании». Насупившись, пилот ответил: «Не будет у нас коммунизма с таким отношением к людям». Начальник бессильно вздохнул и… в очередной раз его не уволил. Только после этого заметили коллеги, что посылать Сашу стали в основном на спасательные операции. Так Александр начал спасать всех и вся на законных основаниях. Но однажды помощь понадобилась ему самому…

К этому моменту в семье его было всё предельно драматично. Жена по-прежнему отказывалась ехать «в эту Тьмутаракань», начальство продолжало отчитывать, друзья перестали понимать, поскольку, спасая других, он подставлял не только начальство.
Дело было под Новый год. Ему дали задание доставить детей из интерната к родителям. Не ближний свет. В «нагрузку» подсадили партийного бонзу из Москвы, который бубнил всю дорогу: «непонятно зачем такие деньги вбухивать в эти болота, есть же у нас газ и нефть в других регионах». Небезызвестный старик-сказочник тоже был на борту. Илко поранился на охоте, его надо было доставить в больницу. Вот с этой разношёрстной публикой Александр и полетел в посёлок N. С погодой не повезло, прогнозы не всегда оправдывались. Началась сильная метель и экипажу пришлось сделать вынужденную посадку. Где-то рядом, судя по карте, должна была находиться избушка связистов линии Игарка – Москва, оставшаяся после 501 стройки. В вертолёте дети могли замёрзнуть, поэтому решили пешком пробираться к спасительной избушке, укутав детей своей одеждой и взяв самых маленьких на руки. Чиновнику такое испытание пришлось не по душе, и он снова стал возмущаться, обещая «всех тут разогнать».

- Ну и где ваше Яму-Янто? – кричал он сквозь вьюгу в спину Александру. – Долго ещё по сугробам будем вязнуть?
- Не Яму-Янто, а Ямыл-и-Муяганто, - поправил его Александр.
- Не Ямыл-и-Муяганто, - поправил его в свою очередь охотник, -  а …- и произнёс название озера на своём языке, даже отдалённо не похожее на занесённое на карту. – Оно совсем в другом месте.

Так Саша понял, что картограф ошибся. Записывая названия объектов на слух, он переврал название озера, поскольку ненецкий и русский – очень разные языки, а в том месте, где они сейчас находились, находился ручей с похожим названием.
Наконец добрались до избушки. Их встретил связист этой линии и напоил чаем. Когда все оттаяли и повеселели, встал вопрос, что теперь делать дальше. Других вариантов кроме как ждать подмоги, Александр не увидел и приуныл, представив, как ему снова придётся выслушивать, что от него больше вреда, чем пользы. Тут он увидел на полке, рядом с допотопным настенным телефоном, сборник Экзюпери и сразу узнал его. Это был его собственный том, он даже помнил, как бережно упаковывал его перед тем, как сбросить геологам. Самому ему читать было некогда, а другим может пригодиться. И пригодился! Судя по нынешнему состоянию издания, книга была зачитана буквально до дыр. Уловив недоумённый взгляд Саши, связист объяснил:
- Сейсмики подарили недавно целую стопку книг, когда уезжали с очередной точки. Всё время возили их с собой, на этот раз им просто места не хватило. Решили отдать в хорошие руки. Хотел буржуйку этими книжками растопить, потом почитал однажды со скуки. Так понравилось! – загорелись у парня глаза и он зачитал небольшой отрывок из «Планеты людей».

