Возвращение в большой спорт

Александр Щербаков 5
Сейчас, когда наш спорт отлучен от международных стартов вообще, интерес к соревнованиям внутри страны уменьшился. Но не исчез полностью, очень уж крепкие традиции в спорте были заложены в советское время. Особенно в некоторых видах той же легкой атлетики. Одним из таких видов являются прыжки в высоту как у мужчин, так и у женщин. Знаменитые рекордсмены мира, чемпионы мира и Олимпийских игр появлялись в нашей стране как грибы после дождя. Самым знаменитым был Валерий Брумель, лучший легкоатлет мира в период с 1961 по 1963 год, олимпийский чемпион 1964 года.  И в российском спорте были свои герои, но, к сожалению, некоторые из них померкли из-за допинговых скандалов.  Вообще против российского спорта ведется целенаправленная борьба уже давно, не думаю, что такое было возможно во времена существования могучего Советского Союза.

Причем борьба выборочная, усиливающаяся с тех пор, как Россия показала зубы, проявила себя как способная постоять за себя на мировой арене. Нет, не спортивной, а политической. События с Крымом и Сирией привили к усилению борьбы с допингом в нашей стране, в то время как зарубежные атлеты по многим видам спорта применяют допинг вполне легально, якобы по терапевтическим показаниям. Например, все норвежские лыжники и биатлонисты якобы больны бронхиальной астмой и применяют эфедрин, за который других спортсменов дисквалифицируют.

И даже пойманные на допинге или пропустившие допинг-тесты зарубежные  спортсмены получают кратковременную дисквалификацию и вскоре выходят на старты и побеждают. Один из самых свежих примеров. Американский спринтер Коулман пропустил допинг-тесты, отделался 3-х месячной дисквалификацией и выиграл чемпионат мира 2019 года в Дохе.  А вот героя сегодняшнего моего рассказа не пощадили, дали почти максимум – 4 года дисквалификации. А почему, вы узнаете от него самого.

Его карьера начиналась фантастически: прыгун в высоту из Бирска Данил Лысенко в 2017 году на чемпионате мира получил "серебро” и готовился к Олимпиаде-2020 в ранге одного из фаворитов. Но через год случился скандал: он пропустил три сдачи допинг-теста. За нарушение дисциплины на четыре года был отстранен от стартов.

Он на долгое время лишился права выступать, но вернулся, чтобы всем доказать: он прыгает выше всех благодаря таланту, труду и бешеной мотивации.

О том, как пробиться из небольшого башкирского городка в мировую элиту легкой атлетики, вернуться в большой спорт после длительной дисквалификации и не сломаться, Данил рассказал редакции UFA.AIF.RU.

- Объясни, как в хоккейной республике можно всерьез увлечься прыжками в высоту? Кто тебя привел в этот спорт?
- Начал заниматься легкой атлетикой ещё в детском саду. В группу пришла педагог, чтобы отобрать ребят в секцию прыжков. Она ещё сказала, перед тем, как я пошёл в первый класс, что я буду прыгать. Но это время плохо помню, потому что после детсада секцию забросил. А в третьем классе меня уже позвал одноклассник за компанию заняться прыжками. Но тогда я тоже не проявил особого рвения, и на время ушел из спортшколы. Но тут уже ко мне домой пришел сам тренер Николай Ковальский и уговорил продолжить занятия. С тех пор начал тренироваться серьезнее, у меня стало получаться прыгать высоко.
С Николаем Михайловичем до сих пор поддерживаем связь и хорошие отношения. Всегда с радостью возвращаюсь в Бирск в свою родную спортшколу. Мне здесь очень комфортно и уютно. И с другими наставниками: Артемом Николаевичем Ковальским, Алексеем Валентиновичем Шалопиным мы также в хороших дружеских отношениях. Я их очень люблю, они немалую роль сыграли в моем спортивном развитии, мы вместе ездили на соревнования. Я им всем очень благодарен! Мне повезло с наставниками!

При этом мои родители никогда не занимались спортом. Мама работает в магазине, папа - в инкассации. Даже роста они относительно невысокого - оба по 175 см. У меня же рост 193 см, я перерос всех своих родственников!

