О казанских татарах

Александр Пешкин
                О КАЗАНСКИХ ТАТАРАХ

    Статья написана в ответ на замечание Алексея Аксельрода в его рецензии на статью «Амазонки и ДНК-генеалогия» по поводу моих сомнений в репрезентативности выборки для генетического анализа на территории Татарстана. Мне право неудобно объяснять, что ДНК-генеалогия в результативной части базируется на законах общей теории статистики. И мои сомнения имеют отношение как раз к отбору единиц для исследования из генеральной совокупности казанских татар. Поэтому в данной статье я вынужден еще раз, уже подробно, объяснить (даже разложить) свою версию происхождения рассматриваемого этноса. 
   К результатам выборки, которую я использовал в предыдущей статье, приложена карта исследований, где указаны местонахождения выборки. Согласно данной карте выборка производилась в основном вдоль левобережья Волги, не отклоняясь от берега далее 30 км, и вдоль правобережья до поворота Волги на юг. А так как в выборку попали территории, близкие к границам с Чувашией, то становится понятным столь высокий процент Y-хромосомной гаплогруппы Е у казанских татар по результатам исследования. Конечно, все упирается в финансирование.  Недаром О. П. Балановский в конце каждого труда оговаривает, что необходимо «дополнительное исследование» (то есть фактически дополнительное финансирование), но и то, что делается, достойно уважения. В самом деле по законам статистики, чем меньше погрешность, тем больше должна быть выборка. Чем меньше доверительный интервал, тем больше должна быть выборочная совокупность. Если невозможно осуществить полноценную выборку в Татарстане, то что говорить об Якутии.
   Аналогичные ДНК-анализы проведены среди сибирских татар и башкир. А так как в данных популяциях пока сохраняется родовое деление, то и анализы проведены в отличие от казанских татар по каждому отдельному роду. Но это вовсе не означает, что среди казанских татар Y-хромосомные гаплогруппы распределены по территории равномерно. Сам этноним «татар» подразумевает происхождение народа из различных этнических групп (см. статью «О казаках»). Казанские татары – это не финская популяция, где все просто и понятно, где вся история ограничена местом проживания, а конкретно болотами. История казанских татар и их предков сама по себе необычна и требует от исследователей должного отношения, умения скрупулезно анализировать имеющиеся артефакты и свидетельства. ЕГЭ-шная простенькая сноровка ставить галочки и прочерки по интересующим исследователя вопросам не приведет ни к каким результатам. Сам факт мирной экспансии казанских татар удивителен не только масштабом. Вызывает неподдельное уважение, что при этом мигранты почти всегда сохраняли свою богатую культуру, которая оказывала благотворное воздействие на окружающие этносы.
   Достаточно сказать, что согласно данным всероссийской переписи населения 2020-2021 годов количество татар (без крымских) – 4,7 млн человек. В Татарстане татар проживает 2,1 млн человек. Если учесть, что мишари, кряшены, сибирские, астраханские и касимовские татары в совокупности составляют около 100 тыс. человек, или 0,002% общей численности, то эти группы в расчет можно не принимать. В соседней Башкирии проживает по переписи 1025690 или 1,0 млн человек – внушительная цифра. По численности татары, живущие в Москве, составляют около 0,9 млн человек. В последнюю цифру входят люди, не считающие себя татарами, но являющимися ими по происхождению. Большая часть татар-москвичей имеет корни в Нижегородской и Пензенской областях. И только на втором месте идут выходцы из Татарстана и Башкирии. Возникает вопрос. Какое процентное содержание гаплогрупп находится в генофонде татар-москвичей и татар Башкирии? Не говорю о Москве, но выборкой для ДНК-анализа в Башкирии, результаты которой я использовал в статье, охвачены только отдельные башкирские роды.
  Начну с истоков. В статье «О казаках» я приводил свидетельство Вильяма Руюсбрюка, что в 1253 году «Булгаре, самые злейшие сарацины…». Понятно, что уцелевшие волжско-болгарские амазонки ислам не исповедали. Во всяком случае языческий элемент у них значительно преобладал над исламским. Иначе бы их прямые потомки, чуваши, в экстремальных условиях сохранили веру, как сохранили язык, бытовые традиции, особенности в одежде. Кроме того, согласно осторожному по понятным причинам выводу из публикации И. Измайлова «Ислам и язычество в улусе Джучи: проблемы историографии и источниковедения»: «… исламские традиции из Булгарии, существовавшие в более ортодоксальной и милленаристской форме, чем в Хорезме и Мавераннахре, не оказали определяющего влияния на вероисповедание и ритуальную практику Золотой Орды…». В 1246 году окончательным разгромом волжских болгар руководил сам Батый. Его, конечно же, не могло устраивать, что волжские болгары не выполняли отведенную им роль покорных поставщиков товарного зерна, а, наоборот, время от времени поднимали восстания. На территории бывшей Волжской Болгарии за исключением небольшой площади на северо-западе упорный народ был полностью истреблен. Остатки амазонок, укрывшихся в районе современной Чувашии, Батый добивать не стал, как будущий противовес, будущую угрозу «новоселам» - татарам.
