Вершки и корешки неуверенности в себе

Ирина Градова
В данной статье будут рассмотрены некоторые особенности неуверенности, от психологических аспектов слов «уверенность» и «неуверенность» до возможных вариантов все большего и большего раскрытия (развития, укоренения) Себя Уверенного.

Поскольку я совсем далека от мысли упрощать тему неуверенности в себе, то для начала предлагаю такую интерпретацию слов «уверенность» и «неуверенность», которая может содержать в себе многие ключи работы с запросом на проработку неуверенности. Подчеркну, что интерпретации слов «уверенность» и «неуверенность» предлагаются для психологического контекста (хотя они могут быть рабочими и для иных случаев).

В слове уверенность есть «у» и есть «вера» или «верить».
1 «Верить» может обозначать «ведать» о чем-то, владеть данными, информацией или что-то «знать».
2 «Верить» - это не просто знать, а знать наверняка, не просто понимать, а ясно понимать или представлять, видеть, иметь прозрачный образ чего-то, осознавать суть явлений, процессов, происходящих в себе самом.
3 «Верить» в качестве синонима «знать», включает и понимание, познание, осознание не только через рациональное знание, но и восприятие знаний через эмоции, чувства, а также способность наблюдать за телесными откликами относительно любых информационных стимулов. Верить равнозначно «чувствовать» знания о себе и «воспринимать телесные отклики» на знания о себе.
NB: чувства и телесные отклики НЕ будут надежными инструментами отделения "своих" знаний от "несвоих" (работающих на мое счастье или на мое несчастье), пока в поле видимых и невидимых мыслей не наведен порядок.
4 "Знать" - это одновременно получать и обрабатывать информацию рационально и интуитивно (интуиции посвящены отдельные статьи, поэтому сейчас лишь вскользь о ней).
5 Чтобы слышать (принимать, получать) интуитивное знание требуется скил по остановке бега мыслей, по управлению шумными мыслями, по укрощению обезьяны ума.
 
Соответственно:
уверенность – это когда я нахожусь У моей ВЕРЫ или У моих ЗНАНИЙ (представлений) о себе, у моего ясного понимания себя, у некоего понятного мне представления о себе, запитанного на познании своего уникального внутреннего мира, понятного только мне.
Уверенность равносильна тому, что «я себя самого достаточно знаю, я себя надежно чувствую, я себя комфортно телесно ощущаю».

В случаях, когда речь идет об неуверенности, то я себя НЕ знаю. Или же то, что я знаю о себе, не работает конструктивным образом на меня, мешает мне жить, когда хочу так, а получается все и всегда шиворот-навыворот.

Почему же часто результат противоположен мысли-намерению?
Если ответить лаконично, то:
человек не видит свою ментальную матрицу, не исследовал свои подсознательные установки, не расчистил «кучи мусора своего подсознания».

Интеллект, который отвечает за принятие решений, предлагает определенный способ, а подсознательные установки «выкручивают», выстраивают ситуацию под себя.
И на выходе результат: хотел так, а получилось все иначе.

Приведу один из недавних примеров. Девушка обратилась с запросом: «Хочу понять, что произошло, правильно ли я поступила, ситуация не дает мне покоя, все время думаю об этом. Я дала денег взаймы молодому мужчине. Просил 500 рублей, дала 1000. Он военный. Ухаживал. При встречах в другом городе оплачивал кафе и прочее. Меня все устраивало. Он мне нравится. Когда попросил денег, у меня возникли мысли: «Я что ли мама ему?.. Мы что ли товарищи?.. Романтики больше не будет?..» Обещал отдать 10 числа. Не перевел. Прошло 11-ое. 12-го я написала сообщение с разными, мягко говоря, нелестными словами в его адрес: «И вот так-то ведут себя доблестные военные?..» 13-го он проявился. Деньги вернул. Также выразил свое четкое мнение обо мне. Не знаю, что думать обо всем этом. Что могло быть сделано иначе?»

В процессе поиска той установки, которая сформировала ситуацию, обнаружили, что у девушки активен алгоритм «ПОМОГАТЬ = ОБИЖАТЬСЯ», у данной установки был образ и были ощущения в теле.

Девушка призналась, что ее намерение помочь, а также следовавшие за ним действия, чаще всего оборачивалось тем, что она начинала обижаться.
С разных сторон просмотрели ситуацию. Она сама увидела, что к чему. Также девушка приняла, что если намерена дать денег взаймы, то следует быть готовой их подарить (или с ними расстаться). А если не готова к такому исходу, то лучше не давать денег взаймы.

Ключевое: когда человек осознает те алгоритмы, которые могут автоматически включиться, то он способен их дезактивировать и начать осознанно действовать иначе.

Неуверенность в себе является комплексным результирующим состоянием мыслей, эмоций, тела, маркером множества, происходивших в человеке процессов, обстоятельств, ситуаций.

Среди компонентов неуверенности можно назвать следующие:
тревожность
страхи
контроль
вина 
обида
стыд
низкая самооценка
спящий взрослый
проблемы самореализации 
виктим (жертва)
абьюзер 
спасатель
одиночество
непонимание себя (нераскрытость своего уникального внутреннего мира) 
идеализация себя
состояние нехватки
непознанность (непринятость, недолюбленность) себя,
неумение управлять мыслями,
неумение выражать широкий эмоциональный спектр,
вялое (малоактивное) тело,
ослабленная воля.
И многое другое.

И это все «вершки».
А задача - обнаружить «корешки».

Корешки необходимо ясно увидеть и вытащить, поскольку каждое из перечисленных состояний мыслей, эмоций, тела интегрировано в старые нейросети или подсознательных алгоритмы рефлексорики (в глубинные директивные установки, в ограничивающие убеждения).

И эти алгоритмы (схемы, модели) не видны. На поверхностном речевом уровне маячат их фрагменты. И этого уже много, поскольку они-то и помогают выйти на то, чтобы разобрать механизм, включающий получение того или иного эффекта, например, эффекта обиды в рассмотренном выше случае.

И вот когда в руках «вершки» в виде обиды и «корешки» в виде помогать, то человек в состоянии отделить одно от другого, он в состоянии освободить помощь от налипшей на нее программы обиды.

С обидой вообще лучше расставаться, но требуется усилие, поскольку она, обида, могла намертво соединиться с чем-то еще, например, еще у одной девушки обнаружили «отношения с мамой = обида»).

Вопрос о том, как обрести уверенность в себе, или запрос на исследование причин неуверенности в себе уже стал массовым, с ним обращаются и домохозяйки, и топ-менеджеры, и женщины, и мужчины.

Абсолютно идентичных наборов причин неуверенности не существует, их конфигурация уникальна для каждого, при этом есть общие закономерности ее формирования.

Самое прекрасное – это то, что пришло счастливое время раскрывать, усиливать и укоренять в себе уверенность.

Это может произойти через многослойный анализ вершков и корешков, то есть через исследование видимой части речи, с одной стороны, и, с другой, через обнаружение скрытых от «невооруженного» взгляда коварных подсознательных, управляющих ментальных установок, ловко ускользающих от взгляда человека, через разотождествление с привычными мыслями о себе, с образами себя, через трансформацию своей самооценки, через работу над силой воли, над диапазоном и выражением эмоций-чувств, над активным телом.

Обнаружить и раскрыть в себе уверенность – необходимое условие для счастливого, перспективного, созидательного движения по жизни, а захотеть поработать с вершками и корешками – воля и выбор каждого.

КАЖДОЙ И КАЖДОМУ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ!