Письма Учителю. Чехарда с министрами

Евгений Садков
 "                Уважаемый редактор журнала "Ясная Поляна",

 великое дело двигаете. Ещё в мартовском письме, 1861 год, Вы напоминаете Ергольской о планах издания упомянутого печатного издания при яснополянской школе.

 Вместе со вторым подаете просьбу в министерство народного просвещения о разрешении с 1 июля издавать журнал.

 В своем письме Татьяне Александровне не указываете, к какому министру попала бумага. Дело в том, что 1861 год ознаменовался чехардой в назначении руководителей нашего просвещения.

 Первым в кабинете министров, назначенных Александром-освободителем оказался Е.П.Ковалевский (старший). Следуя заветам монарха, Евграф Петрович заботился о воскресных школах. Походу, Вы со своей инициативой попали в струю.

 В том же году его сменил Е.В.Путятин. Походу, чисто техническое перемещение. И диаметрально противоположные цели. Очевидно, триггером этих событий послужили студенческие волнения, в том числе и в Вашей "студенческой" Казани. Они же заставили резко "взявшего под уздцы" спешно подать в отставку.

 К концу года Путятина сменяет А.В.Головнин, лично знавший И.С.Тургенева, приобщившего будущего министра просвещения к российской литературе.

 И в этой чехарде с министрами будущего России Вы решили издавать педагогический журнал. Начало при первом, расцвет при, как его называли студенты, "отморозке" и закрытие при предшественнике Вашего дальнего родственника Д.А.Толстого.

 В чем же была идея выпуска журнала? Сейчас трудно представить подобное, свободное воспитание! Отказ от учебной программы, расписания, оценок и школьных предметов.

 И все это отражалось на страницах нового издания. Ну, Лев Николаевич, Сухомлинский нервно курит в сторонке.  Не так давно случайно разговорился с одним пожилым человеком. Его дочь, перебравшись в Финляндию и пройдя переподготовку, учительствует в начальной школе.

 Есть сходные элементы. Или в свое время, готовясь к отделению от Империи,финны решили взять здесь самое лучшее. Ну и пачку Ваших педагогических журналов.

 Здесь же убыточное издание закрылось через год.  Ваш идеализм обеднел ещё на три, как говорят ныне, "тыра", золотом.

 Поделом, граф. Как будущие строители коммунизма решили перемахнуть через историческую пропасть. Детей рабов сделать свободными?

 Через полвека все вернулось на круги своя.

                Ваш такой же, как и они, ученик ЕС

 A propos!Извините, Лев Николаевич, не хочу иллюстрировать свое письмо Вам портретами министров просвещения. Никаких! А вот красавицы и первой в мире женщины-профессора математики, наоборот, с превеликим удовольствием. Зацените, граф, фейс и лук!Интересно, каким боком, после фиктивного брака, она приходится Евграфу Петровичу?"