   Мечеть, которую по его приказу в том же 1246 году заложили, строилась не для волжских болгар, а для татар – земледельцев и мусульман. Не дай бог, они в языческом окружении отшатнутся от веры, или сбегут. А сбежать им было куда в отличие от предков крымских татар, ограниченных морем, или предков астраханских татар, ограниченных степью (см. ст. "О казаках"). Поэтому и заселение опустевшей территории производилось не только уцелевшими и перепуганными земледельцами разного этнического происхождения с обширной территории Хорезма, но и тюрко-язычным племенем угро-славянского происхождения (см. ст. «Ящель и ять»), не пострадавшем от нашествия по причине независимости от Хорезма. Самые лучшие перспективные угодья вдоль рек Кама и Волга достались наиболее сплоченной популяции угро-славянского происхождения. Остальные популяции в результате пережитого нашествия, каждая в отдельности, были слишком малочисленны, разобщены и расселены на периферию бывшей Волжской Болгарии. Причем, расселены компактно, каждая однородная группа в определенном районе (так наделялись землей не только предки казанских, но и всех остальных татар). Значит и доминирующие в этих популяциях гаплогруппы оказались строго районированы. А так как выборкой, которую я использовал, охвачены места проживания вдоль берегов Волги и даже Казань, то у меня вполне обоснованно появились сомнения. Тем более, что выборкой по Башкортостану Уфа не охвачена.
   Мне могут возразить, что в 1277-1278 годах хан Менгу-Тимур «усмирял восстание в Булгарии». Где? Где конкретно он усмирял восстание? Самый близкий район бывшей Волжской Болгарии к Ярославлю – территория современной Чувашии, на которой у уцелевших амазонок выросли дети, ненавидящие захватчиков. Опять же и Менгу-Тимур, и тем более Михаил Ярославский, согласно источникам, занимались только усмирением, а не истреблением беззащитных женщин. Истреблялись как раз мужчины. Всех уцелевших женщин угнать для продажи в Кафу или в Азак невозможно. Могут также возразить, что пепелища поселений в Волжской Болгарии застраивались домами такого же плана, как и раньше. Но и переселенцы, осваивая новую территорию, не зная климата, могли просто скопировать планы строений бывших жителей во избежание дальнейших природных проблем. Свидетельство Вильяма Руюсбрюка и вывод И. Измайлова подтверждают, что в 1253 году заселение бывшей Волжской Болгарии выходцами из Хорезма и Мавераннахра - состоявшийся факт. А этноним «булгаре», который употреблен в артефакте, убеждает, что вдоль Волги земли отведены не пленным, поэтому термин «татар» к ним не применим. И во избежание путаницы или обид их первое время называли «болгары» по топониму территории.
   Отмечу. Передвижения по степи остальных татарских популяций длительное время успешно контролировалось и без мечетей, длительное время в их среде исламизация  "сверху" не проводилась. В отличие от предков казанских татар (изначально мусульман) к остальным популяциям татар в Орде ислам начал проникать через сотню лет, при Узбеке. У крымских татар утвердился только при Едигее. А у казахов эта религия стала господствующей после нашествия Тимура.
   Меня поначалу озадачивало, почему Батый в довесок к тюрко-язычной популяции угро-славянского происхождения определил к заселению данной территории бывших обитателей разгромленного Хорезма. Первоначально я предполагал, что «сплоченная популяция» действительно была чересчур малочисленной для обширной бывшей Волжской Болгарии. Но в данном случае нельзя исключать из внимания и принцип: разделяй и властвуй. Остальные «новоселы» будут завидовать получившим лучшие заливные земли, да еще и с лучшей логистикой. Что непременно приведет к распрям, столкновениям, и не даст усилиться наиболее мобильной группе. (Кроме того, территория разоренной Средней Азии к 1253 году усердно и энергично уже была заселена племенами с востока – монгольскими, тюрко-язычными (теми же карлуками); а орошаемое земледелие в разрушенном Хорезме на тот момент находилось в упадке. Проблем с переселением лишних ртов не возникло бы). Поэтому довесок должен быть весьма существенным. По этой причине и сохранение болгарских амазонок. Батый, плоть от плоти степняк, с мышлением кочевника. Для кочевого скотоводства земля является главным богатством. Все споры, все помыслы у кочевников зациклены на пастбища. Но для земледельцев площадей для получения сельскохозяйственной продукции требуется в разы меньше, чем площадей пастбищ. Тем более плодородных площадей, которыми богата данная, к тому же обширная, территория бывшей Волжской Болгарии. Этот фактор, а также культура и технологии, которые в период нашествия на Хорезм оказались сохраненными, неразрушенными в наиболее мобильной группе переселенцев, оказались привлекательными для остальных групп, что способствовало быстрой по временным рамкам консолидации нового населения, населения к тому же с единой верой и с небольшими отличиями в языках.
