Допекли насмешками

Мансур Суруш
Мансур Суруш
        Допекли насмешками
(рассказ - притча)
Один дехканин, живший в некоем высокогорном селении, на семейном совете договорился со своим сыном – подростком о покупке ишака. Для этого они решили в ближайший базарный день пойти в город. Отец и сын давно мечтали о приобретении ишака и копили деньги. Любой сельчанин знает, что ишак, это неприхотливое, но сильное и выносливое копытное животное, незаменимый помощник в хозяйстве, без него оно не полно. Тому, что у них теперь будет свой ишак, особенно обрадовался сын дехканина. Потому, что он всегда с завистью смотрел на своих друзей – сверстников, которые бесшабашно катались на ослах, и даже устраивали скачки.
Сказано сделано. Отец и сын, проделав немалый путь по узким и крутым горным тропам, пришли в многолюдный город, на скотный базар. Присматриваясь и обойдя весь рынок, они остановили свой выбор на одном белее молока цвета и довольно внушительных размеров ишаке. «Ни дать ни взять, буйвол, - с удовлетворением отметил про себя дехканин. – Такому любой груз по силам, любую арбу с лёгкостью потащит.» А его сын, неотрывно глядя на ишака, который крутил и размахивал хвостом, перебирал немного копытами, не зная, что судьба его уже предрешена, подумал: «Я назову его Рахш, как звали коня легендарного Рустама – исполина».
Дехканин и продавец, поторговавшись вначале, а как же иначе, сошлись в цене и ударили по рукам. Но перед тем как пуститься в обратный путь, новоиспечённый хозяин ишака дал немного денег сыну и велел ему купить и принести охапку сена.
- Ты сегодня сам убедился, - сказал он при этом, - на голодный желудок топать, это не вкуснятину лопать.
Когда сын сделал то, что ему было велено, отец добавил:
- Ну и нам в самую пору перекусить, зайдём в чайхану, вот она рядом.
С этими словами он пошёл в сторону чайханы, а следом за ним и сын. А ишак приступив к трапезе, подумал про себя: «Стало быть мне попались хорошие хозяева, перед дорогой надумали меня насытить. Причём очень даже кстати, потому что я успел проголодаться, пока бывший хозяин ждал, когда кто-нибудь из покупателей положит на меня глаз. Правильно сказано: молоко у коровы на языке. А мы, ишаки, от коров отличаемся тем, что на языке у нас сила. Ты сначала меня накорми вдосталь а потом заставь вкалывать, ишачить с рассвета до сумерек, даже в поте морды. Так что зря говорят, что ишакам нужны погонщик, груз и кнут Нет, не только…»
Вскоре отец с сыном погоняя впереди себя ишака, вышли за черту города и пешим шагом прошли ещё порядком. Они увидели трёх встречных, которые спустя несколь минут поравнялись с ними. Один из них что-то сказал спутникам, они громко расхохотались, указывая на отца с сыном и стали наперебой говорить:
- Нет, глупые люди, кажется, никогда не переведутся. Вот наглядный пример. Вместо того, чтобы верхом ехать на большом как верблюд ишаке, эти двое идут за ним вприпрыжку, аж запыхались….
Дехканин ничто не ответил на это язвительное замечание: вспомнив одну пословицу, услышанную им когда – то: «Петух кукарекает, но рассвет от Бога». Зато ишак, косясь на прохожих, которые продолжали гоготать, мысленно сказал: «И чего ржёте, вам-то что?!» Идите своей дорогой. Да, сейчас я иду налегке, ну и хорошо, потому что такое выдаётся не каждый день. Кому ведомо, что будет завтра…»
И ещё подумал: «А судьи кто? Да никто. На мыло их, на мыло, чтоб неповадно было».
Когда прохожие угомонились и их след простыл, дехканин подал знак рукой сыну. Тот смекнул, что это значит, и они вдоём уселись на ишака, которому было хоть бы хны, со всадниками шагать или без них. Отец с сыном не сговариваясь, говорили себе, что всё, пронесло, прохожим с язвительными языками больше не к чему придраться. Н о оба прогадали. На дороге показались двое прохожих. Когда они приблизились, один из них, плюнув, бросил в сердцах:
- Ну до чего же бессердечными, даже жестокими бывают иные люди. Два здоровенных мужика уселись на слабого бедного ослика и без зазрения совести вовсю погоняют его. Хоть бы пожалели божью тварь, а нет.
Услышав эти колкие слова, подросток немедля соскочил на землю и пошёл рядом с ишаком. Дехканин и на этот раз промолчал. Но ишак, дивясь услышанному, подумал: «Эти прохожие, кажется, не из рода людского, а из пчелиного рода жестокого. Только и знают, что жалить как осы и шмели».
Так они прошли ещё некоторую часть пути. И тут, как это нередко бывает в дороге, повстречались новые прохожие. Когда расстояние сократилось настолько, что можно было хорошо услышать, что они говорят, один них не преминул сказать во всеуслышание с издёвкой:
- Мужик, не инвалид, вовсе не калека, а богатырского сложения, едет припеваючи верхом на ишаке. А малыш плетётся за ним пешком, едва поспевая, задыхаясь и хныкая. Глядишь, вот-вот свалится с ног от усталости. Ну куда это годится? Ни в какие ворота не лезет.
Дехканин и это пропустил мимо ушей. И правильно сделал, зачем метать бисер перед свиньями. Но когда прохожие пошли дальше, он ловко спешился и велел сыну сесть на ишака. Поражённый всеми этими замечаниями, ишак подумал про себя: «Ну что скажешь этим несносным прохожим? Всё не по ним, всё не так. Неужто все люди такие?».
Тем временем сын дехканина проворно уселся на ишака. А дехканин думал, что уже скоро они будут дома и он больше не услышит зловредных реплик и насмешек. Но не тут-то было. На дороге опять появились прохожие. Один из них, замедлив шаг, сказал так, будто такая картина не может оставить его равнодушным:
- Стыд и срам! Здоровенный малый гарцует на ишаке, а хилый старик, быть может его отец, едва передвигая ноги, тащится за ним. Вот времена пошли, никакого уважения к старшим. В пору нашей юности такого не было, воспитание тогда было другое. Из-за таких бездушных молодых людей родители на старости лет нередко становятся, как говорят, настоящими сиротами.
Вскоре и эти прохожие скрылись из глаз. И тогда дехканин подошёл к ишаку спереди, взял за узду и повернул обратно. Потом махнув рукой, объяснил сыну:
- Идём снова в город, на скотный базар.
- Зачем? – с недоумением спросил подросток.
- Там поймешь, - ответил отец.
На скотном базаре, несмотря на поздний час, шла оживлённая торговля. Дехканин за бесценок продал ишака, к большему неудовольствию сына, который уже успел привязаться к нему.
- Лучше на своём горбу таскать груз, пояснил дехканин, -чем выслушивать всякие гадости, причём незаслуженно, от каких – то незнакомых людей получать синяки. Подождём до лучших времён.
А ишак в это время подумал: «Ну и прохожие?! Допекли своими насмешками не только отца с сыном, но и меня. Не прохожие, а проходимцы какие-то. Вот дать бы им жару, чтобы знали: от огня огонь… Жаль, что я не костолом, иначе они копыта бы откинули».
Что еще можно сказать? На язык пошлины нет, что хочет, то и лопочет, и от многоглания спасу нет. Да, на чужой рот не сошьёшь пуговиц.