Стихотворение "Моя молитва" И.И. Козлова в религиозно-художественном контексте
Иван Иванович Козлов (1779 —1840)* известен современному читателю прежде всего по песне «Вечерний звон», написанной на его стихи неизвестным композитором**.
Козлов начал писать стихи после того, как у него отнялись ноги и он ослеп. Стать Поэтом после такого физического и душевного потрясения мог только Божий избранник.
Духовной вершиной его творчества является стихотворение «Моя молитва» (1833). Поскольку эта молитва основана на личном молитвенном опыте поэта, она чудесным образом «перетекает» в сердце читателя, давая ему испытать те самые чувтва, которые владели поэтом***.
В своей молитве поэт являет нам великую силу духа и чудесный пример смиренной, но пламенной любви к Богу:
О Ты, Кого хвалить не смею,
Творец всего, Спаситель мой;
Но Ты, к Кому я пламенею
Моим всем сердцем, всей душой!
Затем он вдохновенно прославляет Господа, раскрывшегося перед ним в Его спасительных делах:
Кто, по Своей небесной воле,
Грехи любовью превозмог,
Приник страдальцев к бедной доле,
Как друг и брат, Отец и Бог;
Слепой физически, но видящий духовными очами, как вдохновенно и с какой благодарностью он пишет о свете солнца и звёзд, дарованном ему Господом:
Кто солнца яркими лучами
Сияет мне в красе денной
И огнезвёздными зарями
Всегда горит в тиши ночной;
И самое главное, он являет неизреченное милосердие Христово перед лицом греховной тьмы, которая неизверимо хуже тьмы физической:
Крушитель зла, Судья верховный,
Кто нас спасает от сетей
И ставит против тьмы греховной
Всю бездну благости Своей! —
Поэт живёт евангельским словом, поэтому свои молитвенные просьбы он пронизывает образами Святого Евангелия:
Услышь, Христос, моё моленье,
Мой дух Собою озари
И сердца бурного волненье,
Как зыбь морскую, усмири;
Прими меня в Свою обитель, —
Я блудный сын, — Отец Ты мой;
И, как над Лазарем, Спаситель,
О, прослезися надо мной!
Через шесть лет в 1839-м году во второй своей молитве он добавит:
Взгляни на сердца нищету,
Дай Магдалины жар священный,
Дай Иоанна чистоту;
Дай мне донесть венец мой тленный
Под игом тяжкого креста
К ногам Спасителя Христа.
Какой редкий пример мужественного и безропотного несения своего тяжёлого креста являет нам И.И. Козлов! И далее он открывает благодатную тайну этого крестоношения:
Меня не крест мой ужасает, —
Страданье верою цветёт,
Сам Бог кресты нам посылает,
А крест наш Бога нам даёт;
Тебе вослед идти готовый,
Молю, чтоб дух мой подкрепил,
Хочу носить венец терновый, —
Ты Сам, Христос, его носил.
Продолжая свою молитву, поэт проявляет перед Богом искренное осознание своей греховной природы:
Но в мрачном, горестном уделе,
Хоть я без ног и без очей, —
Ещё горит в убитом теле
Пожар бунтующих страстей;
В тебе одном моя надежда,
Ты радость, свет и тишина;
Да будет брачная одежда
Рабу строптивому дана.
Это осознание своего несовершенства порождает покаянные слёзы и великое смирение:
Тревожной совести угрозы,
О Милосердый, успокой;
Ты видишь покаянья слёзы, —
Молю, не выйди в суд со мной.
Ты Всемогущ, а я бессильный,
Ты Царь миров, а я убог,
Бессмертен Ты — я прах могильный,
Я быстрый миг — Ты вечный Бог!
Это настоящий крик души! Понимая своё человеческое бессилие, он всем своим существом взывает к Богу о помощи в борьбе со своими страстями:
О, дай, чтоб верою святою
Рассеял я туман страстей
И чтоб безоблачной душою
Прощал врагам, любил друзей;
Чтоб луч отрадный упованья
Всегда мне в сердце проникал,
Чтоб помнил я благодеяния,
Чтоб оскорбленья забывал!
Наконец, молитва завершается словамии радостного упования на Господа и Его милосердный Промысл:
И на Тебя я уповаю;
Как сладко мне любить Тебя!
Твоей я благости вверяю
Жену, детей, всего себя!
О, искупя невинной кровью
Виновный, грешный мир земной, —
Пребудь Божественной любовью
Везде, всегда, во мне, со мной!
Какая великая надежда на Господа светится в конце стихотворения!
Молитва Козлова от начала и до конца исполнена живого драматизма и динамики. Духовная «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, «Утраченный...» и «Возвращённый рай» Джона Мильтона в одной молитве! (Гомер и Мильтон тоже были незрячими). Русский поэт как духовный Ахиллес, до конца непримиримо борется со своими страстями, как Одиссей, носимый бурными волнами в открытом море, не теряет мужества и надежды. В его стихах чувствуется утрата земного рая и великая надежда на возвращение рая небесного.
Это единственная молитва в стихах, читая которую мне становится безмерно стыдно за себя и за своё малодушие перед лицом такой веры и стойкости.
Через 100 лет Николай Алексеевич Островский, поражённый похожим недугом, работая над романом «Как закалялась сталь» скажет: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое...»
Читая молитву И.И. Козлова, понимаешь, какую веру, какую пламенную любовь к Богу, какое смирение, терпение, мужество и надежду нужно иметь, чтобы жизнь была прожита не напрасно.
Марина Цветаева как-то написала о Сергее Есенине:
Много жил — кто в наши жил
Дни: всё дал, — кто песню дал.
Так вот, И.И. Козлов дал и песню и молитву.
-----------------
* Козлов был знаком с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и братьями Тургеневыми.
** Также М. И. Глинка написал романс «Венецианская ночь» на стихи Козлова.
*** Только душевно чёрствый человек мог увидеть в этих стихах религиозную «дидактитку».