   Подтверждением моей версии является следующий факт. Согласно сайту «vuzlit.com>341206 Torgovlja»: «Что же касается внешней торговли, то во время правления Берке ее монополизировала могущественная корпорация мусульманских купцов центрально-азиатского происхождения». Сама формулировка: «… купцы центрально-азиатского происхождения» предполагает необходимость дополнительного анализа. В источнике определены не просто «… центрально-азиатские купцы», а «… купцы центрально-азиатского происхождения». И ключевым словом в данной формулировке является слово «происхождения».
   Главный источник дохода Орды – пленные воины и угнанные женщины. Доход от их продажи напрямую поступал в ханскую казну и войску. Купцам оставалась вся остальная, захиревшая после прихода захватчиков, торговля: зерном, пушниной, тканями, оружием, медом, украшениями, лесом, мехами, кожей, предметами обихода. Рассмотрим, кто реально мог монополизировать ордынский рынок. Купцы Хорезма были истреблены, а их имущество присвоено завоевателями и вывезено в монгольские степи. (И в наше время войны также устраиваются, чтобы ограбить олигархов. Особенно преуспели в этом американцы. Российские бизнесмены просто обязаны понимать: устоит Россия, и их не шлепнут, как в свое время ордынцы шлепнули купцов в Хорезме, Северо-Восточной Руси, Волжской Болгарии). После войны Берке с хулагуидами торговля с Ираном прервана. Уцелевшие туркмены в пустыне – непримиримые враги монголов и претендовать на эту роль по определению не могли.
   Из мусульман Центральной Азии осталось только два тюрко-язычных этноса, представители которых гипотетически были бы способны создать в Орде корпорацию. Для уйгур золотоордынские рынки находились немыслимо далеко от родины. Монгольские были ближе, где они и преуспевали. Нет, раз, два сходить с караваном и навариться - это куда ни шло. Но Монголия и Северный Китай – территории традиционной торговли уйгурских купцов, где все изменения фиксируются в расчетах, где рынок сбыта изучен, где все знакомо и минимизирован риск потерпеть убытки. Местожительство же карлуков гораздо ближе к Волге. В данном случае к ним более применимо определение с изрядной натяжкой: «мусульманские купцы центрально-азиатского происхождения». Если бы не одно но. Карлуки не имели в Золотой Орде прямой доступ к производителям зерна – главному мировому товару. И Берке не отдал бы торговлю зерном выходцам из чужого улуса, которые в любой сложный момент могли бы сбежать со всеми накоплениями на родину. Купцы во все времена контролировались знатью, и сейчас контролируются, только мы не знаем, кто в настоящий момент является знатью. И потом. Если бы это были карлуки или уйгуры, источники бы их назвали конкретно купцы уйгурского или карлукского происхождения. В этом случае купцам свое этническое происхождение скрывать не имело смысла. Никогда к представителям аргынов, влиятельной политической группировке в Орде, не применялся термин, определяющий их происхождение. Аргыны всегда назывались в ордынских источниках «аргыны» и только.   
   Мне становится смешно, когда историографы объясняют, что предок Ротшильдов на доходы от мелкорозничной уличной торговли в небольшом германском городке сколотил и оставил детям баснословное богатство, и, при этом, никого не ограбил, и не убил. Впоследствии его дети и внуки «за счет наследства предка!» ссужали европейских королей. Я полностью доверяю информации, что правовые документы на главные активы Рокфеллеров хранятся в Английском банке. В данном случае – все честно и понятно. Делиться секретами, кто реально и в каких процентах владеет этими активами, под строжайшим запретом. При этом, жестокость «простого и милого бухгалтера» к своим конкурентам не знала пределов. Штиглиц – богатейший человек России пользовался неограниченным доверием императора. Таким доверием, что удочерил даже его дочь – бастарда. Почему знать сделала ставку на этих людей. Потому что они были умными, хваткими и находились под полным контролем власть имущих. Но вернемся к основной теме.
