Николай Лесков. Легендарные характеры

Тимур Тимофей Тимофеев
Два брата, живучи в ските, занимались искусным рукоделием и один раз, наготовив работ, пошли оба в город, чтобы продать свои произведения. Тут они, как только вступили в городские ворота, сейчас же и разошлись в разные стороны; один пошёл в улицу, которая шла от ворот направо, а другой — в улицу, которая шла влево. И весь день они друг друга не видели. Когда же настало уговоренное время, чтоб им сойтись в условленном месте и идти назад в скит, брат, пошедший влево, сказал другому, пошедшему вправо:

   — Знаешь ли, со мною случилось нечто такое, после чего я уже не могу идти назад в скит.

   — Что же это такое с тобою случилось? — вопросил второй брат.

   — А то, что когда мы с тобою расстались, то я встретил очень красивую женщину и поддался соблазнительному влечению, и вот мой обет целомудрия мною нарушен.

   — Это очень дурно, — отвечал другой брат, — но уж если это случилось, то тем скорее должно тебе спешить отсюда в нашу пустыню.

   — Нет, брат возлюбленный, — отвечал падший: — я уже не решусь теперь оскорбить наше чистое жилище своим присутствием.

   Брат же, ходивший в улицу направо, ещё настойчивее звал его скорее идти в пустыню и сам тянул его за руку, но падший не шёл и отвечал:

   — Нет, тебе самому будет тяжело со мною. Ты — чистый.

   Тогда второй брат "помысли мало и отвеща":

   — Не сокрушайся о том, что мне будет тяжело в твоём присутствии, ибо когда мы с тобою сегодня расстались и ты пошёл налево, а я понёс свои рукоделья направо, то со мною в правой стороне города случилось как раз то же самое, что случилось с тобой в левой.

   Тогда первый брат ободрился и воскликнул

   — Значит, мы равны!

   — Да, оба мы равны, ибо оба пали.

   — Что же мы теперь сотворим далее?

   — Пойдем оба, как равные, вместе в свой скит и оба вместе покаемся старцам.

   — А что же нам будет от старцев?

   — А уж что будет, то будет одинаково, что одному, то и другому. Не робей — перенесём вместе по заслугам нашим, а как я старше тебя, то верно мне сделают наказание строжайшее, а тебя, младшего, — накажут полегче.

   Брат, ходивший влево, "умилился" и пошёл в скит. Там с ними вышло, как говорил второй брат, который собственно не был грешен, но только сказал на себя грех для того, чтобы поддержать дух падшего брата, и тем не допустил его до отчаяния.

Н.С. Лесков. «Легендарные характеры» (1892)