21. Автопортрет с мамой. Серия Мои картины

Элеонора Улизко
Евгения Голант. Автопортрет с мамой. Холст, масло, 80х60 см. 2021г.

Не все художники как мужчины, так и женщины рисуют свои автопортреты. Не всегда рисуют и своих родственников. А для некоторых, как Юля Иванова, портрет – это способ познания через него мира, способ выразить через него взгляд на мироздание, своё к нему отношение. У неё очень много автопортретов. На  многих присутствует её любимый кот Серый. Когда она писала мой портрет, кот сам ко мне запрыгнул, и она его нарисовала. Но я её долго уговаривала, так мне хотелось заполучить портрет её работы. Юля не писала ни детей, ни родных, ни заказных портретов – преимущественно только себя, любимую, хорошо знакомую и интересную. Наташа Куликова нарисовала себя в виде русалки, читающей книгу, в период развода с мужем.
А вот Женя Голант рисовала в основном своего отца. Это не удивительно, он был крупным учёным, академиком, работавшим в Физико-техническом институте имени Иоффе. А Женю не интересовала математика и наука, и она обратилась к искусству. В половине портретов рядом с отцом была мама. Родители были дружной парой. Когда меня познакомила подруга с Женей, её отец уже умер, а Женя была молодой женщиной, не достигшей 40 лет, я не видела у неё ни одного автопортрета.  За последующие 13 лет знакомства тоже. Но тут, подобравшись к концу своей жизни, мне захотелось иметь у себя портреты некоторых любимых художников, и я пару лет назад решила заказать Жене автопортрет.  К моей радости она согласилась.
 
Работа великолепная! Свободная, яркая, выразительная и раскованная манера Женечки. Но увидев выражение её лица на портрете, я с моим характером сначала удивилась. На портрете присутствовала вся скорбь еврейского народа! Плач Иеремии! Плач Иезекииля! Человек вспомнил что-то трагическое и не может удержаться. Операция на Украине ещё не начиналась, но ковид уже шествовал, вернее мерзко продолжал наступать. Через пару месяцев после приобретения картины я сама попала в ковидную больницу. До больницы я и не думала, что могу заразиться. А Женя с её гораздо более чуткой душевной организацией могла, конечно, так реагировать на мировую эпидемию. Вот что значит, художник и его предчувствия!

Сейчас же её картина смотрится просто на злобу дня! Мало того, что продолжается затянувшаяся операция на Украине, так с 7 октября ещё и война Израиля с Палестиной. Как всегда гибнут люди со всех сторон. И солдаты, которые предпочли бы жить без войны и просто мирное население, которое всегда хочет жить спокойно. Не все могут сорваться с места, бросить насиженный кров и бежать неизвестно куда, спасая жизнь. Поэтому рыдать можно с утра до вечера без скорой надежды на счастливый исход. Но подождём развития событий. Вдруг Израиль обойдётся без уничтожения миллиона палестинцев, живущих в секторе Газа. Ведь это будет просто геноцид. И от кого? От народа, который сам пережил Холокост во время второй мировой. Честно, я не верю, что Израиль будет хладнокровно уничтожать палестинцев. Это пока угрозы мирному населению, чтобы они уехали и не мешали воевать.
 
Одна книга Ветхого Завета в Библии так и называется «Плач Иеремии». Примерно в 600 году до н. э. царь Вавилона Навуходоносор завоевал Иудею и обложил данью. Народу оставили его веру, царя, самоуправление. Евреи платили дань примерно 12 лет, но потом почему-то перевесила гордость, и они отказались. Предыдущий царь Иоаким платил дань, а новый, назначенный кстати Навуходосором молодой Седекия не стал. Иеремия сказал: «И он делал злое в глазах Господа, всё то, что делал Иоаким; Поэтому гнев Господа был над Иерусалимом и Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего; и Седекия отложился от царя Вавилонскаго». (Кн. Иеремии, 52, 2,3)  Вавилон пошёл войной на отложившегося Седекию, завоевал страну и разрушил Иерусалимский храм.
Я не замечала особого темперамента у евреев. Грузины – другое дело! «Я, князь Чхеидзе, не буду дежурить и мыть посуду!» – говорил грузин в альплагере. Посуду стала мыть русская девушка, а он стал носить в рюкзаке её вещи. От обмена выиграли оба.
В Иудейскую войну 70 года, евреи также сами восстали против Римской империи, потерпели поражение, а храм был разрушен. (Я писала об этом в картине 4). И чего было спрашивается не жить. Ну, не государство ты самостоятельное, а автономная республика, делов-то. Все люди от кого-то зависят. Правда, как Украина евреи не продавались. Седекия не ходил к египетскому фараону за помощью против Вавилона.
 
Плач Иеремии выделен в отдельную небольшую книгу. Его больно читать. Люди умирали от голода.  (Кн. Плач Иеремии, гл. 2, 19-22).
«Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай как воду, сердце твое пред лицом Господа; простирай к Нему руки твои о душе детей твоих, издыхающих от голода на углах всех улиц.
Воззри, Господи, и посмотри: кому Ты сделал так, чтобы женщины ели плод свой, младенцев, вскормленных ими?  чтоб убиваемы были в святилище Господнем священник и пророк?
Дети и старцы лежат на земле по улицам; девы мои и юноши мои пали от меча; Ты убивал их в день гнева Твоего, закалал без пощады
Ты созвал отовсюду, как на праздник, ужасы мои, и в день гнева Господня никто не спасся, никто не уцелел; тех, которые были мною вскормлены и вырощены, враг мой истребил».
Невольно вспоминается Ленинградская блокада. В молодые годы я слышала слухи, что тогда были случаи людоедства и ели маленьких детей, но я им слабо верила. А вот Иеремия упоминает такое два раза.

