Экономика Германии в межвоенный период

Александр Щербаков 5
Когда после победы союзников во Второй мировой войне наши пропагандисты говорили о причинах её, упирали на то, что Германия и её союзники хотели стереть с лица земли СССР, как рассадник коммунизма в России, т.е. война велась по идеологическим причинам. Но для широкой общественной массы в нашей стране не доводилось, почему же Германия напала на Польшу и капиталистические страны Западной Европы - Англию, Францию, Бельгию, Данию, Голландию, Норвегию, Люксембург. И лишь победив их, захватив военные ресурсы этих стран и обратив их экономику на нужды Третьего рейха, напали на СССР. Мало говорили и о причинах Первой мировой войны, когда никакого СССР еще не существовала, а была большая по территории, с многочисленными природными ресурсами, но слабая экономически Россия.

Как же всё обстояло на самом деле?

Экономические последствия первой мировой войны.
В подготовке Первой мировой войны кайзеровская Германия сыграла наиболее активную роль. В столкновении двух империалистических блоков Антанта воевала за сохранение колониальной добычи, немецкие империалисты требовали ее перераспределения (прежде всего, в Африке). Кроме того, ставилась задача захвата Польши, Прибалтики, Украины, Кавказа и создание за счет России мощной империи немецких монополий. Кайзеровский империализм предвосхищал грабительские цели гитлеровской Германии.

В годы Первой мировой войны в Германии сложились наиболее зрелые по тем временам формы экономического союза государства и монополий.

Центральное место среди государственно-монополистических мер воздействия на экономику занимала политика принудительного картелирования и синдицирования. Принудительное синдицирование затронуло много цементных и алюминиевых заводов, табачных и обувных фабрик. Монополии стали аппаратом войны и милитаризации хозяйства. Чрезвычайные меры были приняты и по отношению к сельскому хозяйству. Были декретированы обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов по твердым ценам, введена карточная система.

Очень важным рычагом государственно-монополистического вмешательства стало прямое участие государства в финансировании промышленности. Из 5,5 млрд. марок, инвестированных в годы войны в германскую промышленность, на долю казны приходилось около 3 млрд., т. е. более половины. Государство стимулировало развитие военного производства.

Первая мировая война принесла тяжелые испытания для Германии. Общие людские потери составили 7,5 млн человек (вместе с пленными и ранеными). Число погибших достигло 2,7 млн человек. Валовые сборы основных культур уменьшились на 35-50 %.

С 1916 г. в Германии начался настоящий голод. Больше всего он затронул рабочих, которые не могли покупать продовольствие на «черном рынке» по баснословным ценам. Реальная заработная плата сильно упала. На фабриках и заводах устанавливался каторжный режим. Рабочий день часто удлинялся до 12— 14 часов, производственный травматизм вырос более чем на 50%.

9 ноября 1918 г. в Германии началась революция. Германский император был свергнут. Власть перешла к социалистам. 31 июля 1919 г. в Веймаре была принята конституция, заложившая принципы парламентской республики в Германии.

28 июня 1919 г. Германия подписала мирный Версальский договор. По договору Германия потеряла все колонии: Эльзас и Лотарингия были переданы Франции; часть Шлезвига - Дании; Познань, часть Пруссии, Силезии и Померании - Польше; Мемель - Литве.

Германия обязывалась выплатить огромную контрибуцию в 132 млрд марок. Было конфисковано 5 тыс. паровозов, 150 тыс. вагонов, 140 тыс. коров. В последующие десять лет Германия должна была поставлять в страны-победительницы уголь, стройматериалы, химикаты, скот. Договор предусматривал разоружение Германии. Ее военно-морской флот был потоплен, авиация - запрещена. Левобережье Рейна - оккупировано Францией. Потеряно было 13% населения. Считается, что национальное богатство Германии сократилось на 49,7%.

Послевоенная разруха.
Колоссальные разрушения производительных сил привели к тому, что к началу послевоенного периода национальный доход Германии составлял лишь 50% от уровня 1913 г. Страна была ввергнута в экономический хаос, который продолжался вплоть до 1924 г. Индекс промышленной продукции продолжал сокращаться. В этом отражалась не только потеря ряда промышленных районов. Изношенное и устаревшее оборудование выходило из строя. Внутренний рынок сильно сократился в связи с обнищанием населения, а внешние рынки были потеряны.

Число акционерных компаний с 1919 по 1923 г. выросло почти в 3 раза. Особенно усилилось влияние крупного капитала. В довоенный период в Германии существовало 550—600 картелей, а в 1922 г. их было около 1000.