- Не хотел попробовать себя в футболе или хоккее с такими данными?
- В 9-10 лет меня интересовали другие виды спорта. Я пытался ходить на стрельбу из лука, не понравилось. Потом пошел на каратэ, вроде зашло. Но совмещать с легкой атлетикой было сложно, и в итоге выбрал прыжки в высоту. Футбол меня никогда не привлекал, даже сейчас к нему отношусь не очень. В детстве выходили на коробку поиграть: «банки» или «пенки», не помню, как игра называется, любили попинать мяч, словом. Из командных видов меня больше привлекал баскетбол, в Бирске его развивают достаточно хорошо. Мне удалось даже поиграть за команду нашей школы в 10-11 классах. И при случае на сборах или на улице могу побросать мяч в кольцо. Но в приоритете у меня всегда были прыжки. И помню, даже тренер мне запрещал гонять в баскет: довольно травмоопасный вид.

- Но тебя однажды позвали сделать символическое вбрасывание на хоккее. Какие чувства тогда испытал?
- Да, было такое. По-моему, «Салават Юлаев» играл с «Барысом». Я тогда взял серебро в Лондоне на чемпионате мира в 2017 году. И по приезду домой со мной связались из клуба и позвали на матч. Это запомнилось на всю жизнь, очень крутые были эмоции. Я впервые побывал на хоккее, и он мне нравится больше, чем футбол, я в нем даже немного разбираюсь.

- Знаю, что неприятно вспоминать все это, но, тем не менее, спрошу. После головокружительного успеха неожиданно последовало обвинение в нарушение допинговой дисциплины, суд, отстранение от сборной и международных турниров. Как пережил период дисквалификации, чем занимался?
- Это был очень непростой период. Когда в августе 2018-го года меня отстранили от соревнований, было много непонятного, вообще неясно, что ждёт дальше в спорте. Мне ведь грозило до десяти лет дисквалификации - это конец карьере! Я тогда даже опустил руки, скандал раздули так, что шансов оправдаться было мало. Сначала отдыхал. Потом начал искать работу: трудился на доставке, потом в банке работал, затем водителем... Пытался как-то двигаться, осваивать другие сферы. Три года не тренировался. Пришлось даже продать квартиру, чтобы выжить. Считаю, что обрел неплохой жизненный опыт. И понял, наконец, что спорт для меня - единственный надежный источник дохода и любимая работа!

Во время дисквалификации я познакомился со своей будущей женой, женился, переехал в Москву. В этом отношении я рад за этот перерыв, ведь иначе не случилось бы всего этого. Моя семья и моя жена поддерживали меня, верили до последнего. И когда выяснилось, что в итоге меня отстранили на четыре года, оказалось, что большая часть времени уже ушла на само разбирательство. И за полгода до окончания наказания я начал тренироваться. А потом сразу провел, по-моему, 18 стартов (дисквал закончился в августе 2022 года), все выиграл и везде результат показал за 2,30. Вот так сильно соскучился по прыжкам.

- На время твоей дисквалификации еще пришлась и эпидемия ковида. Как спасался от вируса, прививался?
- Когда случился ковид, лично у меня была паника. Реально страшно стало от новостей, которые каждый день выходили. Я тогда уехал в Москву. А как только начали закрывать аэропорты, приехали с женой в Бирск. Так что самый пик эпидемии мы находились в Башкирии. Я не вакцинировался, переболел ковидом три раза. Последний раз в августе прошлого года перед Спартакиадой. Но обошлось без осложнений, чувствую себя отлично.

- Со стороны кажется, что возвращение в большой спорт далось тебе легко?
- У меня тогда были злость и желание доказать всем, что я не случайный человек в прыжках. В то время я много читал негатива про себя, чушь всякую. Кто-то говорил, что меня на допинге поймали. Люди не хотели разбираться, в чем там было дело. До сих пор некоторые «умники» в сетях пишут, что я был на дисквалификации и прыгаю на допинге. Я был наказан за дисциплинарные нарушения, никогда ничего не принимал запрещенного. Если с 2014 года открыть мою карту в системе, то видно, что у меня по несколько раз в год брали допинг-пробы, и везде я был чист. А люди, далекие от спорта, пишут всякую дичь! Поэтому я был злой на всех и все, и до сих пор такой! Надеюсь поддерживать тот уровень, на который вышел сейчас. И пока получается, буду прыгать!