   Отсутствуют источники, кто инициировал создание корпорации. Берке вполне мог напрямую или через доверенных лиц предложить авторитетным и влиятельным людям складывающегося этноса, будущих казанских татар, совместный проект с распределением долей и дележа доходов. Тем более, что его ставка располагалась на месте бывшего Болгара, и поэтому контролировать купцов не составляло особых хлопот. Также он мог убедиться, что простое поощрение торговцев из Европы и Средней Азии не сулит власти особых выгод. Менее вероятно, но возможно, что авторитетные и влиятельные люди сами вышли с подобным предложением к Берке. С предложением отшить всяких посредников: новгородцев, генуэзцев, тех же карлуков. Приведу пример. В 2023 году крупные западные зерновые трейдеры в результате давления со стороны России вынуждены покинуть российский рынок. Это важный шаг в обретении экономической независимости нашего государства. На товарном зерне зиждется вся мировая экономика (См. ст. «Черное золото»).
   Причем, в Средней Азии в результате ордынского разгрома длительное время наблюдался дефицит зерна. Зерно стоило в четыре раза дороже мяса. Поэтому в дальнейшем монополия распространилась как на внутреннюю торговлю, так и на внешнюю, в первую очередь со Средней Азией. Попутно корпорация прибрала к рукам торговлю остальными группами товаров, имевшими хождение в Золотой Орде и за ее пределами. Мусульманские купцы центрально-азиатского происхождения являлись выходцами из формирующегося этноса – будущих казанских татар. В самом деле, торговцы исповедали ислам, на территорию бывшей Волжской Болгарии они попали из Центральной Азии, то есть происхождение их действительно центрально-азиатское. Почему в источниках их прямо не определили, как татар. Потому что купцов не надо наделять землей для производства. Для торговли земля им не нужна. Если же возникнет необходимость, они просто купят землю. Поэтому Берке не мог их в своем указе назвать татарами. Поэтому и авторам источников они представлялись (или их представляли) мусульманскими купцами центрально-азиатского происхождения. Деньги любят тишину. А так как татары в Золотой Орде первоначально были самой бесправной группой населения, возникла потребность в обтекаемой формулировке этнической принадлежности данного купечества, захватившего в улусе всю внутреннюю и внешнюю торговлю. Кроме того, уверен, что все популяции-предки казанских татар были тюрко-язычными. Главенствующим языком в Золотой Орде являлся кипчакский, и даже монголы, в будущем ногайцы, перешли на этот язык.   
   Мне очень обидно, обидно перед думающими, способными к самостоятельному анализу читателями, что приходится так тщательно разжевывать обоснования моей версии происхождения казанских татар, которую я никому не навязываю. Мне самому интересно. Кого-то привлекает болгарская версия, кого-то – даже иранская. Да ради бога. Но я в своих выкладках опираюсь на те же источники, что и остальные исследователи. Вот только особенности фонетики главенствующего диалекта казанско-татарского языка невозможно объяснить без совокупного угро-славянского субстрата (см. ст. «Ящель и ять»). Да, в настоящее время имеются взаимные адстраты (подчеркиваю: адстраты) казанско-татарского языка с чувашским и с марийским языками. С чувашским - не болгарским. С марийским - не угорским.
   Все эти вышестоящие абзацы я привел только для того, чтобы показать, что предки казанских татар наделялись землей, как и остальные татары, компактно. Каждой группе, связанной землячеством, языком, земля отводилась строго в определенном районе, за пределы которого, как я вполне обоснованно по примеру Крыма предполагаю, группы мигрировать не могли. (В Крыму до сих пор по ряду антропологических признаков и диалектам можно определить из какого региона татарин). Значит и доминирующие в этих популяциях (будущих казанских татар) гаплогруппы оказались строго районированы. Я еще не учитываю тот факт, что во время монгольского нашествия на Хорезм, многие жители бежали. Куда? На незатронутые войной территории, в том числе на прежнюю территорию проживания тюрко-язычной популяции угро-славянского происхождения, что также незначительно повлияло на привнесенный генофонд.   
   Действительно, согласно правилу больших чисел, при определенном объеме обычной выборки дальнейшее его увеличение не даст значительного выигрыша в ее точности. Что и показали результаты выборки для ДНК-анализа у отдельных популяций башкир, казахов, сибирских татар в разрезе каждого рода. Результаты же выборки у казанских татар показали значительное количество в их генофонде (генофонде выбранных для ДНК-анализа представителей) Y-хромосомных гаплогрупп, полученных трансфером от марийцев, башкир и чувашей. Я подчеркиваю: трансфером. В итоге привнесенный на территорию из Хорезма и Мавераннахра совокупный генофонд популяций, образовавших впоследствии казанско-татарский народ, по историческим причинам разительно снизился. Только возникает вопрос. На сколько снизился?
