Действующие лица Смутного времени 1

Андрей Астапович 2
Волконские: Федор Константинович, Григорий Константинович, Михаил Константинович. - "Дмитрий Иванович" (популяр. Лжедмитрий). - Иов. - Пушкины: Иван Михайлович ("Большой") и Иван Михайлович ("Меньшой")


ВОЛКОНСКИЕ - русские воеводы, представители и продолжатели знатного древнерусского рода, сыновья Константина Романовича Волконского, геройски погибшего в 1560 г., защищая вверенный ему Рыльск от набега крымских татар.
[Братья Волконские указаны ниже в порядке старшинства].

- ВОЛКОНСКИЙ ФЕДОР КОНСТАНТИНОВИЧ. Сведений о старшем из братьев Волконских очень мало. Известно, что летом 1607 г. был воеводой в Путивле - после освобождения города от мятежной армии Ивана Болотникова. После недолгого сопротивления Путивль попал под власть армии "Тушинского вора", а сам Федор Константинович при его обороне был убит.

- ВОЛКОНСКИЙ ГРИГОРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (прозв. "Кривой").  В начале 1590-х гг. участвовал в русско-шведской войне, где отличился в нескольких сражениях и операциях. Затем воеводствовал в юго-западных и южных укреплённых пунктах Засечной черты. Царь Борис Годунов первым открыл в нем дипломатические способности. В 1601-1602 гг. Григорий Константинович возглавил миссию в Крым и путем многочисленных переговоров добился от хана Казы-Гирея клятвенной грамоты о мире. О его деятельности в период правления названного "Дмитрия Ивановича" (1605-1606 гг.) особых сведений нет, кроме того, что он находился в Москве и участвовал в организации приезда из Речи Посполитой царской невесты Марины Мнишек. После свержения названного "Дмитрия Ивановича" и по воцарении Василия Ивановича Шуйского был отправлен во главе посольской миссии в Речь Посполитую, чтобы официально уведомить о смерти лже-царя и получить признание польского королевского двора для нового русского царя. В итоге, Василий Шуйский официально был признан, а вот факт смерти названного "Дмитрия Ивановича" был оспорен. Речь Посполитая снова стала территорией подготовки нового "пришествия" на русскую землю чудом выжившего законного правителя. Впоследствии Григорию Константиновичу пришлось ещё не раз возглавлять дипломатическую миссию и в Речь Посполитую, и в Крымское ханство, в т.ч. и после воцарения Михаила Федоровича Романова. Ему также пришлось вернуться к ратному делу. В июне 1608 г. участвовал в битве у Медвежьего брода (т.н. перевоз через Москву-реку между Москвой и Коломной), где отрядам Александра Лисовского было нанесено серьезное поражение. Оборонял Москву, которая осенью 1609 г. была осаждена армией "Тушинского вора". В феврале 1611 г. освободил Старую Ладогу от шведов. В конце 1918 г. был вторым воеводой под началом князя Дмитрия Михайловича Пожарского, вставшего на пути к Москве войска польской военной экспедиции королевича Владислава. В связи с болезнью Д.М. Пожарского принял командование армией, но действовал безуспешно, подпустив к самой Москве как корпус Владислава, как и казачьи запорожские отряды гетмана Сагайдачного. При обороне Москвы снова встал под начало князя Пожарского - поляки и запорожцы были отбиты. В 1620-30-е гг. реализовал себя в системе государственного управления, последовательно возглавлял приказы: Казачий, Пушкарский, Челобитный и Разбойный.

- ВОЛКОНСКИЙ МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (прозв.: " Хромой", "Орел").  В 1590-х гг. принимал деятельное участие в освоении Сибири. Отличился в боях за присоединении Пелымского родоплеменного мансийского княжества. С его именем связаны укрепление и оборона ряда западно-сибирских городов. С началом активных боевых против войск "Тушинского вора" был отозван из Сибири царем Василием Шуйским и был назначен в Боровск первым воеводой.  В июле 1610 г. армия "Тушинского вора", усиленная отрядами польского гетмана Яна Сапеги, предприняла поход из Калуги на Москву. На их пути, среди прочих городов, стоял Боровск. По причине явного неравенства сил воевода Михаил принял решение укрепиться гарнизоном за каменными стенами Пафнутьева монастыря, организовав для отпора врагу также монашествующих и мирян.  На предложение сдаться воевода ответил отказом. После нескольких дней осады нападающим удалось ворваться в монастырь, разграбить его и сжечь. (По некоторым данным, имело место предательство). Количество погибших защитников монастыря исчислялось тысячами. Последним местом сопротивления был соборный монастырский храм, где воевода Михаил возле раки с мощами преподобного Пафнутия бился с наседавшими врагами до последних сил и погиб от многочисленных ран.

"ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ". Личность неустановленного происхождения, именовавшая себя законным царевичем, сыном государя Ивана Грозного, спасённого в 1591 г. от покушения. В 1603 г. объявился во владениях польского воеводы Адама Вишневецкого, где и заявил о своих правах на российский престол. "Царевичу" удалось  заинтересовать влиятельные круги Речи Посполитой, в том числе королевский двор, а также Ватикан своим намерением стать во главе Русского царства. Появился реальный шанс поживиться за счёт русских земель и ресурсов и повсеместно насадить католичество. На попытки обличить самозванца с российской стороны официальная польская власть всерьёз не реагировала, формально дистанцировавшись от происходящего. Частным порядком "царевичу Дмитрию" были выделены значительные средства для похода на Москву. Осенью 1604 г. войско численностью более 3000 добровольцев и наемников, поляков и запорожских казаков, перешло границу русского царства в юго-западном направлении. После серьезного сопротивления со стороны русских войск и гарнизонов на начальном этапе продвижения "Дмитрию Ивановичу" удалось переломить ситуацию в свою пользу. За счёт новых сторонников он пополнял свои ряды, захватывал один за другим города и в июне 1605 г. торжественно въехал в Москву, а через месяц с небольшим венчался на царство. Будучи во главе Русского царства, приступил к укреплению самодержавной власти, называя себя "императором" и стал выстраивать систему управления на европейский манер. При нем были реабилитированы многие, кто был заточен или сослан во время царствования Бориса Годунова. Ввел определенные налоговые и тягловые послабления. Источниками пополнения казны во многом считал имущество монастырей. При нем отмечалось незначительное улучшения экономического положения населения, ещё недавно пережившее голодные годы. Практиковал выход в многолюдные места и беседы с простыми людьми. Для собственной безопасности учредил гвардию из иностранных наемников. Построил в Кремле новый дворец, и в еще незавершенном строении, обнесенном лесами, устроил себе покои. Жестоко расправлялся с теми, кто пытался уличить его в самозванстве, хотя помилование и последующее приближение к себе боярина Василия Шуйского является удивительным примером великодушия и самоуверенности. Большое внимание уделял военной подготовке, сам при этом проявляя физическую силу, владение оружием и верховой ездой. Пытался решить проблему выхода к южным морям за счет Османской империи и Крымского ханства, замышлял поход на Азов и искал союзников на Западе. Но там не торопились ему что-либо гарантировать, как и он сам не торопился выполнять обещания по территориальным уступкам и продвижению католицизма, которые лихо раздавал при подготовке похода на Москву. Более того, польскому двору не нравились его контакты с оппозиционно настроенными вельможами. Манеры и поведение "Дмитрия Ивановича" многим вселяли уверенность, что он  был реально убежден в своем царском происхождении, хотя проявлял весьма смутную осведомленность об обстоятельствах трагедии в Угличе. Культурные и религиозные порядки и обычаи как западные, так и русские, на поверку, оказались ему мало знакомыми и в чём-то чуждыми. Щедрость на дорогие подарки и манера устраивать пышные мероприятия (балы, приемы и пр.) приняла характер излишней расточительности что не могло не сказаться на состоянии казны. Особенно дорогим удовольствием стала свадьба "Дмитрия Ивановича" с дочерью польского воеводы Юрия Мнишека Мариной. Вскоре после торжества, 17 мая 1606 г. на рассвете, руководимая Василием Шуйским толпа заговорщиков ворвалась в Кремль и учинила над ним расправу. Затем его труп было отдан на всеобщее поругание и, в конечном итоге, сожжен и развеян пушечным выстрелом. Имеется несколько версий о личности загадочного царя-императора. Наиболее популярной, иногда насаждавшейся как аксиома, является версия о том, что самозванство принял на себя беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Не лишена оснований версия о том, что самозванцем был некий выходец из западно-русских земель, или восточных крессов Речи Посполитой. Учитывая ряд непонятных обстоятельств и нестыковок, связанных с убийством в Угличе и его расследованием, нельзя абсолютно утверждать, что царский трон не мог занимать истинный, спасённый или подмененный, царевич. Тем не менее, несмотря на крайние расхождения в оценках и версиях, имеющиеся факты говорят о том, что скорее всего на московском троне без малого год восседал хорошо подготовленный политический авантюрист. В отечественной историографии царевича, а затем и царя "Дмитрия Ивановича" принято называть "Лжедмитрий I" или "Самозванец I". Его образ был многократно воплощён в художественной литературе, драматургии и кинематографе.

