Лидочка

Елена Пацкина
(рассказ из давних времен «перестройки)

Лидочка - человек открытый. Может часами говорить о себе.
У нее от коллектива секретов нет. А коллектив «девочек», состоящий из пяти разновозрастных женщин планового отдела, где Лидочка - начальник, часами готов ее слушать. И то сказать, какая женщина с радостью не оторвется от скучных бумаг, чтобы посудачить о тяжелой женской доле и прийти к утешительному выводу, что «все мужики - сволочи!».  Опять же начальницу следует уважить вниманием и сочувствием.
А послушать было много сюжетов. Лидочка, миловидная блондинка, бойкая и уверенная в себе, лидер по натуре (секретарь парторганизации), в ту пору была в состоянии активного поиска. К стремительно приближающимся сорока годам она оказалась вдовой с двумя сыновьями на руках и жила с родителями, что поиск несколько затрудняло, впрочем, не сильно.
В семнадцать лет посетила Лидочку великая любовь. «Мы любили друг друга до безумия. Такой любви и на свете не было», –  вспоминала она со вздохом. На пике этой безумной любви возлюбленного забрали в армию, и Лидочка провожала его как законная невеста.
Безутешно плакала, обещала ждать... Она и ждала... полгода.
Не сидеть же хорошенькой девушке взаперти – молодость уходит. За бойкой студенточкой начал ухаживать шофер Коля, такой яркий, интересный, веселый. А потом  взял да и сделал предложение. Ну, что тут думать! Возлюбленный далеко, вернется не скоро, а здесь конкретно: замуж! Сыграли свадьбу, и Лидочкин отец написал бывшему жениху письмо с извинениями и оправданиями.
Молодые жили хорошо, «как в сказке», –  вспоминала потом Лидочка. Появились дети, стали подрастать, их воспитывали, в основном, Лидочкины родители. У Лидочки на работе, конечно же, были любовники. «Ничего, – говорила она, – он в командировках тоже, наверное, не постится. Вот я ему и мщу, и мы квиты». В общем, жили дружно и в большой любви. Беда пришла внезапно: возвращаясь из дальней командировки, Коля уснул за рулем, и машина с моста рухнула в реку.
Так Лидочка стала вдовой. Поплакала, конечно, но жизнь берет свое: работа, дети, друзья, любовники, – тосковать некогда. А через год вдруг позвонил бывший Колин напарник по машине, Сеня. Выразил участие, захотел навестить. Пришел посидеть – и остался жить. А почему нет? Лидочке мужчина в доме очень даже нужен. Правда, он сейчас безработный, ни кола, ни двора, практически нечего надеть. Не беда –  Лидочка его приодела, обогрела, и стал он ее третьим сыном. Всем хорош: не перечит, что поручишь –  сделает, и любо-дорого смотреть, как с младшим сыном подушками кидается. Так, в любви и тихой радости прошел еще год, потом третий сынок Лидочке поднадоел и был из дома выгнан.
Начались активные поиски нового кандидата по объявлениям в газетах.  Вечерний визит каждого соискателя обсуждался поутру в отделе: «Приходит мужчина, так вроде ничего, внешность нормальная, поздоровался, снимает пальто, шапку, а шапка-то у него кроликовая. Ну, ясно, думаю, алкоголик!»
–  Почему непременно алкоголик? Какая с шапкой связь? –  спросила наивная Таня.
–  Ну, как ты не понимаешь! Если мужчина в сорок лет не заработал себе на хорошую ондатровую шапку, значит, все пропивает, алкаш.
– А мой  Саша вообще ходит в кепке из искусственного меха, –  возразила непонятливая Таня.
–   Ну, что ты сравниваешь! Твой Саша –  интеллигент. Ему и кепка сойдет. А нормальный мужик к сорока годам должен прилично одеться, –  парировала Лидочка.
Наблюдая интенсивную личную жизнь матери, подошел как-то подрастающий сынок и спрашивает: «Мам, как называется, когда мужчина с женщиной, ну, это...?»
–  Трахаться! - без запинки ответила Лидочка.
–  Да, это лучше, чем то слово, что Петька сказал, –  успокоился сын. Этот разговор Лидочка как-то поведала пожилой сотруднице Кате. Катя слушала, открывши рот.
«Наверное, надо было по-другому объяснить ребенку, –  сомневалась Лидочка, –  но мы с Колей всегда так говорили. Сидим, бывало, за столом, ужинаем, один из нас предложит: «Пойдем трахнемся? –  Давай!».
Катя потом делилась с Таней: «Какой ужас! Вот как интеллигенция выражается! Таня, мой муж простой человек, работяга, но он мне в жизни так не сказал, все только с лаской, по-хорошему!» Почему Катя относила Лидочку с ее семейством к интеллигенции, Тане выяснить не удалось. Просто Катя другой никогда не видела.
Иногда Лидочке приходилось основательно вникать в учебный процесс старшего сына. Изучали как-то в школе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Лидочка явилась на работу, возмущенная не на шутку, и разразилась следующей тирадой: «Что за дела! Заставляют детей изучать тюремщиков! (Тут Таня удивленно вскинула брови). Да, да, тюремщиков! Чернышевский сидел? Сидел. Достоевский сидел? Сидел. Тоже мне, писатели. Пристали в школе: «За что да за что Раскольников убил старуху?!» Откуда ребенок может знать, за что убили какую-то старуху! А я ему говорю: «Читай лучше «Московскую правду» – там каждый день про всякие убийства пишут. Просто жуть, что уж там старуха! Читай ежедневно газету, да на ус наматывай.  Может, тебе на пользу пойдет, а про тюремщика этого забудь!»
В общем, жизнь протекала приятно, хоть и незатейливо, несостоятельные поклонники быстро сменяли один другого...
Как-то летом, в паузе между очередными соискателями, на раскаленной от зноя улице встретила Лидочка свою первую великую любовь. Отвергнутый возлюбленный Виктор зла не помнил. Вернувшись из армии и сразу свив гнездо, он к моменту встречи был отцом троих детей и вполне солидным человеком. Бывшие жених и невеста решили вспомнить молодость, благо Лидина семья была на даче. Посидели, выпили, поговорили, потом.… Потом все было как прежде. Почти как прежде. Но войти дважды в ту же реку никому не дано: вспыхнувший было рецидив старой любви сразу же и угас.

Прошли годы. Время раскидало всех «девочек» в разные стороны. Я слышала, что Лидочка давно вышла замуж. И все-таки (от судьбы не уйдешь) за алкоголика. Дети выросли, родители умерли. Последний муж, сменив много мест, опять сидит без работы. Но выгнать его уже некуда, так как старший сын успел продать его квартирку, а младший тем временем привел Лидочке жену, вместе с которой балуется наркотиками. И всё по-прежнему держится на ней. Она, говорят, постарела, но бодрости не теряет. Лидер, он всегда лидер. Как сказал понимающий жизнь поэт:
Сегодня для счастливого супружества
у женщины должно быть много мужества.
 (И. Губерман)