Женщина в любви. Нина Дорда

Наталья Приходько
Нина Ильинична Дорда - Советская эстрадная певица. Заслуженная артистка России. Пик её популярности пришёлся на 1950-1960-е годы. Публика полюбила её за высокий приятный голос, задушевное исполнение лирических  и озорных песен. Именно Нина Дорда стала первой исполнительницей песни «Ландыши».

Нина Дорда родилась 27 августа 1924 года в Москве. Отец - Илья Дорда - был агрономом, мама работала лаборантом в Тимирязевской академии, в семье было две дочери.
Детство Нины пришлось на суровые 1920-1930-е годы. Из интервью Нины Ильиничны: «Я же выросла в страшной нищете - отец агроном, мама лаборант в Тимирязевской академии с грошовой зарплатой, у нас квартиры-то не было. В подвале жили».
С раннего детства девочка имела отменный слух и отличные вокальные данные.
В 1937 году Нину приняли в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, отец ушёл на фронт. Он него семья получила единственный солдатский треугольник: «Немцев ещё не видели, но враг уже рядом. Пришли тёплые носки. Ильша». Осенью отец пропал без вести в боях под Ельней. Нина с мамой и сестрой Евгенией до 1945 года находилась в Саратове в эвакуации. Так как на детей, пропавших без вести солдат, денежное пособие не платили, то жили только на мамину заработную плату.
В начале 1945 года семья вернулась в Москву. Нину приняли вокалисткой в оркестр под руководством Дмитрия Покраса при Центральном Доме культуры железнодорожников. С первых песен, исполненных чистым, хрустальным голосом, она покоряла слушателей.

Оркестр выезжал с выступлением на передовую. Особо дорого было воспоминание о выступлении в Мурманске на одной из подводных лодок»
Из интервью Нины Ильиничны: «А 5 мая 1945 года меня пригласили на ближнюю дачу в Кунцево. До сих пор точно не знаю, для кого пела: в полумраке только слышалось чье-то дыхание. В тот день там я и узнала, что наши взяли Берлин. Волю эмоциям дала, только выехав за пределы сталинской дачи».
В 1946 году стала солисткой-вокалисткой Всесоюзного Гастрольно-Концертного Объединения (ВГКО). В её репертуаре были песни о любви и слушатели тепло их принимали.

К большому сожалению «лирический жанр» считался легкомысленным и недостойным большой сцены. В 1946 году началась «борьба с пошлостью». Да так рьяно, что запретили гитары и аккордеоны.
Из интервью Нины: «Оркестр Покрасса распался, мы оказались на улице, а время послевоенное - голодное. Всюду, куда просилась на работу, услышав, что я эстрадная певица, мне отказывали. После одного из голодных обмороков я, узнав, что в ресторане "Москва" есть вакансия певицы, пошла туда...»
Нину приняли певицей в оркестр ресторана при гостинице «Москва».

Писатель Василий Аксенов, часто бывал в этом ресторане. В то время он работал над романом «Московская сага» и был очарован пением Нины. Она стала прототипом певицы Веры Горды. По мотивам романа сняли сериал. Роль певицы Горды исполнила Кристина Орбакайте. Нина Дорда высказалась что в фильме неточности. В те времена артистки эстрадных оркестров при выступлении на сцене не размахивали руками, и не спускались в зал, чтобы ходить между столиками и общаться с посетителями ресторана, как это делала экранная героиня.
В 1947 году двадцатилетняя Нина увлеклась пианистом.
Из интервью Нины: «Я отдала свое сердце пианисту, как только мужчина вернулся с фронта. Ему на тот период времени было уже за 40 лет, а мне исполнилось всего 20. Эти отношения привели к свадьбе».

То ли большая разница в возрасте, то ли разные интересы, но уже через год супруги подали документы на развод.
Однажды в ресторан пришел невероятно красивый молодой человек, воплощенное совершенство: фигура, походка, взгляд. Он сел за столик напротив сцены и Нина потеряла голову. Они познакомились. Молодой человек оказался югославским коммунистом. Звали его Петр Когой. Они встречались тайно. Когой писал Нине письма до востребования на главпочтамт и чтобы девушка знала, что её ждет письмо закуривал сигарету за столом. Утром Нина забирала письмо и читала полное любви и нежности послание, а потом встречалась с Петром, хотя знала, что её могут арестовать за шпионаж в пользу Югославии.
Из воспоминаний Нины Дорда: «Но я его любила так, как любят в жизни только раз: пешком бегала через всю Москву к нему на свидания. Но проза жизни оказалась сильнее любви. Он первый перестал встречаться со мной.»