   Продолжу далее. Численность татарского населения в Орде, существенного изначально, с каждым десятилетием возрастала. Правители не могли оставить без внимания такой значительный мобилизационный ресурс, а при Узбеке уже и главный. Начались мобилизации татар, в начале в небольшом количестве, но с каждым разом все более и более. В случае острой нехватки воинов запускалась всеобщая мобилизация. Также, как сейчас многие украинцы (кто смог) мигрировали, не желая умирать за интересы европейских и заокеанских воротил баснословных капиталов, так и тогда многие будущие казанские татары не желали умирать в бесконечных войнах за интересы ханов. Кто мог мигрировать в первую очередь? Конечно же жители периферии с отведенных им приграничных земель. До них дольше добираться. Куда могли мигрировать? Можно смело исключить территории проживания чувашей, марийцев. Эти народы сами успешно занимались земледелием. А вот сбежать семьями со всем хозяйством на север малонаселенного в то время Дикого поля - вполне возможный вариант. Казаки до XVII века земледелием не занимались. Появление в разных местах энного количества семей, которые распахали бы незначительные для кочевого скотоводства участки, в среде казаков только приветствовалось. Серьезная проблема – через Дикое поле, как правило, производились набеги ордынцев на Русь. Но и эта проблема вполне разрешима.
   Приведу пример. Моя бабушка рассказывала, что в период реформы Столыпина ее отец с земляками переселился из Украины в Зауралье. Работящие переселенцы очень быстро подняли хозяйство. У каждого из них был среди казахов свой кунак. Кунака прадеда, как и остальных кунаков, интересовало в первую очередь зерно или мука. Взамен он на своих тягловых лошадях поставлял лес. А вот сибирские казаки относились к поселившимся (после 1907 года) неподалеку украинцам первоначально недружелюбно. Казаки уже выращивали хлеб, и переселенцы перебивали им все сложившиеся ранее экономические связи.   
   Более предпочтительно спасаться от мобилизаций среди башкир. Конфликт Орды с башкирами заключался в том, что опустевшая территория в результате нашествия заселялась как раз башкирами, союзниками ордынцев. Но при первой же возможности захватчики (ордынцы, не татары) отреагировали, оттеснив тех в прежние места обитания. У лесных народов мука также высоко ценилась. Так высоко, что ими даже придумано такое блюдо, как пельмени, причем тесто раскатывалось как можно тоньше. В рассматриваемый период башкиры занимались охотой, бортничеством. На маленьких участках засевали просо и гречиху, культуры стабильно дающие без особых трудозатрат на любых почвах небольшой урожай. Кстати, гречиху, известную, как «татарка», первыми с незапамятных времен (возможно даже еще на Алтае) начали культивировать башкиры. А татары заимствовали у них эту культуру, введя в свой оборот. Отвести для мигрантов площади для раскорчевки, несопоставимыми с огромными лесными дебрями и взамен стабильно приобретать по относительно низким ценам дорогостоящий продукт – выгодная сделка. Впоследствии под влиянием татар башкиры и сами всерьез освоили земледелие.
   В сравнении с «башкирским» вариантом менее убедительной выглядит миграция к пермякам или к удмуртам. Хотя и этот вариант исключать нельзя. Скорее всего в данном случае вдоль рек возникли торговые фактории. И, конечно же, все группы мигрантов сохраняли связи с родней, оставшейся собственно на территории современного Татарстана. Возникает вопрос. Какие Y-хромосомные гаплогруппы доминировали у спасшихся от мобилизаций популяций? Я уверенно предполагаю, что казанские татары приобрели основной массив Y-хромосом от марийцев в период до образования Казанского ханства, а от чувашей – в период после образования данного государства. Приток Y-хромосом от башкир в генофонд казанско-татарской популяции осуществлялся постоянно с момента появления предков казанских татар по соседству с башкирами. О причинах подробно изложено в ст. «Амазонки и ДНК-генеалогия»
   Если принимать во внимание географический фактор, то логично предположить, что выборка для ДНК-анализа, произведенная среди татар Башкортостана и юго-востока Татарстана, покажет значительное снижение доли Y-хромосом, приобретенных от марийцев и чувашей. Если принимать во внимание исторический фактор, то эта же выборка также уменьшит долю Y-хромосом, полученных от башкир. Понятно, что носителям Y-хромосомных гаплогрупп марийцев и чувашей в такую даль попусту забираться не имело смысла. У предков казанских татар небашкирского происхождения среди мигрантов в башкирские леса носителей мужских хромосом было достаточно. Спасались от мобилизации как раз мужчины. По этой причине отсутствовала необходимость привлечения инородных Y-хромосомных гаплогрупп и их субкладов. Впрочем, любая выборка вероятностна (а тем более у казанских татар с их генетическим разнообразием и миграционными процессами данной популяции в советское время), и ее результаты могут оказаться с точностью до наоборот.
   Отмечу, что генетики группы О.П. Балановского перед проведением ДНК-анализа обязательно опрашивали и опрашивают у исследуемых людей их происхождение до третьего-четвертого колена.
