Хорватский гусляр Миле Краина

Кирилл Козубский
Миле Краина родился 15 декабря 1923 года, в крестьянской семье, в хорватском селе Засек (Zasiok), в Цетинской Краине, невдалеке от города-крепости Синь. Цетинская Краина является частью Далматинской Загоры («dalmatinska Zagora») — это внутренняя, глубинная Далмация, нечасто посещаемая туристами... В XV веке местные хорваты яростно сопротивлялись нашествию турок-османов, но, в итоге, потерпели поражение. Памятником тех времён являются руины башни Зноило (Znojilo). Во времена турецкого ига, в 1492 — 1699 годах, здесь существовала административная единица (нахия) Загорье. В этих краях в XVII веке успешно оперировал против турок легендарный хорватский гайдук Рашица (С. Н. Раковский, В. И. Булавин. По Югославии. — М.: Просвещение, 1970).

Миле был седьмым ребёнком Ивана Краины и его жены Ивы (а всего в семье было 10 детей). Иван Краина слыл искусным резчиком по дереву. Когда Миле было 6 лет, Ива Краина умерла. Вскоре отец привёл в дом мачеху, имевшую своих детей, но, кажется, она нашла подход и к приёмным детям. Начальное образование Миле получил в родном селе. У мальчика проявились хорошие музыкальные способности. В школьные годы Миле Краина познакомился с поэзией монаха-францисканца Андрии Качича-Миошича (1704 — 1760), в том числе с его героическими поэмами, предназначенными для исполнения на ГУСЛЕ. Так называется однострунный хорватский музыкальный инструмент.

— Андрия Качич-Миошич — мой духовный праотец! — неизменно подчёркивал Краина (интервью 1987 и 2013 годов).

В 12 лет Миле освоил игру на гусле и нередко выступал на сельских праздниках (интервью от 13 сентября 2008 года).

«ГУСЛЯР — музыкант, играющий на ГУСЛЕ, инструмент, который не должно смешивать с нашими гуслями: ГУСЛЯ похожа на балалайку, но об одной струне из конского волоса; играют на ней смычком. У славян иллирийских гусляры то же, что бандуристы у нас в Малороссии: музыканты, певцы, часто сочинители народных баллад, ими распеваемых. Славнейшим из сих гусляров, как поэт, оставивший по себе многие балладические песни, был Яцинт Маглянович, умерший в недавних годах.» — читаем в примечании издателя альманаха «Северные цветы» 1832 года. Издателем был Александр Сергеевич ПУШКИН. Он сделал совершенно правильное сравнение хорватских и казацких рапсодов. Ибо почти все бандуристы и кобзари были казаками Украины-Гетманщины.

Начиная с 1928 года в хорватских землях Королевства Югославии резко усилился великосербский шовинистический гнёт. Когда же в апреле 1941 года Королевство Югославия в ходе короткой войны прекратило своё существование, в село Засек вступил итальянский батальон. Фашисты сразу же арестовали всех мужчин, в том числе и 18-летнего Миле. В течение месяца их держали взаперти, иногда избивали, не объясняя причин ареста. Освобождение узников пришло только тогда, когда в Цетинской Краине, после долгой неразберихи, наконец утвердилась своя власть! Власть Независимой Державы Хорватской, провозглашённой усташами 10 апреля 1941 года. Жители Засека приветствовали национальную независимость (Михаил Девлеткамов. Слава Миле Краины — «Достоинство», № 12 / 2014 г.).

Однако ж, в то время Миле Краина, при всей своей неприязни к фашистам и коммунистам, настороженно отнёсся и к усташам, также считая их экстремистами (интервью от 16 декабря 2013 г. — Slavonijo, zelenih livada, plodnih njiva, rodnih vinograda. Objavljeno 16. studenog, 2013). Выйдя на свободу, Миле добровольно вступил в ряды Хорватского домобранства. Примечательно, что старейшиной домобранов, поглавником усташей и поглавником Хорватии был один и тот же человек — многократно оклеветанный патриот Анте Павелич. Но соперничество между контингентами домобранов и усташей имело место быть вплоть до их объединения, по приказу Павелича, в мае 1945 года...