В 1948 году в оркестр пришел новый дирижер и пианист Михаил Липский. Поначалу дирижер не воспринимал всерьёз молодую певицу, хотел от неё избавиться, но Нина покорила его своим талантом и обаянием. Они подружились Михаил значительно повлиял на карьеру певицы, найдя для нее новый востребованный образ. Прекрасный пианист, он оттачивал и отшлифовывал с Ниной каждую строчку песни, каждую ноту. Доводя Нинино исполнение до совершенства.
Липский был на 16 лет старше Нины и женат. Пять лет они встречались, и когда у пары появилось собственное жилье, они тихо расписались.
Даже после замужества за Ниной приглядывали. Был такой случай, что во время прогулки по Москве муж стал рассказывать Нине, как во время войны они перегоняли машины из Ирана в Союз и перевозили втихаря варенье. К ним вдруг подошёл человек и тихо спросил о чём это они говорили и предложил пройтись в милицию. К счастью в милиции узнали в Нине любимую певицу и супругов отпустили домой.
В 1954 году был освобожден и вернулся из лагеря один из популярнейших джазовых артистов Эдди Рознер. При Мосэстраде он создал Эстрадный оркестр, который стал популярным и снялся в фильме «Карнавальная ночь». Эдди Рознер пригласил Нину Дорн стать вокалисткой в его джаз-оркестре. Оркестр постоянно гастролировал по всему Советскому Союзу, принимал участие в «Голубых огоньках» и на Нину обрушился всенародный успех.

В 1960 году Нине Дорда дали собственный оркестр и она, естественно, взяла Михаила пианистом. Муж и жена всегда были вместе и дома, и на работе. При этом они никогда не надоедали друг другу, настолько между ними была тесная связь, уважение и любовь.
В этот же период Нина работала и солисткой Московского мюзик-холла. Они все время были на гастролях, колесили вместе по всему огромному Советскому Союзу. Были и зарубежные гастроли по Канаде, в Латинской Америке, Японии, Румынии, Польше, Германии Нина не решалась при таких постоянных разъездах рожать ребёнка.
Из интервью Нины Дорда: "Я не хотела, чтобы его няна воспитывала, а с собой таскать малыша - не дело. У меня была работа на первом месте, а Миша на детях не настаивал, у него они были от первого брака".
Нине тогда казалось, что она успеет стать матерью. В её репертуаре даже была песня «Моя большая дочь».

Но в 1964 году у Михаила диагностировали болезнь Паркинсона. Болезнь развивалась медленно и какое-то время Михаил справлялся сам. Когда же состояние мужа ухудшилось Нина наняла сиделку по уходу, чтобы иметь возможность работать и гастролировать.
Из интервью Нины Дорда: «Наше поколение прожило трудную жизнь. Поколение моих артистов умерло нищими. Ставка 13 рублей, а, помню, на стадионе в Волгограде у меня было 26 тысяч народа. А мне за это 13 рублей и ни копейкой больше. О "левых" концертах тогда и думать не могли. Для нас была страшилка, когда Муслима Магомаева на год вычеркнули из всех выступлений за то, что он где-то под Норильском спел "левый" концерт. А Буба Касторский, в миру Борис Сичкин, он же в тюрьме сидел за то, что не там выступил. Я по своей природе авантюрная, но мой муж мне говорил: "Даже думать не смей, вылетишь из "Москонцерта" - и куда ты пойдешь?"
В то время в столице была только одна организация, где можно было работать артисту, - "Москонцерт".

С Михаилом Липским Нина Ильинична прожила 30 лет из них 20 лет он был болен неизлечимой болезнью. У неё были увлечения, романы о которых муж не догадывался. Она оберегала его, не оставила и заботилась до самой его смерти.
В середине 1980-х годов Нина Дорда перестала выступать на сцене Москонцерта, сама подала заявление об уходе. Позже она шутя говорила, что камеру нужно выключать вовремя. Правда иногда Нина Ильинична соглашалась на частные концерты.

В 1995 году спела с группой «Мегаполис» и в этом же году ей было присвоено звание Заслуженной артистки России.
Нина Дорда никогда не курила и не пила, не завидовала людям. Она говорила, что надо жить с добрым, открытым сердцем, помогать людям, и тогда можно преодолеть все беды. И благодарила Бога за интересную судьбу.

Она прожила долгую жизнь и ушла в 2016 году в возрасте девяносто одного года, оставив по себе добрую память и песни, исполненные хрустальным голосом.