ИОВ (в миру - Иоанн). Русский церковный и политический деятель. Происхождение - из "посадских людей". С 1589 г. - Святейший Патриарх царствующего града Москвы и Великого Российского царствия. Оказывал духовную поддержку Борису Годунову в реализации его государственных полномочий, во всех делах и начинаниях. В начале 1958 г., после смерти царя Федора Ивановича, не оставившего прямых наследников, инициировал созыв Земского собора для избрания на царский трон Бориса Годунова, затем его венчал на царство. По инициативе патриарха Иова были канонизированы Василий Блаженный, Иосиф Волоцкий, казанские святители Гурий и Варсонофий. При нём в ранг митрополий были возведены епархии Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая, архиепископиями стали Вологодская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Смоленская и Нижегородская кафедры. Вновь образованы епископии Астраханская, Псковская и Карельская. С 1604 г. активно вел политику разоблачения претендента на царский трон, именовавшего себя царевичем Дмитрием Ивановичем, сыном Ивана Грозного. Предал анафеме его и всех, присягнувших ему и поступивших на службу.   В июне 1605 г. после расправы над семьей Годуновых сторонниками "царевича" был арестован, подвергнут унижению и отправлен в Старицкий монастырь. В 1606 г., после свержения "Дмитрия Ивановича", был вновь призван занять патриарший престол, но отказался по здоровью. В 1607 г. по просьбе царя Василия Шуйского приезжал в Москву, чтобы принять покаяние москвичей и разрешить от анафемы присягнувших на верность царю-самозванцу. Умер в том же году в Старицком монастыре. В 1989 г. канонизирован в лике святителей на Архиерейском соборе Русской православной церкви.

ПУШКИНЫ - русские воеводы, представители и продолжатели знатного древнерусского рода. Сыновья Михаила Федоровича Пушкина. (Непрямые предки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина).

- ПУШКИН ИВАН МИХАЙЛОВИЧ ("Большой"). Службу начал еще при Иване Грозном. Участвовал в походе русской армии в Ливонию, воеводствовал и выполнял дипломатические поручения на различных направлениях. В 1598 г. подписал соборное постановление об избрании на царский престол Бориса Годунова. В 1601 г. по указу последнего был сослан в Сибирь. Причина опалы толком не выяснена: известно только, что "царя раскручинил...". В то время в целях укрепления царской власти преследованиям подверглись многие представители высшего сословия. Возвращен из ссылки уже время царствования названного "Дмитрия Ивановича". Затем активно поддерживал Василия Шуйского, в том числе и во время пребывания последнего на царском троне. Был убит в 1612 г., но неизвестно при каких обстоятельствах.

- ПУШКИН ИВАН МИХАЙЛОВИЧ ("Меньшой"). Согласно союзническому Выборгскому трактату (февраль 1609 г. ), который был заключен от имени царя Василия Ивановича Шуйского со Швецией, последняя в обмен на военную помощь получила права на город-крепость Карелу (ныне - Приозерск) вместе с уездом. Тем не менее, передача города долгое время под различными предлогами откладывалась карельскими властями. Воевода Иван Михайлович был направлен с поручением организовать передачу Карелы шведам и вывести население. Принято считать, что в июле-августе 1610 г. по пути в Карелу воевода получил известие о свержении в Москве царя Василия Шуйского.  Прибыв на место и увидев решимость населения отстаивать свой город, Иван Михайлович принял решение возглавить оборону, приняв под командование гарнизон и ополченцев (всего около 2 000 человек). Шведы под предлогом невыполнения Русским государством условий Выборгского договора начали активные боевые действия в северных регионах страны. В сентябре 1610 г. Карельская крепость была осаждена шведскими войсками. Осада длилась полгода.  Иван Михайлович применял активную тактику обороны с многочисленными вылазками, что наносило неприятелю существенный урон. Однако, время играло на стороне противника: голод, болезни и пр. В феврале 1611 г. в крепости оставалось около 100 человек, способных сопротивляться. В этой ситуации Иван Михайлович решился на переговоры со шведским командующим Якобом Делагарди о капитуляции. Переговоры были непростыми, но Ивану Михайловичу удалось добиться выгодных условий. Оставшимся в живых защитникам разрешено было покинуть город вместе с имуществом, какое было по силам забрать. Сам воевода, среди прочего, вывез воеводский архив. Есть сведения, что потом Иван Михайлович воеводствовал в Астрахани (1615-17 гг.). Дальнейшая судьба его неизвестна.


Другие выпуски и библиографические сведения см.: http://proza.ru/2023/10/24/847