Глифология

Александр Захваткин
Глифология – наука о знаках и символах.

Глифология, является одним из частных направлений семиологии (семиотики), которая изучает свойства всех форм и видов знаковых и коммуникационных систем в природе и искусственной среде.
В отличие от семиологии (семиотики), глифология изучает исключительно знаковые системы выраженные глифами – единичными визуальными символами ментальной информации носителей разума, такие как: рисунки, текстовые знаки (буквы и цифры), символьные операторы (указатели, информаторы и пр.), то есть те визуализированные знаки, которые созданы носителями разума, и информационно ориентированы на подобных носителей.
Семиология, как базовая наука о коммуникативных системах, рассматривает символы и знаки в более широком аспекте, включая в область своего исследования не только визуальные знаки, но и фонетические, ароматические, тактильные, мимические, поведенческие и т.д. и т.п., то есть все формы и виды знаково-символьной коммуникативной системы, в том числе и природного происхождения.

Содержание.

1. Глиф: знаки и символы
2. Глифы письменных знаков
3. Глифы и дописьменная первобытная речь


1. ГЛИФ: ЗНАКИ И СИМВОЛЫ

Как это не странно, но Большая советская энциклопедия, которая, как мне казалось, знала всё, не знала слово глиф, что указывает на отсутствие этого слова в речевом обороте того времени.

Предполагается, что впервые его стали использовать французские антиквары в XVIII веке, заимствовав его из греческого языка, где «глифо» означало «выпуклый» или «выдолбленный». Таким образом, французские антиквары стали обозначать отдельные элементы рисунка выгравированные на ювелирном украшении, как особый отличительный знак для конкретного изделия.

В настоящее время термин «глиф» используется в следующих значениях:
- в археологии, это вырезанный или начертанный на камне (петроглиф) или дереве символ, содержащий некую информацию его изготовителя;
- в книгопечатании, это характерная особенность шрифта;
- в вычислительной технике, это элемент компьютерного символа, соответствующий графеме или графемоподобной единице текста;
- в речевом обороте, это любой графический символ или символический знак;
- в графономике термин глиф используется для несимвола, т.е. либо подсимвола, либо шаблона из нескольких символов, это либо элемент символа, либо совокупность тождественных признаков разных символов.

В глифологии под глифом понимается визуальный элемент любого изображения несущий самостоятельную информационную нагрузку, выделяющую его из других аналогичных элементов, и регламентируется как элемент графического изображения.

Так, например, в бинарном коде под глифом понимается один из двух возможных вариантов его изображения: точка-тире, ноль-единица, черный-белый, большой –маленький, круглый-квадратный и т.д.

Таким образом, «глиф» в глифологии, это визуальный элемент единичной информации.

При этом информационное содержание глифа может меняться от самого простого «есть-нет», до сложных ментальных структур, например, «движение только в указанном направлении» или «движение грузового автомобиля на указанной дороге со скоростью не более 90 км/м» (знак 5.1. ПДД). При этом указанный знак содержит в себе следующий перечень ограничений (запрещено):
- движение транспортных средств, скорость которых по техническим характеристикам не может превышать 40 км./ч;
- движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (3500 кг.) далее второй полосы;
- разворот и проезд через технологические разрывы в разделительной полосе, за исключением дорожно-эксплуатационных машин с включенным проблесковым маячком оранжевого или желтого света;
- остановка вне специально отведенных площадок, за исключением вынужденной остановки;
- движение пешеходов;
- перегон скота;
- учебная езда;
- движение задним ходом.

Поэтому, когда мы встречаемся с неизвестной нам системой глифов, понять их назначение порой очень сложно, что вызывает много проблем при их дешифровке.

В качестве примера можно привести Фетский диск, существующий в единичном экземпляре, и до настоящего времени считающийся не дешифрованным, потому, что нет ключа к прочтению его глифов.