Миле Краина служил в гарнизоне города Вараждин, под командой полковника Ловре Паича, который обратил внимание на музыкальные способности молодого бойца. Именно в армии Миле впервые начал исполнять на гусле песни собственного сочинения. В 1944 г. Ловре Паич сделал Краину своим ординарцем (интервью Миле Краины от 16 декабря 2013 г.). В том же 1944 году титовские банды (громко именуемые Народно-Освободительной Армии Югославии) предприняли наступление на город Беловар, расположенный к востоку от хорватской столицы Загреба и к юго-востоку от Вараждина. На защиту Беловара были брошены усташи, домобраны и казаки 1-ой Казачьей дивизии Гельмута фон Паннвица. Отличился в Беловарских боях против НОАЮ и 20-летний домобран Миле Краина (интервью Миле Краины от 16 декабря 2013 г.).

В первые месяцы 1945 года фронт в Центральной Хорватии в общем и целом стабилизировался. Однако, ни усташи, ни домобраны не питали особых иллюзий на будущее. В марте 1945-го коммунистические контингенты начали массированный натиск на Независимую Державу Хорватскую. 3 мая линия фронта приблизилась к Загребу и вскоре титовцы, преодолев геройское сопротивление усташей, захватили Загребскую радиостанцию (по сведениям советского журналиста-международника Н. А. Паклина). 7 мая 1945 г. домобранский отряд, в котором служил Миле Краина, в полном боевом порядке отступил в Загреб. Но как раз в этот день поглавник Анте Павелич, перед лицом превосходящих сил НОАЮ, объявил Загреб — открытым городом. Боевые единицы усташей и домобранов, а также огромные массы гражданского населения, двинулись в сторону австрийской границы. Миле отбился от своей части. Никакого транспорта в Загребе уже не было, и вечером 7 мая Миле Краина принял решение поутру идти в Австрию пешком (интервью Миле Краины от 16 декабря 2013 г.). Отправился переночевать, а утром 8 мая в Загреб вступила 1-я пролетарская ударная бригада НОАЮ. Партизаны тут же приступили к планомерным грабежам и бессистемным (в первые дни) расстрелам. В этом шабаше Миле удалось уцелеть, и при первой возможности он выбрался из поверженного Загреба (Михаил Девлеткамов. Слава Миле Краины — «Достоинство», № 12 / 2014 г.). А вскоре Краина узнал, что стечение обстоятельств помогло ему избежать Блайбургской бойни, устроенной титовцами и англичанами 15 мая 1945 года, за полмесяца до избиения казаков в Лиенце.

Между тем, добротный дом Ивана Краины в Засеке был разрушен титовцами и четниками.

— Утащили всю одежду, забрали припасы, инвентарь — всё, что нашли! Даже камни растащили! — рассказывал Миле (интервью Миле Краины от 16 декабря 2013 г.).

В 1946 году Краина, по совету дяди, поселился в Осиеке — столице Славонии. Здесь никто не знал о его домобранском прошлом. В этом городе он окончил химический техникум и специализировался как химик-технолог и винодел. Здесь он создал семью... До 61 года Миле Краина практически не выступал на сцене и не записывал своих песен. Да и небезопасно было записывать. Он исполнял песни на собственноручно вырезанном гусле, в узком кругу друзей и родных. Воспевал свою семью, родную Цетинскую Краину, хорватских национальных героев. В частности, он сложил песню про бана (вице-короля) Йосипа Елачича, чьё дорогое хорватам имя в коммунистическую эпоху было под запретом (Russell Scott Valentino. Rafael Boban: Catalogues, lists, parataxis, and pig spleens. — 2016). В феврале 1984 года Миле Краина исполнил несколько песен на XIV зимних Олимпийских играх в Сараево. Первый альбом Миле Краины был выпущен в Осиеке в 1986 году.

А в день провозглашения Хорватской государственности, 30 января 1990 года, Краина участвовал в торжествах на площади бана Елачича в Загребе. Именно он вынес на площадь овеянное славой банское знамя, сопровождая президента Франьо Туджмана и кардинала Франьо Кухарича. Здесь, перед многотысячной аудиторией, Миле Краина исполнил только что сложенную песню о доблести «славного великана Елачича» и о гражданском мужестве Антуна Бауэра, который собрал обломки конной статуи Елачича, разрушенной титовцами — и сберёг их до лучших времён. Теперь возрождённая статуя снова вознеслась над широкой площадью! И были в этой песне ещё и такие строки:

После смерти Звонимира
Нет нам от пришельцев мира!