Дети, согревшись, вспомнили о родителях и наступающем празднике и начали хныкать. Им показалось, что родители забыли про них, потому что в интернат они приезжали редко, все время пропадая на работе. И «никому мы не нужны на этой вашей планете людей!», - всхлипнула маленькая девочка в стираном фланелевом халатике. Пришлось детвору успокаивать. И тогда связист, толком не зная, как обращаться с детьми, потому что годами безвылазно сидел в этом богом забытом углу, прочитал детям «Маленького принца». Наизусть! От начала до конца! После чего к воспитательному процессу подключился Илко, рассказав детям легенду про гагару, которая долго ныряла под воду, принося в клюве землю со дна океана. Так она создала в бесконечном океане небольшой островок, свив там гнездо. «Это была первая суша, которой раньше не было», - окончил свой рассказ старик, поправляя бинты на руке. А Саша подытожил: вот так и ваши папы с мамами трудятся с утра до вечера, чтобы свить вам гнездо. А ещё им надо найти под землей много полезных ископаемых, чтобы жизнь у нас у всех была счастливой. Саша бросил взгляд на старика, опасаясь, что тот начнёт ругаться, что нельзя вскрывать подземные кладовые, но старик впервые в жизни покачал утвердительно ему в ответ. «Родители вас любят, они хорошие», - сказал он, погладив девочку по голове. Девчушка улыбнулась, озарив избушку светом детской радости, и все бы было ничего, если б в этот момент не проснулся важный пассажир, которого сморила многодневная усталость длительной командировки. Нервы у него окончательно сдали, он взметнулся и в отчаянии прокричал Александру: «Придумайте же что-нибудь! Конец года, на работе дел по горло! И дома всех нас ждут!»  И дети снова в голос заплакали, теперь уже навзрыд. Саша стоял посреди избушки в замешательстве. Собственных детей у него ещё не было, с чужими никогда не сталкивался. И тут на глаза ему попался старый запылившийся телефон. Можно сделать вид, что он звонит Деду Морозе или Снегурочке. Или ещё лучше – родителям этих детей. Как потом будет выпутываться, он пока не знал, но, как всегда в таких случаях, решительно пошёл своей судьбе навстречу.

Он снял с аппарата трубку и низким голосом, изображая сказочного персонажа, произнёс «Алле…».
Дальше он не договорил. Потому что трубка заговорила ему в ответ…
Прямо как в сказке!

Поворот событий оказался настолько неожиданным, что застыли от изумления даже дети. Откуда здесь связь? В глухом месте на краю земли, куда даже вертолётом невозможно долететь? Выяснилось, что после закрытия лагеря здесь оставили не только домики связистов, но и саму связь. Только о ней практически никто не знал.
Можно представить, какой предновогодний подарок свалился этим людям в канун Нового года. Дети вновь услышали родные голоса. Чиновник дозвонился до своих. Илко попытался дозвониться до сихиртя, чем всех очень позабавил, а Александр поспешил доложить начальству о ситуации с вертолётом. Позже, сообразив, что у него появилась уникальная возможность поговорить с женой, позвонил и ей. Долго, правда, не решался, но наконец собрался с духом.

- Алло, ты где? Мы уже не знаем, что думать! – услышал он в трубке её испуганный голос. - Мне позвонили, сказали, что ты пропал.
- Нет, я жив. Со мной всё в порядке. Не беспокойся.
- А откуда звонишь? Ты в Москве? На Новый год прилетел? – обрадованно спросила Лидия (так звали жену).
- Нет, я здесь, в тундре. Не выберусь никак. Не получается. Хорошие люди дали возможность позвонить по правительственной связи. А прилететь ну никак, извини!
Пауза. Александр приготовился снова выслушать про Тьмутаракань, из которой невозможно выбраться, но услышал решительный голос жены:
- Тогда я к тебе прилечу! Уже билет купила, завтра вылетаю.

Метель стихла. Дети, визжа от радости, бегали по избушке. Угомонился даже чиновник. Старик учил связиста заваривать чай из местных трав. И вдруг сквозь детский гомон Саша услышал знакомый стрёкот «вертушки». Это его коллеги спешили на помощь. На этот раз все спасали его…

Прошли годы. На Ямале была создана специальная спасательная служба. Первый, кому предложили там работать, был наш Саша. Александр Викторович, - как уважительно к тому времени его называли.

А ещё через какое-то время на крыше торгового центра в одном из ямальских городов был установлен Ми-8. Однажды мимо этого здания проходили пожилой седовласый мужчина с подростком. Последний остановился и спросил:
– Дед, а ты на таком летал?
– Да, на таком, - ответил мужчина.
- А многих ты спас?
- Да прилично.
- Ты герой, - с гордостью произнёс внук.
- Тогда все были герои, - ответил ему дед.
- Ты же их спасал? Значит был для них ангелом-хранителем. А это больше, чем герой, - задумчиво произнёс ребёнок и посмотрел в небо.

Все события и герои вымышлены. Любые совпадения с реальными личностями случайны