В семиотике (семиологии) много внимания уделяется разграничению понятий символ и знак.
Так Ф.В.Й. Шеллинг рассматривает символ как реально воспроизведенную идею: «Синтез того и другого, где ни общее не обозначает особенного, ни особенное не обозначает общего, но где и то, и другое абсолютно едины, есть символ».
По мнению Ю.М. Лотмана, «Символ отличается от конвенционального знака наличием иконического элемента, определенным подобием между планами выражения и содержания … символ выступает как бы конденсатом всех принципов знаковости и одновременно выводит за пределы знаковости. Он – посредник между разными сферами семиозиса, а также между семиотической и внесемиотической реальностью».
Абрамов М.Г. в своей работе «Знак и символ» уточняет феноменологическое содержание символа, которое «позволяет обнаруживать и воспринимать те смыслы бытия, которые не объективируются и не осознаются в рациональных знаковых формах». При этом Абрамов полагает, что использование термина «знаково-символический» указывает на то, что автор отождествляет эти два понятия, или как минимум сводит их к логическому консенсусу.
В тоже время, в своем глоссарии 1946 г. Моррис определил символ как «знак, который создается его интерпретатором и действует как замена какого-либо другого знака, с которым он является синонимом; все знаки, не являющиеся символами, являются сигналами…
…интерпретатор – это разум; интерпретанта – мысль или понятие; эти мысли или понятия общи всем людям и возникают из постижения разумом объектов и их свойств».
Моррис развивает и уточняет термин «интерпретанта», введенный Ч.С. Пирсом, трактуя его как «навык организма реагировать под влиянием знакового средства на отсутствующие объекты, существенные для непосредственной проблемной ситуации, как если они были налицо» и связывает его с человеком.

Таким образом, символ в семиотике (семиологии) понимается как отражение ментального образа визуализированного знака, и не тождественен ему, но ментально с ним связан. Но если знак может существовать без символа, как, например, мы это видим на Фетском диске, то символ без знака существовать не может, так как только некая визуализированная форма интерпретации мыслительной работы придаёт символу его фиксированное значение в концентрированном виде.
Так, например, связь наблюдаемого образа в процессе коммуникации с её результатом, может существовать только при условии некой знаковой оформленности ментального содержания передаваемой информации в виде её визуализации. 

Таким образом, глиф, как знак, представляет собой визуализированный образ некоего ментального послания при коммуникации. При этом глиф (знак) может быть элементарным в виде точки, либо сложным визуальным образом, например, в виде древнеегипетского картуша, но в любом случае для конкретной символьной системы глиф всегда является её структурной единицей. Например, картуш, как правило, состоит из набора более простых глифов, которые раскрывают его символьное содержание, в то время как глифы-картуши раскрывают, в свою очередь, символ созданного из них послания. Поэтому при анализе структуры глифов, важно соотносить их с символьной системной в которой они использовались.

2. ГЛИФЫ ПИСЬМЕННЫХ ЗНАКОВ

Впервые глифы письменных знаков появляются в винчанской культуре на Подунавье Юго-Восточной Европы около 5000 лет до н.э. и в настоящее время считаются первыми образцами письменности в истории человечества.

В 1961 году румынскими археологами близ села Тэртэрия в румынском жудеце Алба, примерно в 30 км от города Алба-Юлия были обнаружены три необожжённые глиняные таблички, получившие название «тэртэрийские таблички».
Три таблички удивительным образом демонстрировали этапы развития винчанской письменности.
На первой табличке она характеризовалась натурализованным изображением животных и схематическим изображением растения.
Вторая табличка заполнена сложным набором разных знаков, и судя по отверстию использовалась как нашейный амулет.
Третья табличка, так же с отверстием, уже заполнена знаками, схожими с буквенной системой передачи информации. Это впечатление усиливается разделением поля записи на четыре части ниже отверстия.

В 1993 году греческий археолог Георгий Урмузиадис при раскопках неолитического селения у современного села Диспилио в Греции (ном Кастория), на берегу озера Орестиада находит деревянную табличку (Табличка из Диспилио) со знаками схожими с глифами тэртэрийских табличек, метод радиоуглеродного анализа которой датирует её примерно 5260 годом до н.э. Установить наносились ли глифы на табличку хаотично или с учётом определённой системы, в настоящее время не удалось, но их классификация не оставляет сомнения, что это глифы письменных знаков, а не случайные прорисовки, так как, во-первых, позволяют проследить их внутреннюю глифологическую тождественность, а во-вторых, их тождественность с тэртэрийскими табличками.

Следующим этапом письменности, является шумерское письмо появившееся в междуречье Ефрат – Тигр около 3500 лет до н.э. причем первый по времени создания образец очень напоминал третью тэртэрийскую табличку с разделенными полями для надписей. Разница заключалась в том, что на винчанской табличке надпись нанесена схематичными глифами, а на шумерской символьно-аналоговыми знаками: рука, лодка, нога и несколькими схематичными глифами: штрихами, окружностью, прямоугольниками, и сложными фигурами.