- Сейчас ты стабильно прыгаешь в районе 232 см, хотя имеешь личные рекорды 238 и 240 см. Когда вновь думаешь выйти на уровень планки 235?
- Пока стараюсь стабильно держать 230 и выше. Но в этом летнем сезоне дважды прыгнул на 2,35 м в Минске и Екатеринбурге. Пытался взять и 2,37 м, но не получилось. В зимнем сезоне я прыгал на 2,38 м, делал попытки взять и высоту 2,40 на чемпионате России. Я даже перелетел планку с большим запасом и только после задел ногами ее. К этой высоте, считаю, вполне готов, могу прыгать и выше, но мне не хватает психологической подготовки и немного физической. Все лето я соревновался, старты за стартами, поэтому не тренировался практически. В активный сезон нельзя сильно нагружаться, только небольшие разминки делать для поддержания формы. К зиме хочу подготовиться более тщательно и даже попробовать на «Битве полов» установить новый рекорд России.

- Тебе комфортнее сражаться с планкой в одиночку или в борьбе с соперником? Где легче прыгается: в помещении или на воздухе?
- Если есть соперник в секторе, меня это вроде подстегивает, но мне больше нравится, когда я уже один на один с собой остаюсь. Когда все завершили выступления, я расслабляюсь и сосредотачиваюсь только на прыжках, чувствую себя комфортнее в секторе. Но иногда бывают моменты, когда остались вдвоем, и соперник рядом - это стимулирует прыгнуть выше.
В помещении мне легче, ведь на воздухе есть и ветер, и дождь, и тучи, и солнце... С ветром в лицо или на мокром покрытии вообще не каждый может прыгнуть.

- Извиняюсь за дилетантский вопрос: какие мысли в голове во время полета?
- В моей голове ничего не происходит во время прыжка, я просто отключаю голову во время разбега, а тем более - над планкой. Я довёл все это до автоматизма.

- На одних из соревнований за тобой наблюдал легендарный кубинец-рекордсмен Хавьер Сотомайор (его 245 см пока никому не покорились). Удалось с ним пообщаться? И кто твои кумиры с спорте?
- Так получилось, что на тех стартах, где присутствовал Сотомайор, у меня все очень тяжело складывалось. Условия мне организаторы предоставили не очень хорошие. Получилось только пожать руку легенде, когда он меня награждал. Безусловно, получить медаль из рук этого великого человека очень приятно, эмоции зашкаливали тот момент. Конечно, хотелось и прыгнуть выше, но тогда я остановился, кажется, на 2,31 м.

В детстве, естественно, восхищался легендарными прыгунами: Ваня Ухов, Андрей Сильнов, тот же Сотомайор. Но потом я вырос, стал прыгать вместе с ними в секторе и обыгрывать их. Но они остаются для меня неким ориентиром.

Могу назвать самой запоминающейся встречу с Усейном Болтом. Я видел его на мировом чемпионате в Лондоне в 2017 году, где он завершал свою карьеру. Еще Баршим (катарский прыгун) сегодня звезда, он пока единственный, кто за последние десятилетия приблизился к мировому рекорду. С ним я не раз виделся и общался. Ну и еще с великим нашим хоккеистом Александром Овечкиным на спортбазе встречался. Этих людей я уважаю.

