La Dolce Vita

Олег Сенатов
Советский средний класс всегда был подвержен следованию моде. Каждое очередное поветрие со скоростью эпидемии охватывало весь «бомонд», и, постепенно оттачивая форму, держалось долго, пока не сменялось поветрием новым.
В 1960 году  вышел фильм Феллини “La Dolce Vita” («Сладкая жизнь»), ставший необыкновенно популярным в странах Запада. В Советском Союзе его, конечно же, не показали, но в нашей околохудожественной  прессе о нем писали много, и он стал излюбленной темой разговоров нашей «приличной публики». Говорили, что в нем показана «сладкая жизнь» забугорных высших классов, выражающаяся в развлечениях в виде  танцев под рок-н-ролл, обильного потребления спиртного, и свободного секса; там даже – тут дамы понижали голос – показан стриптиз.
К этому времени у населения появились привезенные из-за границы магнитофоны с мощной акустикой, и широко распространились ленты с записями рок-н-ролла. В результате сложилась мода на многолюдные вечеринки с танцами под магнитофон и обильными возлияниями вин; их участники без труда находили партнеров для мимолетных связей. В начале шестидесятых «сладкая жизнь» по-советски уже распространилась если не по  всей стране, то в столицах.
Мне запомнился ее эпизод, когда мы, трое соучеников – Коля, Саша и я - провели зимние студенческие каникулы 1961года в доме отдыха «Истра».
Стоя в очереди на регистрацию по приезде, мы стали невольными свидетелями следующего разговора. Директор –  немолодой плешивый мужчина – обратился к двум молодым людям на вид попроще, с такими словами:
- Вы – студенты какого института?
- МАИ.
- То-то я и вижу, что приличные ребята. В этом заезде есть студенты из Университета; они о себе высокого мнения, и склонны к антиобщественному поведению. Так вы за ними, пожалуйста, присмотрите!
Нас поселили в комнате на четверых. Четвертым оказался студент-медик Миша – богатырски сложенный вылитый красавец. Саша – большой насмешник – сразу принялся над ним подтрунивать, но Миша смог ему ответить, показав ум, вкус и характер, и мы его приняли в нашу компанию; нам было интересно пообщаться с будущим специалистом по профессии, сильно отличавшейся от избранной нами физики.
Директор ошибся в своих опасениях относительно нас; тон задали не мы, а компания студентов из МИГАиК (Московский институт Геодезии, Аэросъемки и Картографии). Они привезли большой магнитофон «Грюндиг», и в первый же день созвали всех отдыхающих на  праздник начала десятидневного сеанса «сладкой жизни». Сразу сообразив, к чему идет дело, мы сходили в пристанционный магазин за водкой и закусью, и к девяти вечера пришли в зал, предназначенный для «культурного» отдыха: чтения, там, шахмат, и проч.; здесь уже вовсю ревел магнитофон, заполняя весь объем здания последними хитами рок-н-ролла. Столы, отодвинутые к стенам, чтобы освободить площадку для танцующих, были уставлены горячительными напитками и снедью, и несколько пар уже извивались в танце. В центре всеобщего внимания находились студенты МИГАиК – Таня, крупная сексапильная брюнетка, и «болгарин» (а на самом деле еврей) Борис. В нашей компании танцующим был только Миша, а мы с Колей и Сашей выпивали, слушали музыку, и смотрели на танцующих, и это было весьма приятное времяпровождение.
Выпитый алкоголь ослабляет барьер, возведенный личностью для защиты от внешнего мира, и ты в нем растворяешься, радостно с ним сливаясь. Ты уже не отделяешь себя от окружающих тебя незнакомцев, и все они кажутся милейшими людьми, и ты - один из них. И атмосфера бесшабашного веселья пропитывает все твое существо; это - коллективное счастье, и время летит незаметно.
Вдруг в зале появился директор; от внутреннего напряжения его движения были скованы и лицо – бледно. Властным безапелляционным тоном, громко, - так, что его было слышно даже на фоне неистовавшего магнитофона, - он сказал:
-Товарищи! Время – двенадцать ночи. Согласно правилам распорядка дома отдыха ваше мероприятие прекращено. Прошу всех разойтись по своим комнатам.
Танцующие пары, замершие, было, на время директорской речи, как ни в чем не бывало, продолжили пляски. Простояв неподвижно некоторое время, директор резко повернулся, и быстро ушел; забегая вперед, сообщаю: больше мы его не видели до самого отъезда; на это время распорядок жизни дома отдыха устанавливался отдыхавшими в нем студентами. Наш день проходил согласно следующему типовому расписанию.
Мы вставали к завтраку, когда уже было совсем светло, и после него отправлялись в лыжную прогулку по окружающим лесам. Стоял сильный холод: ниже двадцати градусов, но нам было нипочем: обернув нижнюю часть лица шерстяным шарфом, чтобы не отморозить нос, я мог ходить на лыжах часами.
Мы исследовали все окрестности Истры, включая станцию Новоиерусалимская, но нам даже не приходило в голову взглянуть на руины знаменитого монастыря: мода на церковную архитектуру охватит интеллигенцию позже – с конца шестидесятых.
 Хождение на лыжах занимало все светлое время суток, с перерывом на обед; в пять  часов темнело, и мы возвращались в свою комнату, чтобы позаниматься любимым интеллигентским занятием: трепом  обо вся и обо всем. Посетив пристанционный магазин еще до ужина, после него мы шли на танцы, которые продолжались до трех ночи.
И именно здесь, на танцах, развивался главный сюжет нашего здесь времяпровождения: «сладкая жизнь». Сначала из ее триады: Вино, Танцы и Секс на виду были две первых компоненты; секс же, по некоторым признакам, имел место в тиши жилых комнат.
Однако, по мере того, как дни шли, танцы приобретали все более разнузданно эротический характер; здесь, по-прежнему, лидировали Таня и Борис, и наблюдение за этим нарастанием сопровождалось подлинным азартом. Я ждал: вот-вот наступит кульминация, и Таня, как героиня «Сладкой жизни» Феллини, покажет нам стриптиз. Однако Таня, подойдя к самой грани самообнажения, всякий раз делала шаг назад.
Наше пребывание в «Истре» уже приближалось к концу, а мы все не могли дождаться стриптиза, когда обстановка на танцах вдруг поменялась: среди отдыхающих появилась новая танцовщица; мне она была известна, как ассистент кафедры «Теории колебаний» Университета Дианова (я учился на той же кафедре). Это была изящная, идеально сложенная  блондинка с интересным лицом и изысканными  жестами. Ее манера танцевать сильно отличалась от Таниной; - место соблазнительной податливости пышного Таниного тела заняла пикантная грация темпераментной вакханки. В вихре движений новой танцовщицы эротика тоже присутствовала, и немало, но на первом плане выступал ее артистизм. По своем появлении Дианова потанцевала с несколькими мужчинами, но вскоре ее постоянным партнером стал наш приятель Миша, который показал себя великолепным танцором.
- Какая женщина! И как танцует! – твердил он нам восхищенно.
В последние дни нашей «сладкой жизни» тон задавали Дианова и Миша, оттеснишие Таню и Бориса на периферию, и их артистизм облагородил эротику, ее эстетически сублимировав.
Директор дома отдыха был неправ: влияние Университета  всегда –только во благо!
                Февраль 2023 г.