Не было мира от чужаков! И когда в следующем году началась война за Хорватию против оккупантов-титовцев, песни Миле Краины стали известны всей стране, с новой силой зазвучал его голос:

Нападают сербокоммунисты,
Генералы-красные фашисты,
Четники-кровавые бандиты!
...И от Штатов им идёт защита!

(действительно, старший Джордж Буш был странно благожелателен к четникам)

Сербские тузы и генералы
Четникам стволы и бомбы дали,
На хорватов вместе налетали,
Грабили, глумились и взрывали!
Разрушали церкви и гробницы,
Добивали раненных в больницах!!!

(перевод Кирилла Козубского)

Гусляр Краина ездил по городам и фронтам, давал концерты, пел о старых и новых подвигах. Вот строки из песни «Витязи обороняли Вуковар», посвящённой хорватскому городу-герою:

Танками наш город окружили,
В Вуковар дороги затворили!
И осада Вуковара-града
Стала тяжелее Сталинграда.
Там пылали дерево и камень,
И до неба подымался пламень!..

(перевод Михаила Девлеткамова)

После 1995 года Миле Краина регулярно участвовал во многих фольклорных фестивалях, пел на ежегодном конном ристалище в городе Синь, известном как Синьская Алка. Со своими концертами он побывал на трёх континентах. Несколько раз посетил Краина австрийский Блайбург, упоминаемый во многих его песнях.

— В моих песнях хронология исторических свершений! Боевые невзгоды и лживость мировых заправил воплотились в моих песнях. Я пою для молодых и старых, чтоб помнили и берегли от забвенья хорватскую историческую истину! — сказал в 2014 году Миле Краина.

Мужественный и благочестивый гусляр Миле Краина неустанно обличал такие "модные" пороки, как наркомания, гомосексуализм, однополые браки (Mile Krajina — Europa Ultraliberalna — Illyria Forums: Balkans/Mediterraneans/World). По этой, и по ряду других причин, Краина неоднократно высказывался против вступления Хорватии в ЕС. Что, в общем, абсолютно верно... А в 2000 году Миле Краина резко осудил включение в программу Загребского университета курса турецкого языка.

— Это возврат к насильственному изучению турецкого языка в османские времена! — воскликнул старый далматинец. Это было крайнее суждение, конечно. Но понять его можно...

В 2004 году на острове Майорка состоялось знакомство Краины с испанским (точнее канарским) филологом и музыковедом, профессором Максимиано Траперо, который назвал творчество гусляра «общехорватским и общеевропейским достоянием» (Иван Раос - «Великан хорватского эпического гуслярства Миле Краина»,2015).

В 2008 году Краина опубликовал мемуары «Мой жизненный путь и дружба с гусле и песней». Он успел записать 15 альбомов своих песен.

В ХХI веке гусляр пересмотрел своё отношение к усташам. В 2005 году он участвовал в президентской кампании генерала Любо Чесич-Ройса. В песенной импровизации Краина назвал Ройса «славным витязем» и «храбрым усташей»! (формально генерал Чесич-Ройс был членом туджмановой партии ХДЗ) В 2009 году Миле Краина посетил усташские торжества в городе Оджак, который во 2-ую Мировую войну, доблестно защищаясь от титовских банд, продержался вплоть до 27 мая 1945 года (акция «Ustase Оdzak — 2009»). Сохранились документальные кадры участия Миле Краины в общем застолье. В последние годы жизни Краина активно участвовал в поисках и идентификации останков жертв титовского террора.

— Мы не смеем забывать, что дети юго-коммунистических убийц выросли и они, подобно своим предкам, не желают раскрытия истины. Я внёс скромный вклад в поиск массовых захоронений, где покоятся жертвы партизан-коммунистов. — сказал Миле Краина (интервью от 31 августа 2012 г.)

В 2012 году Миле Краина приехал в родную Далматинскую Загору к своему земляку Марко Перковичу-Томпсону. Знаменитому певцу-патриоту, который в 1991 — 1992 годы, с антикварным американским автоматом «Томпсон» в руках, защищал свою страну и родное село Чавоглаве. В акции «Томпсонов концерт в Чавоглаве — 2012» приняли участие гусляры Миле Краина, Дане Юрич и усташский боевик-мститель Звонко Бушич.

Воин и гусляр Миле Краина скончался после непродолжительной болезни 15 октября 2014 года в своём доме в Осиеке.