   В период нашествия Тамерлана разграблен Биляр, но Казань, где на тот момент не было воинских контингентов, не пострадала. Единая со среднеазиатами вера, подкрепленная богатым откупом, сохранила жизнь большинству носителей Y-хромосомных гаплогрупп. Период существования Казанского ханства интересен появлением на территории время от времени воинских контингентов из Средней Азии. Один только Улу-Мухаммед притащил несколько десятков тысяч головорезов. Почему интересен? Потому что генофонд народов Средней Азии после прихода на данную территорию племен с востока значительно изменился с момента нашествия монголов на Хорезм, что оказало и определенное влияние на генофонд казанских татар.
   С присоединением Казани к Москве миграционные процессы казанско-татарского населения усилились. Торговать в среднеазиатских ханствах до их присоединения к России могли только мусульмане. Поэтому неизбежен приток казанских татар (признанных повсеместно с ордынских времен ушлыми в торговых операциях) в пограничные с Казахстанской степью города. От Яицка и Оренбурга до Троицка и Омска, и от Омска до Семипалатинска и Аягуза, и далее до Верного. Попутно оживленная торговля велась с казахами. Опять-таки нам неизвестно из каких районов Татарстана или Башкирии мигрировали данные группы населения, носителями каких преобладающих в этих районах гаплогрупп они были. Можно только гадать.
   Приведу пример. Город Петропавловск возник во многом благодаря казанским татарам. В период экспансии русских за Уральские горы его облюбовали казанско-татарские купцы. Первоначально их было немного, но все они были проверенные, и в основном знали друг друга с детства. Торговля – тяжелый труд, а в те времена для торговли требовалась отвага и умение воевать, хотя бы с теми же казаками, которые время от времени грабили караваны. Дело пошло. Понадобились кожевники, шорники и т.д. Где они будут брать работников? В том же районе, откуда они родом, где каждого знают. Возникает вопрос. Носители каких гаплогрупп будут преобладать в этом городе среди казанских татар? А казанские татары из Петропавловска расселялись и далее на восток, вслед за русскими. Так, два петропавловских татарина в Семипалатинске возглавили торговый караван – «прикрытие» для проникновения российского разведчика Чокана Валиханова в Кашгарское ханство. Интересно, получили ли они от властей какие-либо преференции по окончании опасного и крайне затратного предприятия?
   В советское время ни одна из строек пятилеток не обходилась без активного участия казанских татар. И оседали они не только в городах России, но и в городах Средней Азии и Казахстана.
   В конце 1980-х и в начале 1990-х годов в городе Норильске татарское население составляло ориентировочно от четверти до трети населения. Как так получилось? Я предполагаю, что вербовщик в отличие от остальных предпочел заключать трудовые договоры не в Ростовской области или в Краснодарском крае, а в своем родном районе или городе в Татарии или Башкирии, и попутно отдыхать не на море, а у родителей. Далее, из завербованных он отобрал самого смышленого и помог в карьере. Откуда его помощник станет вербовать новых работников. Из того же района или города. Да, это предположение, но в каждом трудовом коллективе в Норильске до 1990-х годов обязательно встречались выходцы из Краснодарского края. Также и среди татар. Носители каких гаплогрупп преобладали в норильской популяции татар в процентном отношении? К сожалению, с развалом Советского Союза татарское население и в Петропавловске, и в Норильске существенно уменьшилось. Многие татары-норильчане уезжали вообще в дальнее зарубежье. Поэтому гаплогруппы, преобладающие у татар (и не только преобладающие) Петропавловска и Норильска, разбежались по всей России и даже по всему миру. Татары, а их было немало, из Алма-Аты, Душанбе и других среднеазиатских городов в 1990-е годы возвращались не только в Татарстан, но и уезжали на постоянное место жительства в другие российские регионы.
   А какие Y-хромосомные гаплогруппы преобладают в многочисленных казанско-татарских селах Пензенской области (север бывшего Дикого поля), Пермского края и так далее? Среди популяции также встречаются носители диалектов, отличных от доминирующего, что уже предполагает необходимость включения их в выборку.