- Расскажи, где ты встретился со своей женой: она спортсменка?
- С женой познакомился в 2019-м году. Тогда я тренировался у Евгения Загоруйко вместе с еще одной прыгуньей Леной Куличенко. Однажды мы собрались компанией и пошли в караоке, и Лена пригласила с собой свою подругу Леру. В тот вечер мы с ней и начали общаться. Через месяц я уехал домой, и мы связывались через соцсети. Потом специально уже к ней прилетал на две недели в Москву, мы стали встречаться. Но предложение я сделал через полтора года после знакомства, то есть времени узнать друг друга у нас было достаточно. Лера занималась фигурным катанием и легкой атлетикой, но не профессионально. Спорт ей интересен: она все время пытается разобраться в моей технике на соревнованиях, даже подсказывает. И мне очень важна ее поддержка на турнирах.
Даже между попытками я подхожу к ней, она меня успокаивает, когда я сильно заведен, помогает справиться с эмоциями. Сейчас она учится в МГИМО.

- Чем помимо спорта еще увлекаешься в жизни?
- Я не меломан и не автолюбитель, но у меня есть хобби, которое мне нравится. Когда есть свободное время, я беру свой металлоискатель, собаку и иду в лес, в поля. Иногда Лера ездит со мной, но ей быстро надоедает, не любит долго ходить. А я могу бродить часами в поисках монет, предметов старины. Разное попадается: в последний раз нашел более десятка гильз времен Второй мировой войны. Люблю спокойный отдых. Уехать в лес, к озеру, с палатками - вот там я реально отдыхаю телом и душой. А еще люблю тепло и море: купаться, загорать, отвлекаться от всяких проблем.

- А что с едой? Ты на диете, разборчив в блюдах? Кто готовит для тебя?
- В еде я не привередлив вообще. Дома готовит жена, делает это очень вкусно, всё необычно. За весом я не слежу, у меня такое строение организма, что я ни в чем себе не отказываю, не соблюдаю никаких диет, но стараюсь питаться правильно. Хотя бургеры и пиццы всякие тоже очень люблю...

- В этом году ты принимал участие в трех турнирах в Белоруссии. Каковы впечатления о стартах и стране?
- В июле на открытом чемпионате Беларуси победил, показав лучший результат сезона в Европе — 2,35 м. В Минске в августе сделал прыжок на 2,34 м, было две попытки и на 2,37. По-моему, старты удались. Белоруссия сама очень понравилась. Минск впечатлил своей чистотой, архитектурой, доброжелательными людьми, едой. Кухня белорусская - это вообще отдельное искусство, очень вкусно! В Бресте гуляли по историческим местам, в Брестской крепости были. Хочется ещё съездить туда, рассмотреть все не спеша, побывать в Беловежской пуще.

- В этом году прошли турниры «Королева российского спорта» и чемпионат России. Доволен результатом?
- Готовился к чемпионату России, потому что это главный старт сезона на данный момент. Стояла задача победить, не очень важно с каким результатом, главное - медаль. Я прыгнул на 2,33 м и получил "золото”. Выступал тяжело, мне эмоционально не очень комфортно было находиться в секторе. Хотя так всегда со мной именно на чемпионатах страны, видимо, слишком себя настраиваю. А в июне на «Королеве российского спорта» выступал на расслабоне, на публику. Тут важней было показать результат, потому что публика заводится от цифр на табло. Там присутствовали порядка трех тысяч зрителей. Победил, выполнил норматив для квалификации на Олимпийские игры 2024 года в Париже. Это было классно, атмосферно! Один из лучших стартов в России. Когда есть эмоции и зрители - прыгается легко!

- Тем не менее, наверняка уже думал, чем заняться после окончания карьеры?
- О своем будущем после спорта не думал. Пока в прыжках хочу добиться самых высоких результатов. Из-за политической ситуации не удается выступать на чемпионатах мира и олимпиадах. В мечтах, конечно же, Олимпийские игры, медали, рекорды. Надеюсь, все скоро наладится, и нам станут доступны такие старты. Еще лет десять минимум планирую прыгать!

Все это рассказал спортсмен, который в этом сезоне, первом после отбытия дисквалификации, показывает результат, равный лучшему в сезоне. А таким результатом он мог получить медаль на последнем чемпионате мира в Будапеште. Будем надеяться, что атлет, пришедший через такие трудности, не опустит руки и будет готовиться к следующему сезону, к Олимпийским играм в Париже, а если его не допустят, к стартам на играх БРИКС, которые планируются следующим летом.