Два брата, живучи в ските, занимались искусным рукоделием и один раз, наготовив работ, пошли оба в город, чтобы продать свои произведения. Тут они, как только вступили в городские ворота, сейчас же и разошлись в разные стороны; один пошёл в улицу, которая шла от ворот направо, а другой — в улицу, которая шла влево. И весь день они друг друга не видели. Когда же настало уговоренное время, чтоб им сойтись в условленном месте и идти назад в скит, брат, пошедший влево, сказал другому, пошедшему вправо:
— Знаешь ли, со мною случилось нечто такое, после чего я уже не могу идти назад в скит.
— Что же это такое с тобою случилось? — вопросил второй брат.
— А то, что когда мы с тобою расстались, то я встретил очень красивую женщину и поддался соблазнительному влечению, и вот мой обет целомудрия мною нарушен.
— Это очень дурно, — отвечал другой брат, — но уж если это случилось, то тем скорее должно тебе спешить отсюда в нашу пустыню.
— Нет, брат возлюбленный, — отвечал падший: — я уже не решусь теперь оскорбить наше чистое жилище своим присутствием.
Брат же, ходивший в улицу направо, ещё настойчивее звал его скорее идти в пустыню и сам тянул его за руку, но падший не шёл и отвечал:
— Нет, тебе самому будет тяжело со мною. Ты — чистый.
Тогда второй брат "помысли мало и отвеща":
— Не сокрушайся о том, что мне будет тяжело в твоём присутствии, ибо когда мы с тобою сегодня расстались и ты пошёл налево, а я понёс свои рукоделья направо, то со мною в правой стороне города случилось как раз то же самое, что случилось с тобой в левой.
Тогда первый брат ободрился и воскликнул
— Значит, мы равны!
— Да, оба мы равны, ибо оба пали.
— Что же мы теперь сотворим далее?
— Пойдем оба, как равные, вместе в свой скит и оба вместе покаемся старцам.
— А что же нам будет от старцев?
— А уж что будет, то будет одинаково, что одному, то и другому. Не робей — перенесём вместе по заслугам нашим, а как я старше тебя, то верно мне сделают наказание строжайшее, а тебя, младшего, — накажут полегче.
Брат, ходивший влево, "умилился" и пошёл в скит. Там с ними вышло, как говорил второй брат, который собственно не был грешен, но только сказал на себя грех для того, чтобы поддержать дух падшего брата, и тем не допустил его до отчаяния.
Н.С. Лесков. «Легендарные характеры» (1892)