Таким образом, анализ первых образцов письменности дает основание считать, что развитие глифов шло от подражания зрительных образов животных (Винча) и людей (Шумеры) к схематическому изображению символов (Винча, Шумеры) оторванных от исходного изображения передаваемого ментального посыла. В дальнейшем развитие письменности шло в основном по двум параллельным направлением: пиктографическое (изобразительное) письмо и символьно-схематическое письмо: буквенное и иероглифическое.

Пиктографическое письмо нашло свое развитие в древнеегипетском письме, Фетском диске, а также у примитивных народов при отсутствии контакта с более развитыми культурами.

Пиктографическое письмо Древнего Египта появляется в середине четвёртого тысячелетия до н.э. практически одновременно с шумерским письмо в виде уже хорошо развитого идеографического письма совмещающего в себе натуралистические изображения и схематичные символы. В период Древнего царства появляются специфические глифы – картуши, которые объединяли несколько глифов в особом контуре. Как выяснилось при расшифровке древнеегипетской письменности, картуши использовались только для выделения имен фараонов и высокопоставленных чиновников.

Но именно картуши находят свое продолжение на Фетском диске, где они использовались для выделения отдельных фраз (предложений). Такая группировка глифов позволяет моделировать используемую на диске письменность при её дешифровке.
В настоящее время Фетский диск ориентировочно датируют 1700 г. до н.э. В общей сложности на диске насчитывается 45 глифов, нанесённых на диск методом штемпельной печати. Начинать расшифровку диска целесообразно с картуша В30 расположенного в центре стороны В; он состоит из трех глифов: 07, 45 и косая черта.
Косая черта, это вероятней всего акцентный знак выделяющий наиболее значимые в тексте картуши. Здесь необходимо обратить внимание на концевые картуши обоих сторон. На стороне В черта использована в центральном картуше В30. На стороне А на периферийном картуше А1. Таким образом, эти картуши обозначают начало и окончание текста диска.
Картуш А1 состоит из шести глифов и включает в себя глиф 02 (голова с перьевым консулом), что можно перевести как «божество».
Картуш В30 состоит из двух глифов: 45 и 07, которые можно перевести как: «дорога» и «охотник». В терминах славянской ментальности эту фразу можно перевести как «скатертью дорога тебе охотник (путник)». В этом случае весь текст диска необходимо рассматривать как послание-оберег.
В соответствии с этим, глифы диска могут иметь следующую интерпретацию:
03 - символ голой головы указывает на вместилище ума и соответственно имеет значение этого слова – «ум», «разум»;
02 - символ головы, напоминающей голову индейца, указывает на особый ум, который более высокий чем у простого человека. Гребень на голове этого изображения называется «консол» - в значении «соединяющий вместе», «объединитель». Такой консол имеется на различных хеттских, греческих и римских изображениях. Это может быть «вождь», «жрец» или «Бог».
21 – символ сложного гребня – «Есмень» - имя верховного божества;
18 – символ угла – направление действия рядом стоящих символов от … к …;
06 - символ женщины может означать «Мать-богиню» или «плодородие», «достаток» и т.д.;
01 - символ движущегося человека, это символ динамики, изменения, приобретения каких-либо качеств;
14 - символ стола; в тексте он стоит «на попа» из-за экономии места;
26 - символ огня связан с представлением славян о переходе души в мир усопших предков, в данном тексте в основном означает «дух», «душа»;
31 - символ летящей птицы неразрывно связан с полетом, и он всегда размещается только рядом с огнём (26), что, очевидно, имеет смысл «вознесение» духа или души.
27 - символ растянутой шкуры означает защиту;
12 - символ колеса означает коло - круг, являющейся символом объединения, этот смысл подкреплен маленькими кружками внутри; в тексте он соответствует слову «вместе», «совместно»;
24 - символ «храма», «алтаря», «жертвенника»;
35 – символ дерево – «предки», «пращуры»;
38 - символ ромашка – «солнце»;
10 – символ весло – «кормчий»; характерный перевод картушей А31 и А28 – «светлого разума твоему кормчему»;
40 – символ берцовая кость – «память»;
23 – символ молот (колонна) – «жертва».

