О переживании обзора жизни

Дмитрий Саночкин
Один человек рассказывал случай из своей жизни. Однажды в начале 90-х годов ее сбила машина. Травм серьезных не было, водитель, который совершил наезд, отвез ее в больницу, в которой она долго не задержалась. Ее осмотрели там и вскоре отпустили домой. Она рассказывала, что во время происшествия она пережила состояние, в котором перед ее мысленным взором была прокручена в обратном порядке вся ее жизнь. Видение промелькнуло мгновенно, хотя охватывало собой большой промежуток времени - человеческую жизнь от момента рождения и до текущего ее возраста.

Интересно, что, по ее словам, состояние это возникло во время бодрствования, а не в момент клинической смерти.

Ниже несколько отрывков из книг, в которых описываются схожие переживания, возникающие у людей в моменты клинической смерти, а также в результате мистических опытов.

1. Рэймонд Моуди «Жизнь после жизни»:
«Появление Светоносного существа и его невербальные вопросы-испытания предшествуют напряженному и потрясающему моменту, во время которого оно показывает умирающему масштабную картину его жизни. Очевидно, что существо знает его жизнь и что ему самому не нужно о ней спрашивать. Единственное, чего оно хочет, - подтолкнуть человека, чтобы, умирая он задумался о ней.

Этот обзор можно сравнить с воспоминаниями, поскольку он больше всего похож именно на них. Однако у него есть ряд черт, которых нет ни у одного из известных типов памяти. Прежде всего, необычайная скорость, с которой он происходит. Некоторые из опрошенных рассказывают, что воспоминания быстро мелькали одно за другим в хронологическом порядке, другие же вспоминают, что при этом не чувствовали вообще никакой временной последовательности. Воспоминания были «моментальными и одновременными»; все появлялось сразу, и их можно было охватить единым мысленным взором. Почти все в один голос говорят, что этот опыт длился всего несколько мгновений земного времени.

Все, с кем я говорил, соглашались, что прожитое проходило перед ними в зрительных образах. Ретроспектива меняющихся картин проходит на немыслимой скорости, однако она оказывается невероятно живой и реальной. Некоторые говорят, что образы возникают в живых красках, трехмерные и подвижные. Иногда это похоже на «мелькание» цветных картинок, однако человек воспринимает и узнает каждую из них. Иногда даже при виде этих картин люди снова переживали те же эмоции, которые имели место в их реальной жизни.

Некоторые из пациентов, с которыми я беседовал, говорят мне, что они не могут понять почему, но ретроспективный «показ» включал в себя все события прожитой жизни: от самых незначительных до наиболее важных. Другие рассказывали, что в основном видели самые яркие моменты, «когда они достигали вершины». Некоторые утверждают, что после этого опыта они еще долго могли помнить все, вплоть до мельчайших деталей» (с. 64-65).

2. Рудольф Штейнер «Очерк тайноведения»:
«Ближайшие переживания после смерти еще в одном отношении совершенно отличаются от переживаний во время жизни. Во время очищения человек живет некоторым образом в обратном направлении. Он еще раз переживает все то, что он испытал в жизни с момента рождения. Он начинает с событий, непосредственно предшествовавших смерти, и еще раз переживает в обратном порядке все, вплоть до детства. При этом перед его взором духовно происходит то, что во время жизни исходило не из духовной природы его «Я». Но и это переживает он теперь в обратном виде. Человек, умерший, например, на 60-м году и причинивший на 40-м году кому-нибудь в порыве гнева физическую или душевную боль, еще раз переживает это событие, когда в своем обратном жизненном странствии после смерти он доходит до этого 40-го года. Но только он переживает не удовлетворение от этого поступка, которое испытал при жизни, а боль, которую он тогда причинил другому.

Из вышесказанного можно увидеть, что только то ощущается после смерти мучительно, что родилось из вожделений «Я», коренящихся лишь во внешнем физическом мире. В действительности «Я» вредит не только другому, но и самому себе, удовлетворяя такие вожделения. Но только вред, наносимый самому себе, остается для него при жизни невидимым. После смерти весь этот мир губительных вожделений становится видимым для «Я». И к каждому существу, и к каждой вещи, в связи с которой загорелось такое вожделение, «Я» испытывает тогда влечение для того, чтобы это вожделение, как оно возникло, так могло бы быть и уничтожено в «пожирающем огне». Лишь когда человек доходит в своем обратном странствии до момента своего рождения, все подобные вожделения оказываются прошедшими через очистительный огонь; теперь ему ничто не препятствует вполне отдаться духовному миру, и он поднимается на новую ступень бытия. И как распались при смерти физическое тело, а вскоре затем и эфирное, так теперь распадается та часть астрального тела, которая может жить лишь в сознании внешнего физического мира. Таким образом, для тайноведения существуют три трупа: физический, эфирный и астральный» (Цит. по: В.М. Розин. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. - М., 2020, с. 104-105).

3. Согласно Эмануилу Сведенборгу, «в момент смерти наблюдается видение света - чего-то яркого и туманного, и имеет место «пересмотр» собственной жизни, ее добрых и дурных дел» (Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1991, с. 89).

Когда читаешь такого рода описания, то могут возникать сомнения в их подлинности. А вдруг авторы придумали все это? Но когда тебе рассказывают о том же самом знакомые люди, то начинаешь верить в то, что подобные состояния реальны. Случай, описанный вначале, косвенно подтверждает подлинность цитируемых отрывков. И хотя состояние, которое пережил человек, случилось с ней наяву, но это было схожее состояние сознания. Выходит, что аномальные явления сознания тоже реальны, реален обзор жизни, описанный выше, а значит могут быть реальны и другие возможности - например, экстрасенсорного восприятия - ясновидение, телепатия, прогностика? Кроме того, данная история может косвенно подтверждать и реальность случаев посмертного опыта души. Очевидно, что наука знает еще далеко не все о свойствах сознания и психики человека.