   Уважаемый Алексей Аксельрод! Современная казанско-татарская популяция, как показала последняя выборка, генетически неоднородна. Нельзя исключать, что выборка для ДНК-анализа, произведенная среди татар Башкортостана и юго-востока Татарстана, неожиданно покажет резкое увеличение процента Y-хромосомных гаплогрупп, присущих восточному региону Центральной Азии. Или региону Передней Азии. Остается только гадать. Смею Вас заверить, что в произведенной выборке для ДНК-анализа казанских татар, результаты которой я использовал для анализа, не представлен основной признак (процентное содержание Y-хромосомных гаплогрупп в генофонде) приблизительно в той же пропорции, с которой данный признак выступает в генеральной совокупности. И, если честно сказать, я даже не представляю, как возможно обеспечить репрезентативность выборок для ДНК-анализа генофонда казанских татар. Но может оказаться так, что совершенно случайно (один шанс из тысяч или даже сотен тысяч) процентное содержание Y-хромосомных гаплогрупп в генофонде по результатам уже произведенной выборки приблизительно совпадет по факту с их процентным содержанием в генеральной совокупности казанских татар. Поэтому я и высказал только сомнение. Впрочем, хорошо, что ДНК-генеалогия проводится, и можно всегда обратиться по интересующим вопросам к ее результатам.
   А вот репрезентативность выборок для ДНК-анализа генофонда крымских татар обеспечить можно. Для этого необходимо провести добросовестно и скрупулезно выборку для генетических исследований среди крымских татар, проживающих в настоящее время в Турции. Без данной выборки мы можем только предполагать, что крымские татары, проживавшие на территориях полуострова, контролируемых российской армией в Крымской войне, по окончании военных действий в Турцию не мигрировали. Предположительно, что крымские татары, как этнос, сформировались из девяти популяций различного происхождения (некоторые исследователи насчитывают двенадцать популяций). И каждая популяция проживала на строго определенной территории полуострова; а, начиная с 1987 года, татары возвращались из Средней Азии, как правило, на те же территории, где обитали их предки. Если охватить выборками все районы Крыма и места проживания популяции в Турции, то выборки среди крымских татар для ДНК-анализа в Херсонской области, на Украине, в Киеве, в Москве, в Средней Азии и Казахстане можно и не проводить. Согласно правилу больших чисел, точность определения генофонда крымских татар будет обеспечена.
  Если бы не рецензия Алексея Аксельрода, я не стал бы столь детализировать свою версию происхождения казанских татар. Моя версия понятно и четко отражена в статьях «О казаках», «Ящель и ять» и «Амазонки и ДНК-генеалогия». Настоящая статья вынуждена. А так как к научным кругам я никакого отношения по жизни не имел, то обтекаемым формулировкам не обучен. Поэтому на основе имеющихся фактах всегда строил конкретные варианты развития событий и из них вычислял наиболее вероятный. Кстати, неоднократно результаты проведенных мною анализов исторических событий опровергали мои первоначальные предположения. Ниже объясню, почему именно вышеизложенный вариант считаю наиболее удовлетворяющим имеющимся историческим фактам.
   Длительное время я придерживался версии происхождения казанских татар напрямую от волжских болгар. Но уже в статье «О работорговле» засомневался в данной версии. А материалы, использованные в статье «О казаках», окончательно похоронили мои прежние представления. Находки Х. Фейзханова, обнаруженные в XIX столетии, другие археологические находки подтверждают происхождение чувашей от волжских болгар. Еще раз приведу выводы известного тюрколога Н. А. Баскакова: «В современной тюркологии считается общепризнанным и вполне с убедительной аргументацией доказанным положение о том, что в чисто лингвистическом плане языки древнебулгарский и современный чувашский являются близкородственными по всем уровням: фонетике, грамматике и лексике, образуя в системе тюркских языков единую группу, в то время как татарский и башкирский языки, кыпчакские в своей основе, имеют только некоторые булгарские черты… объясняющиеся не генетическими причинами, а лишь субстратным воздействием булгар на эти языки».   
   Здесь важно внести уточнение. Башкирский язык сформировался до прихода волжских болгар на соседнюю к Башкирии территорию, поэтому субстратное воздействие не только болгар, но и огуров на башкирский язык невозможно. Можно уверенно утверждать только о незначительном адстратном воздействии волжских болгар на башкирский язык еще до ордынского нашествия. Несмотря на то, что башкиры заключили договор с ордынцами и возможно принимали незначительное участие в их походах, нельзя исключить, что отдельные группы болгарских беженцев спасались у соседей. Впрочем, ДНК-анализы, которые я использовал в статье «Амазонки и ДНК-генеалогия», показали отсутствие в генофондах почти всех башкирских кланов Y-хромосомной гаплогруппы Е, что также ставит под сомнение ничем не подкрепленную версию о субстратном воздействии волжских болгар на башкирский язык. У клана юрматы имеется ее ничтожное количество, и может быть объяснено другой причиной. То есть, волжско-болгарские женщины с детьми в своей массе в 1237-1238 годах и возможно позже бежали, спасаясь от ордынского нашествия, в Северо-Восточную Русь, а не в Башкирию. Поэтому я не удивлюсь, если носители данной гаплогруппы выявятся (возможно уже выявились) среди русского населения в центральных, волго-вятских и северных регионах европейской части России.