Используя предложенную интерпретацию глифов диска, его текст может быть переведён следующим образом:

Сторона Б

Охотнику в дальней дороге.
Чтобы лодка твоя не погибла, как скотина на бойне,
принеси жертву Матери-богине.
Заколи хорошего ягненка и принеси его на жертвенный алтарь.
За это будешь иметь охотник великую благодарность храма.
Да будет легкой твоя дорога охотник.
Да будет счастливой твоя удача.
Да будет богатым твой улов,
часть которого ты принесешь на жертвенный алтарь.
Да будет покровительствовать тебе принесенная тобою жертва в пути,
убережет тебя от лихих людей, принесет тебе счастье.
Да будет с тобой великое покровительство богов.
С огромным уловом вернешься ты домой.
Принесешь рыбы и мяса.
Накроешь богатый стол и устроишь пир на весь мир.
Пусть всегда тебе светит солнце и будет крепка твоя лодка.
Не забывай о восхвалении наших богов.
Не забывай о помощи храма охотник
в дальнем плавании твоем к богатым добычей местам.
Большой силой тебя наделяю,
чтобы силе этой подчинилась всякая рыба.
Возвращайся с уловом, часть которого принеси на алтарь,
который защищает тебя в этом плавании.
Поклонись нашим богам,
что покровительствуют тебе в дальней дороге.
Помни охотник, что все в воле наших богов.

Сторона А

Ясного разума вашему кормчему.
Почти волю наших богов, которые тебе покровительствуют.
Ясного разума вашему кормчему.
Усмери гордыню свою перед волей богов.
Вознесись духом своим к нашим пращурам,
сохранивших мир твоей семье,
защитивших имущество твое и наших богов.
Вознесись духом к нашим богам.
Отправляйся в путь.
Большой и удачной охоты тебе под покровительством наших богов.
Вознесися духом к нашим богам.
Смело рыбу лови.
Почти волю наших богов, которые тебе покровительствуют.
Вознесись духом к богам.
Отправляйся в путь.
Большой и удачной охоты тебе под покровительством наших богов.
Принеси жертву на море, и защитят тогда наши боги твой дом.
Помни охотник о том откуда ты вышел,
о пращурах наших и наших богах.
К пращурам нашим вознесись ты духом,
и большой приплод дадут тебе боги.
Держи крепко, не давай оберег в обиду
и другим охотникам будь защитой в пути.
Помни часть улова отдать нашим богам.
Собери провиант и возьми его с собою в дорогу.
Помни всегда о святых алтарях
и будешь тогда могучим богатырем по воле наших богов.

Предложенная интерпретация текста позволяет атрибутировать Фетский диск как дорожный амулет, что подтверждается технологией его изготовления. Единственно, что вызывает удивление, это то, что он найден только в одном экземпляре, хотя судя по технологии его изготовления он изготавливался в массовых количествах. Ответ этой загадки, очевидно, надо искать в глифе «лодка». Возможно, что такие амулеты изготавливались исключительно для моряков и были ритуально привязаны к судам.

Таким образом, при правильном прочтении глифов, содержание письменной речи поддается интерпретации даже при отсутствии других аналогичных экземпляров, что необходимо для сравнительного перевода, или ключей для дешифровки анализируемого текста.

3. ГЛИФЫ И ДОПИСМЕННАЯ ПЕРВОБЫТНАЯ РЕЧЬ

Глифы оторванные от визуального образа передаваемой информации в своей символьной форме обозначают её фонетический образ, который устойчиво сохраняется на протяжении тысячелетий. Это их особенность может быть использована при анализе первобытной дописьменной речи.

Современный период речевого оборота характеризуется множеством языковых групп, а так же наличием такого явления как синомичность, характеризующееся превышением фонетических форм над смысловой нагрузкой, то есть, для выражения одного и того же смысла применяются различные морфемы.  Например: зима,  стужа,  холод,  мороз;  смелость, отвага, мужество, героизм и т.д..