Между тем хозяйственная разруха в послевоенной Германии не ослабевала. Пик пришелся на 1923 г. Общий индекс промышленного производства понизился с 70 в 1922 г. до 46 в 1923 г. (1928 г. = 100). Столь резкое падение в значительной мере обусловливалось оккупацией франко-бельгийскими войсками Рурской области в феврале 1923 г. Эта империалистическая акция, проводившаяся под предлогом взимания невыплаченных репараций, явилась тяжелым ударом для германской экономики. Рур был ее основным индустриальным центром. В 1923 г. 25 % рабочих не имели работы. Заработная плата в 1920-1922 гг. покрывала стоимость жизни на 40-50 %. Произошли восстания в Баварии и Гамбурге, которые были подавлены армией. В результате страны-победительницы вынуждены были пойти на уступки.

Кризис поразил и сельское хозяйство Германии. Из-за резкой нехватки удобрений вновь упала урожайность. Значительно замедлились обороты внешней торговли. Особенно резко сократился вывоз готовых изделий (на 50%). Общая доля Германии в мировом экспорте составила в 1923 г. лишь 6% (в 1913 г.— 13%).

Не имея внутренних накоплений, правительство пустило вход печатный станок. Выпуск бумажных денег приобрел астрономические масштабы. Инфляция стала настоящим бедствием, усугубив спад производства. В январе 1923 г. золотая марка стоила 11 тыс. бумажных, а осенью бумажные деньги совершенно обесценились. Валютный кризис обусловил кризис кредита. Учетные ставки в твердой валюте достигали от 2 до 8% ежемесячно.

Инфляцию широко использовали юнкеры и кулаки, освободившиеся от огромной задолженности. Они уплатили 18 млрд. марок банкам ничего не стоящими бумажными деньгами. Обогащались и промышленники. Они продавали товары по все растущим ценам, а налоги платили обесценившимися марками. Многие из них получали в Рейхсбанке кредиты золотом. Зато разорение мелкой буржуазии приняло огромный размах. Ее сбережения сильно обесценились. Но больше всего пострадал рабочий класс. Его душила хроническая безработица. В конце 1923 г. 25% немецких пролетариев не имели заработка. Заработная плата даже в 1920—1922 гг. покрывала стоимость жизни лишь на 50—60%. Инфляция привела к ее окончательному обесценению. Реальная покупательная способность в 1923 г. составила только 30—40%.

Поэтому классовые противоречия немецкого капитализма достигли необычайной остроты. Весной 1923 г. были созданы рабочие правительства в Саксонии и Тюрингии. В Германии вновь сложилась революционная ситуация. 23 октября в Гамбурге началось восстание. Но оно было подавлено регулярной армией.

Частичная стабилизация капитализма (1924—1929 гг.).
С 1924 г. в Германии началась временная стабилизация капитализма. Это было обусловлено разгромом революционного движения, облегчением репарационного бремени, очищением Рурской области от оккупантов, стабилизацией валюты и прекращением периода инфляции. Стабилизация была связана с общими изменениями в экономике капиталистического мира. На четыре-пять лет оказался реальным план Дауэса. Одной из его главных целей стало увеличение капиталовложений в германскую экономику. Формально кредиты выдавались для обеспечения репарационных выплат. Общая сумма иностранных инвестиций в германскую экономику за 1924—1929 гг. достигла, почти 21 млрд. золотых марок, тогда как выплата репараций — только 10,2 млрд. Подавляющую часть финансовых поступлений (70%) обеспечили банкиры США, у которых накопилось много денег за годы Первой мировой воны, которые некуда было вкладывать для получения прибыли.  Многие займы предоставлялись на длительный срок и могли быть использованы для модернизации оборудования. Мировой капитализм во главе с Соединёнными Штатами выступал покровителем возрождавшегося германского империализма.

В 1924—1929 гг. в экономике Германии произошли существенные сдвиги. К концу этого периода объем промышленного, производства удвоился и превысил довоенный уровень на 13%. По общему объему промышленного производства Германия вышла на второе место в мире (после США). Было освоено производство синтетического бензина, искусственного шелка. В молодых отраслях — электротехнике, химии — темпы роста были особенно велики. На германскую почву переносились заокеанские приемы «выжимания пота». Форд и Тейлор стали учителями немецких промышленников. Все это, вместе взятое, обеспечивало рост производительности труда на 40%.

Промышленный подъем усилил концентрацию и централизацию капитала. Доминирующую роль стали играть концерны и тресты. В 20-е гг. германский финансовый капитал участвовал в двухстах интернациональных монополистических объединениях. В 1926 г. по инициативе германских промышленников был создан Европейский стальной картель, захвативший 2/3 европейского производства стали. Возросла роль Германии в мировой торговле. Обновление промышленного аппарата позволило ей обойти Англию по вывозу машин и оборудования. Масштабы германских внешнеторговых операций превосходили довоенные по импорту на 30%, а по экспорту — на 17%. Однако все это было достигнуто за счет жестокой эксплуатации рабочего класса. Конечно, по сравнению с периодом катастрофической инфляции и хаоса его положение несколько улучшилось. Сократилась безработица, повысилась реальная заработная плата. Но в 1926 г. она составляла только 60—70% довоенной и была на 20% ниже, чем у французских рабочих, и на 40% ниже, чем у рабочих в Англии. Рабочий день стал более длительным.