   «Некоторые булгарские черты», о которых упомянул Н.А. Баскаков, в языке казанских татар просто и убедительно объясняются чувашским адстратом. Никаких следов ротацизма и ламбдаизма в языке казанских татар в отличие от языка дунайских болгар не наблюдается.
   Но отрицание данной версии не объясняет само происхождение народа. Неожиданно вспомнил, что в далекое советское время в одной из публикаций наткнулся на статью, в которой приводились примеры иранских заимствований в языке коми-зырян. Это уже была зацепка. Ирано-язычные популяции действительно присутствовали в регионе или на соседних с Татарстаном территориях и могли предположительно оказать воздействие на образование казанско-татарского этноса. Поэтому в статье «Ящель и ять» я отчаянно пытался объяснить фонетические особенности языка казанских татар иранским, а затем совокупным угро-иранским субстратом и испытал глубокое разочарование отсутствием результата в бесплодных усилиях.
   Прошу понять меня правильно. Для меня главными признаками исторического пути любого народа является культура и язык, а процентное содержание гаплогрупп лишь признак популяции. Исторически наиболее устойчивый раздел лингвистики любого народа – фонетика. Язык может поменяться, как у дунайских болгар, но следы фонетических особенностей бывшего языка сохраняются, и сохраняются веками в силу генетических особенностей человека, о чем я приводил пример в статье «О казаках». Имеются публикации (статья «Амазонки и ДНК-генеалогия») о финно-угорском субстрате в германском языке. В итоге от иранской версии происхождения казанских татар, как бы она ни была привлекательной, мне пришлось с сожалением отказаться. А наличие в генофонде казанских татар Y-хромосомной гаплогруппы G, присущей в древности иранским популяциям, уверенно объясняется угорским субстратом, о чем популярно изложено в той же статье «Амазонки и ДНК-генеалогия».
   Тюркско-огурскую версию можно не рассматривать. Огурами Приск Панийский обозвал протоболгар. Их прямые потомки - дунайские и волжские болгары.
   Анализ, проведенный мною в статье «Ящель и ять», убедительно показал совокупный угро-славянский субстрат в звучании казанско-татарского языка. Сопоставив исторические источники, я пришел к неопровержимому для себя выводу, что этнос (этнос, а не популяция), впоследствии сплотивший на берегах Волги и Камы казанско-татарский народ в единое целое, сформировался на территории Фараруда. Мало того, перед ордынским нашествием на Хорезм этот этнос или входил в состав Карлукского каганата, или обитал рядом, но под опекой карлуков, и по этой причине уцелел от разгрома.   
   И приведенный в статье «О казаках» пример реакции казанских татарок, впервые разговаривающих с узбечками, подтверждает мой вывод. Женщины, в отличие от мужчин, в силу физиологических особенностей организма очень четко улавливают тонкости восприятия. При том, что фонетика узбеков (карлукского происхождения) и казанских татар претерпела за столетия существенные изменения, но в сочетании звуков, или в их последовательности, или еще в чем-то (возможно даже в интонационных конструкциях) татарки уловили на слух определенное сходство. Поэтому я считаю, что так называемый мной тюрко-язычный этнос угро-славянского происхождения обладал какими-то ценными для карлуков технологиями (может даже производства зерна). В данном случае неминуемы многочисленные браки, несущие взаимные выгоды обеим сторонам. Но сходство в звучании речи и тех, и других обеспечили, конечно же, женщины.
   Уважаемый Алексей Аксельрод! Не верьте источникам, утверждающим, что болгары и печенеги где-то, когда-то перебили всех мадьярских женщин. Фонетика у венгров действительно имеет угорскую основу, и сохранить в языке такой сложнейший для славянок, румынок и немок звуковой состав (и синтаксис тоже) могли только мадьярки. 
   О причинах уклонения казанских татар от службы в орде и по этой причине их появления на землях соседних народов добавлю. Одно дело защищать родную землю от врагов, и совсем другое дело участвовать в грабительских походах, рисковать жизнью в угоду каким-то ненасытным Мамаям, Узбекам, Джанибекам. Понятно, что мои предположения не могут быть абсолютно верными. Это невозможно. Но я уверен, что в самой основе ход исторических процессов протекал примерно в соответствии с моими заключениями.
   Анализ в статье «Амазонки и ДНК-генеалогия» проведен с единственной целью. Проверить: не противоречат ли мои выводы в статье «Ящель и ять» результатам современных генетических исследований. Результаты же анализа меня самого удивили. А так как эти результаты могут быть кому-то интересны, то опубликовал эту статью («Амазонки и ДНК-генеалогия»).
   Работая же над настоящей статьей заинтересовался причинами появления Y-хромосомной гаплогруппы Е в Европе. Одно цепляет другое.