Основной причиной появления синомичности является высокоразвитый артикулярный аппарат человека современной эпохи. Ранние же периоды речевого оборота отличаются от современного более ограниченной артикулярной способностью человека.
Для этих периодов характерно явление идеоморфности, когда одна и та же морфема несет на себе множественную логико-смысловую нагрузку.  В современных языках, это явление представлено лингвистическими атавизмами – идеоморфемами (омонимы): коса, замок, ключ и т.д. Таким образом, если углубляться в лингвистическое прошлое человечества мы приходим к начальному периоду, когда из-за значительной неразвитости артикулярного аппарата в лексике присутствует незначительное количество морфем несущих на себе во много раз превышающее их смысловое поле, так называемое метасемантическое ядро речевого оборота.  Для первобытного человека такой основной морфемой являлось фонетическое сочетание – «nt».
   
nt       - укрытие, пещера, жилище, убежище;
   
ntu      - человек, племя, люди объединенные одним делом;
              гимн племени;
   
nto      - культ, обряды, традиции данного племени, молитвы,
              культовые атрибуты;
              голос, звук, речь;
              раса;
               
nta      - работа, дело, порядок, очаг, обмен;
             наследственность, преемственность, почитание предков;
             духи, призраки, страх;
             человек-животное, рогатое животное;
   
nte      - вождь, старейшина, совет мудрейших, жрец, жрица;
              управление;
              музыкальный инструмент (щипковый);
   
nti      - член общины, труженик выбирающий вождей;
             участник ритуальных церемоний, ритуальные песни;
             добыча, награда;
             старик, противник;
             чувства, женщина;
              рогатое животное (олень);
               
Этот лексический объем существовал на протяжении почти всего раннего первобытного периода. В позднем первобытном периоде появляются новые морфемы: nk, t, tr. Но на них легла нагрузка еще большего логико-смыслового поля чем на исходные морфемы, при чем благодаря расселению человечества по всем уголкам земного шара одни и те же морфемы приобретали противоположное значение (контронимы) или иное значение (варинонимы). /1/
Дальнейшее развитие человечества приводит к формированию современного цивилизованного языка, которым являлся древнеславянский (орийский) язык, существовавший в переходный период расселения протоэтноса, на основе которого возникли все современные языки.

Анализ первобытного языка обращает внимание на то, что раса обозначалась морфемой, которая использовалась для обозначения религиозно-культовых действий. Следовательно, можно предположить, что происхождение рас первобытный человек приписывал духовным явлениям. Второй момент на который необходимо обратить особое внимание, это то, что в двух морфемах (nta, nti) присутствует синомичность: рогатое  животное. 
С точки зрения лингвистических законов это совершенно невозможно, если к тому же учесть, что в данном лексиконе вообще нет более ни каких животных.
Возможное объяснение этого феномена, очевидно, надо искать в синомичности морфемы nta: человек-животное, наследственность, преемственность, почитание предков, что даёт указание на представлении первобытных людей о происхождении человека от животного. Этот мотив закреплен в мифологии всех известных нам народов, но в древнейшей лексике присутствует только одно животное, связанное с происхождением человека, это рогатое животное, следы которого мы находим в мистериях-тавроболиях и мифических кентаврах.

Таким образом, глифы морфем современного речевого оборота разных культурных общностей несут в себе следы семантической основы первобытной дописьменной речи человеческой популяции. Это их свойство может быть использовано для исследования уровня наследования древней семантики в современном языковом обороте. Для этого необходимо вычислить частотный коэффициент повторяемости двузнаковых морфем в корневом корпусе анализируемого словаря и сранжировать их по убыванию. Выявив таким образом наиболее употребляемую морфему, сравнить её с первичной морфемой «nt». Чем дальше первичная морфема будет находится от лидирующей в анализируемом языке, тем больше изменение приобрёл анализируемый язык в своём развитии.
Далее сравнивается семантическое поле обоих морфем и по объёму их расхождения определяется второй вектор расширения семантического поля действующего языка в отношении к протоязыку.
В дальнейшем, сравнение этих двух показателей разных современных языков, может выявить исторические тенденции формирования этносов по дрейфу семантического содержания их морфемных экстремумов.


Примечания.

/1/ Контроним – в отличие от антонима отличается только противоположным семантическим содержанием при тождественности морфологического состава.
Примеры анонимов: холод – жара; сухо – мокро; горько – сладко; высоко – низко.
Примеры контронимов:
- чеш. «воняет)» (вкусно пахнет), рус. «воняет» (плохо пахнет, неаппетитно);
- пол. «урод» (красивый), рус. «урод» (некрасивый) и т.д.
Вариноним – морфемы при тождественности морфологического составе с иным семантическим содержанием, характеризуют морфемную вариативность:
- чеш. «каки» (хурма), рус. «каки» (какашки);
- чеш. «невестка» (бл_дь), рус. «невестка» (жена сына);
- пол. «пукать» (стучать), рус. «пукать» (выпускать газы из кишечника) и т.д.