Меня очень впечатлила в своё время книга пророка Иезекииля, я о ней упоминала выше. Настолько, что я постоянно рассказывала из неё один эпизод сначала детям, потом внукам. И сейчас мне не удержаться. Почти во всех книгах библейских пророков присутствуют: видения Господа во славе, призвание пророка и исполнение его Духом, обличения своего народа, который как всегда шёл беззаконным путём. Евреи постоянно делали злое пред лицом Господа и «отпадали», а Господь предавал их в руки других народов. Начиная с Моисея. Чуть он отвлечётся на беседу с Господом, а они уже пляшут вокруг золотого тельца. И далее уже на «подаренной» обетованной земле во времена судей – отпадение за отпадением. Поэтому обличители и пророки не переводились, и им всегда хватало работы.

Вот и Иезекиилю сказал Господь (Кн. Иезекииля, гл. 4, Притча о  кирпиче, 1, 4-8)
«И ты, сын человеческий, возьми кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим;»
Далее надо устроить осаду вокруг кирпича с укреплением и валом и улечься на левый бок «по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззакония их.»
«И я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззакония  дома Израилева.
И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок и сорок дней неси на себе беззакония дома Иудина день за год, день за год Я определил тебе.
И обрати лицо твое и обнаженную правую руку твою на осаду Иерусалима и пророчествуй против него.
Вот я возложил на тебя узы, и ты не  повернешься с одного бока на другой, пока не исполнишь дней осады твоей.»
Далее Господь объясняет пророку что тому есть и пить и велит печь лепешки «при глазах их на человеческом кале». Тут Иезекииль взмолился: «никакое нечистое мясо не входило в уста мои». Господь смилостивился: «Я дозволяю тебе вместо человеческого кала коровий помет». На том они и порешили на срок 390 + 40 = 430 дней.

В следующей 5 главе приводится притча об остром ноже; знак голода, язвы и войны (гл. 5, 1, 2, 12). Рано расслабляться, ещё надо поставить точку с волосами.
«А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы и раздели волосы на части.
Третью часть сожги огнем посреди города, когда исполнятся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрестностях его; а третью часть развей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними.
Третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя; третья часть падет от меча в окрестностях твоих; а третью часть развею по всем ветрам, и обнажу меч вслед за ними».

За что я уважаю Иезеккииля, так это за оптимизм. В конце 39 главы (28) после угроз, кар и проклятий всем  звучит обещание счастья: «И узнают, что Я – Господь, Бог их, когда разсеяв их между народами, опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них». Далее до главы 47 идут видения нового храма, славы Божией и т.п. , а в главе 48 – распределение земли между коленами, причём землю дадут и иноземцам, живущим среди евреев, которые родили при этом детей. Удивительная доброта для Ветхого Завета – не забыть иноземцев. Даже Христос своих учеников к язычникам не посылал проповедовать и исцелять.   Настоящий хэппи енд!

ПРО ВОЙНЫ, КОТОРЫЕ НИКОГДА В МИРЕ НЕ КОНЧАЮТСЯ
 Ещё 15 лет назад на работе один мужчина дал мне распечатку военных операций нашей армии после второй мировой войны. Я убедилась, что не было ни одного года, в который бы мы не воевали: всегда была поставка боевой техники и военных специалистов. Разумеется  в поддержание законных требований и в миротворческих целях. Приведу некоторые выдержки.
1945-1953 – Китай, гражданская война;
1945-1956 – СССР, Литва, Латвия, Эстония, Западная Украина – национально-политический вооружённый конфликт;
1945-1956 – СССР, Дагестан, Чечено-Ингушетия - национально-политический вооружённый конфликт;
1946-1948 – Германия, внутриполитический (Берлинский) кризис;
1950-1953 – Корея, война;
1953 – ГДР, внутриполитический кризис;
1956 – Венгрия, внутриполитический кризис…
Дальше можно не приводить. Перечислю страны, это короче. Алжир, Куба, Вьетнам, Лаос, Ближний Восток, Чехословакия, КНР, Пакистан, Индия, Мозамбик, Камбоджа, , Ангола, Сомали-Эфиопия, Китай-Вьетнам, Афганистан, Польша, Ливан-Сирия, Чад-Ливан, Карабахский конфликт, Югославия….Чечня, Грузия (Осетия и Абхазия). Записи кончаются 2008 годом.

То есть наша армия воевала и воюет всегда. Замечу, что Америка с её миротворчеством выглядит не лучше, такая же «мирная»!  А то, что она можно сказать талантливо, без единого выстрела устроила нашу Перестройку и опустила такую мощную страну как СССР, вызывает к ней (её правительству и олигархам) совсем уж недобрые чувства (народ ни при чём). В воинственности никто никому не уступает. Маленькие страны ищут сильного союзника и продаются ему как сейчас Украина. Богатые обогащаются, а бедные беднеют. Агитация, пропаганда и зомбирование населения доведены до совершенства.
 
Всё-таки я надеюсь на окончание теперь уже двух войн (на Украине и Израиля с Палестиной). Я два раза была в Израиле, и страна мне очень понравилась. В первый мой приезд там в кибуцах на полях работали евреи, и я вспомнила советский анекдот «Еврей – дворник!», а сейчас палестинцы, как у нас гастербайтеры. Сначала евреи покупали у палестинцев землю, потом пошли захваты и войны.

 Сейчас надо создать два государства с чёткими границами: Израиль и Палестина. Поделить столицу. Как на Кипре Никосию, как Берлин в эпоху социализма.  И жить мирно.

Неужели перевелись пророки в наше время и им слабо повторить подвиг с кирпичом!? Отчего бы в Палестине или Израиле не устроить хотя бы на недельку такую акцию протеста. Там тепло, ведь это не Россия.