Катастрофические последствия экономического кризиса 1929—1933 гг.
Мировой кризис 1929—1933 гг. поразил германскую экономику с особой силой. Масштабы сокращения промышленного производства в Германии оказались катастрофическими. Особенно пострадали отрасли тяжелой промышленности. Кризис нанес урон даже крупной буржуазии и помещикам. Начался репарационный кризис и вновь на помощь немецкому империализму поспешили властители США, Англии, Франции. Они опасались повторения ситуации 1923 г. В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции. Решено было дать новые льготы Германии. Был принят «план Юнга», продиктованный США. Он предусматривал досрочное прекращение оккупации Рейнской области (в 1930 г.), сокращение общей суммы репараций до 113,9 млрд. марок, прекращение платежей через 59 лет, отмену контроля над экономикой Германии, некоторое уменьшение ежегодных платежей. Но стихия экономического кризиса смела все планы империалистов. Положение в Германии принимало угрожающий характер, и реализация «плана Юнга» была признана опасной. В июне 1931 г. президент США Гувер потребовал моратория (приостановки платежей) для репараций на один год, а в июне 1932 г. конференция в Лозанне свела все репарационные платежи к 3 млрд. марок, и дала отсрочку для их выплаты на 15 лет.

30 января 1933 г. в результате выборов канцлером Германии стал лидер национал-социалистов Адольф Гитлер. Главным содержанием экономической политики фашистского правительства Германии являлась милитаризация. Перестройка экономики осуществлялась по следующим направлениям: подготовка сырьевой базы, форсированное развитие военной промышленности, ликвидация безработицы путем обеспечения рабочей силой военной промышленности, подготовка продовольственной базы, милитаризация социальной сферы и сферы управления. В 1936 г. был утвержден 4-летний план мобилизации экономических ресурсов и расширения производства военного снаряжения. За 1932-1938 гг. военное производство выросло в десять раз. Перед началом войны расходы на армию и вооружение составили 58 % государственного бюджета.

В январе 1934 г. был принят закон «Об организации национального труда». В нем декларировалось окончание классовой борьбы и превращение рабочих в «солдат труда». Владелец предприятия объявлялся «фюрером» и получал диктаторские полномочия. Профсоюзы и другие общественные организации ликвидировались. Была введена трудовая повинность. Она впервые была установлена в мае 1933 г. для студентов, а затем была распространена на всю молодежь законом об обязательной трудовой повинности 1935 г. Закон о всеобщей принудительной трудовой повинности от 22 июня 1938 г. предоставил государственным чиновникам право посылать на любую работу каждого жителя страны.

Для подготовки продовольственных резервов фашисты ввели систему принудительных поставок сельскохозяйственной продукции. В 1933 г. был принят закон «О наследственных дворах», который освободил крестьянские хозяйства от поземельного налога и налога на наследство, ввел принцип майората. Это означало, что земля наследуется от отца старшим сыном, а младший должен служить государству.

Таким образом, в межвоенный период экономика Германии, используя иностранные инвестиции и милитаризацию, восстановила и улучшила свои показатели, занимая по объему промышленной продукции второе место в мире. Но фашистское правительство использовало экономическую мощь для военных приготовлений и развязывания второй мировой войны. В Германии была создана тоталитарная модель регулируемого капитализма.

Гитлер в своих многочисленных и продолжительных выступлениях с первых лет прихода к власти обвинял во всех бедах немецкого народа евреев, цыган и коммунистов. По Германии прокатились еврейские погромы, много евреев и цыган было заключено в концентрационные лагеря. Гитлер еще в 20-х годы при написании своей книги «Майн Кампф» говорил о необходимости расширения жизненного пространства для немцев за счет земель на востоке, где, по его мнению, живут люди второго сорта – славяне.  И захватить эти земли можно только силой.  Требовалось объединить всю немецкую расу, т.е. присоединить Австрию и Силезию в Чехословакии, населенную преимущественно немцами, к Третьему рейху.  Вернуть все немецкие земли, переданные победителям по Версальскому договору 1919 года.  Это были ближайшие планы Гитлера, на которые в западных странах долгое время закрывали глаза.  А когда Гитлер от слов перешел к делу, власти Англии и Франции повели политику задабривания Гитлера, что привело в подписанию Мюнхенского договора 1938 года, который открыл «зеленый свет» Третьему рейху к войне.