Статьи о кошках - Персидские мотивы - 6

Заринэ Лоренцовна Арушанян
(первоначальный вариант текста статьи, опубликованной в журнале "Мой друг КОШКА" №2-2011 г., Москва)

Статьи о кошках - Персидские мотивы - 6

ЖЕМЧУЖИНА ВОСТОКА

В одном из 54 писем другу – профессору медицины из Неаполя Марио Скипано (Mario Schipano), после смерти Пьетро Делла Валле опубликованных его сыновьями в книге «Путешествия Пьетро Делла Валле - пилигрима» (Viaggi di Pietro della Valle: il Pellegrino), он писал, что этих кошек впервые увидел в Персии в провинции Хорасан. Здесь напомню, что Хорасан (от древнеиранского «Хварасан», что буквально переводится как «земля, где восходит солнце») был до 2004 г. самой большой провинцией на востоке Ирана. Название «Хорасан» или «Большой Хорасан» в настоящее время используется в историографии для обозначения территорий на востоке древней Персии. Большой Хорасан охватывал территории северо-востока современного Ирана, севера и запада Афганистане и юга Туркменистане и Узбекистана.

Вот как Пьетро Делла Валле объясняет причину, почему он решил привезти в Италию кошек из Персии в одном из писем: «Велика моя любовь к моей стране и желание обогатить её по возможности тем хорошим и прекрасным, что я нахожу в любой другой стране. Так увидев в Персии породу кошек, характерных, в особенности, для провинции Хорасан , я решил их привезти в Рим. И хотя их размер и форма схожи с размером и формой обычных кошек, их красота заключается в сером цвете их волос, который одинаков по всему туловищу, без крапинок и пятен, и только на спине и голове цвет волос несколько темнее, а на груди и животе - светлее, и, в некоторых случаях, приближается к белому, словно художник перемешал краски разного цвета для получения чудесного эффекта светотени, когда один цвет плавно переходит в другой. Более того, их волосы, тонкие, блестящие, мягкие и нежные, как шелк, такие длинные, что, хотя они и не торчат в разные стороны и ниспадают, завиваются в колечки в некоторых частях, в частности вокруг горла. Наиболее красивая часть их тела - это хвост. Он очень длинный и покрыт волосами длиной 5-6 дюймов . Кошки поднимают его и поворачивают над спиной к голове, как белки, при этом конец хвоста напоминает плюмаж».

В 1626 г. Пьетро Делла Валле привез с собой из Персии в Рим для разведения породы четыре пары таких кошек. В 1747-1756 г.г. французский натуралист Жорж-Луи Леклерк граф де Бюффон (Georges-Louis Leclerc Comte de Buffon) (1707-1788) издал энциклопедический труд «Естественная История» (Histoire naturelle), в VI томе которого привёл описание кошек, сделанное Делла Валле и поместил иллюстрацию с изображением голубой длинношерстной кошки окраса тэбби. Бюффон назвал эту кошку ангорской, так как во Франции длинношерстные кошки были известны под таким названием после того, как ангорских кошек из Турции во Францию из путешествия по Средиземному Морю привёз французский аристократ Николя-Клод Фабри де Пьерес (Nicholas-Claude Fabri de Peiresc) (1580-1637 г.г.). Судя по этой иллюстрации, эта кошка отдаленно напоминала современную турецкую ангору. У нее роскошный воротник, чем-то похожий на львиный, светлые глаза и голова в форме клина, напоминающая голову современной турецкой ангоры. Но в сравнении с турецкой ангорской кошкой наших дней её широко расставленные уши расположены несколько ниже, сравнительно более короткие конечности лучше развиты и прикрыты длинной ниспадающей шерстью, а хвост не кажется столь же хорошо опушенным, как у наших современниц, хотя и в манере держать его выше уровня головы узнаваемы современные кошки этой породы. В целом изображенная в книге Бюффона кошка не оставляет впечатления такого же изящного существа, каким является современная ангорская кошка, и чем-то напоминает старотипную персидскую кошку. Граф де Бюффон не видел кошек, которых привёз из Персии Делла Валле. Но на основании приведенного описания из письма Делла Валле Бюффон сделал заключение о том, что кошки, привезенные Делла Валле, напоминают по цвету шерсти ту породу кошек, которую в то время во Франции называли шартро, а в Англии - картузианской, и что за исключением окраса они похожи на кошек из Ангоры.

Пьетро Делла Валле привёз из путешествий не только свои рассказы о далёких странах, но и диковинные вещи, которые хранил в собственном небольшом музее редких вещей. Так, он привез из Египта две мумии, хранящиеся в настоящее время в Дрезденском музее. Благодаря ему Европа узнала о существовании ассирийских наскальных изображений и клинописи, фрагменты которой он нашел на развалинах Ура и привез с собой. Редкие манускрипты, которые привез с собой Пьетро, находятся теперь в Ватикане. Также Пьетро Делла Валле бережно хранил всё, что каким-либо образом имело отношение к Маани, включая тех восемь кошек Маани, которые, как уже было сказано выше, появились у Пьетро в период его жизни с Маани в Исфахане в 1618-1621 г.г., и, которых Пьетро всюду возил с собой в дальнейшем путешествии, а затем привёз в Рим. Так перипетии человеческой судьбы оказались в очередной раз взаимосвязаны с судьбой кошачьей, и благодаря любви Пьетро Делла Валле к его «прекрасной принцессе Маани» в 1626 г. Европа впервые увидела длинношёрстных кошек.