Правильная тюрьма

Александр Бурьяк
  Преступник должен гордиться своим государством, а не клясть
его. Государство должно впечатлять порядком, справедливостью,
продуманностью, толковой направленностью, эстетически эффектной
оформленностью. Работник пенитенциарной системы должен восприни-
маться не как "вертухай", который больше нигде не смог самореа-
лизоваться, а как высокоморальный индивид -- подтянутый, интел-
лигентный, суровый, но справедливый, всегда готовый прийти на
помощь действительно желающим исправиться.

  Из тюрьмы индивид должен выходить прибавившим здоровья через
движение и правильное питание и как бы прошедшим курсы повыше-
ния общей культуры (посмотревшим правильное кино, прочёвшим кучу
толковых книг, освоившим должные гигиенические навыки). А вдоба-
вок, может быть, даже обретшим востребованную специальность. А
ещё получившим квалифицированную "психологическую помощь" и со-
ответственно скорректировавшим свою самооценку, самоорганизацию,
жизненные планы.

  Правильная тюрьма -- такая, в которую люди даже просятся
сами, потому что там здоровая спартанская атмосфера, культура,
чистота, распорядок дня, приятное общество (коллективы должны
составляться по принципу совместимости), заботливые кураторы
(надзиратели) и отсутствие возможности поддаваться некоторым
дурным соблазнам.

  Организовывать заключённых можно по военному принципу: отде-
ления, взводы и т. п. Даже можно присваивать звания по типу во-
енных.

  (Чтобы представляемая здесь концепция правильной тюрьмы была
понятнее, можно припомнить американский фильм "Грязная дюжина"
1967 года.)

  Лучших из заключённых можно со временем переводить в надзира-
тели. То есть, попав в тюрьму в качестве заклюённого преступни-
ка, ты должен получать реальный (пусть и маленький) шанс со
временем стать её начальником, а то и министром внутренних дел.
Кстати, такая постановка работы наверняка благоприятна для ре-
доктринации преступников.

  В тюрьме общего режима должно быть существенно дискомфортно
только людям, тяготеющим к асоциальному, беспорядочному и нездо-
ровому образу жизни.

  Тяготы заключения в тюрьме строгого режима должны заключаться
в принудительной серьёзной физической подготовке, лечебно-трени-
ровочном голодании и закаливании холодом.

  Рекомендуемое тюремное правило: не можешь -- научим, не хочешь
-- заставим.

  Тюремные наказания: запрещение курить, отучение от матерщины
(посредством электрических ударов), стирание татуировок, прину-
дительное обучение иностранному языку с урезанием пайка за недо-
статочное рвение.

  Тюрьма должна быть школой минимализма, коллективизма и здоро-
вого образа жизни. И местом, где удобно заниматься самообразова-
нием, а то даже научной работой (последнее -- разумеется, в оди-
ночных камерах или в специальных групповых камерах для интеллек-
туалов).

  Матери должны отдавать своих непутёвых детей в тюрьму с радос-
тью.

  При правильной постановке дела тюрьма может стать даже кузницей
кадров (в том числе руководящих) и локомотивом, который будет вы-
таскивать всю страну на следующую ступень эволюции.

  Тюремная униформа должна отличаться повышенным эстетическим ка-
чеством, прочностью и удобством.

  Прошедшие курс гражданской переподготовки в тюрьме должны полу-
чать право носить специальный значок, отмечающий это достижение.
У них также должно быть право носить вне тюрьмы тюремную унифор-
му.

  На выходе тюрьмы должны быть если не сверх-человеки, то хотя бы
прошедшие [ад] половину пути к этому -- и уж точно знающие, кто
это такой -- крепкий, волевой и здраво соображающий гомосапиенс
будущего. Принудительное сверхчеловечение -- наверное, лучший
вариант тюремного напряга, должного пугать морально неустойчивых
людей и отвращать их от преступлений. Если модералистические по-
веденческие установки сами собой не прививаются, надо пробовать
загонять в них силой, и подходящее -- в правовом аспекте -- место
для этого существует: тюрьма.

  Соль в том, что сверхчеловечиться большинство людей категориче-
ски не желает, тюрьма же -- отличный повод подразвить их насиль-
но (многим их новый уровень развития потом наверняка понравится:
здоровье, сила, воля, ценные знания -- вещи, внушающие уважение).

  В толково организованном обществе слово "заключённый" будет
звучать гордо. И тюремный опыт будет давать людям членство в
тюремном братстве, обеспечивать на всю оставшуюся жизнь благосло-
венное "чувство локтя", радость принадлежности к крепкому коллек-
тиву.

                *  *  *

  В плохо устроенном обществе содержание и качество жизни "вер-
хов" и "низов" существенно различаются. Соответственно различают-
ся причины и характер преступности в них. В "верхах" совершают
преступления зачастую от пресыщенности, от привычки перешагивать
моральные барьеры в "нормальной" деятельности, от уверенности в
своей безнаказанности (ведь есть возможность откупаться, выиски-
вать лазейки в законах, нанимать охрану и "решателей проблем");
в "низах" же совершают преступления в основном от необеспеченно-
сти, беззащитности, безнадёжности, зависти и ненависти к ущерб-
ным "верхам" и к "среднему классу".

  В плохо устроенном обществе перевоспитательная, развивающая
деятельность тюрьмы не имеет смысла, а имеет смысл только запуги-
вание, ломание и изоляция, потому что преступники -- по сути не
хуже по своим моральным и интеллектуальным качествам, чем осталь-
ное общество. Если они "подрастут" как личности, им станет в
обществе лишь ещё менее комфортно.

  В плохо устроенном обществе редоктринация преступника не даёт
нужного эффекта, потому что он всё равно оказывается почти не в
состоянии решать законными способами те свои проблемы, которые
он пытался решать преступными способами. Повысить свой социаль-
ный статус и существенно лучше обеспечиться материально ему бу-
дет очень трудно (практически невозможно), потому что все тёп-
лые места в обществе давно и надёжно заняты, а разница между
тёплыми и нетёплыми местами значительна.

                *  *  *

  В любом обществе существует более-менее дефицит толковых чест-
ных людей. Как правило, они распылены по разным областям деятель-
ности, и поэтому ни в одной из них они не в состоянии определять
положение дел (оно определяется там людьми, которые качеством по-
хуже). Наверное, есть смысл концентрировать высококачественных
людей в небольших ключевых областях деятельности, если эти облас-
ти в состоянии быть "локомотивами", вытаскивать общество на более
высокий уровень организационного и морального развития.

  Самая "локомотивная" область -- это, разумеется, народное обра-
зование, а не пенитенциарная система. Чем качественнее народное
образование, тем меньше потребность в тюрьмах.

  Частичная альтернатива тюрьме как месту, где можно изолировать,
редоктринировать и давать шанс на социальный рост, -- вооружённые
силы. Они вдобавок позволяют даже "расходовать" проблемных людей
в отсутствие соответствующих судебных приговоров, но только при
условии, что идут боевые действия.

  Но НЕВОЗМОЖНО построить высококачественную пенитенциарную сис-
тему, высококачественную систему народного образования, высоко-
качественные вооружённые силы, если остальное общество -- такая
дрянь, что даже не держит курса на своё исправление. Точнее, если
существенно дефективным является верхний слой общества (решает и
распределяет ресурсы ведь он). В дефективности верхнего слоя могут
различаться следующие аспекты:
    - моральный;
    - интеллектуальный;
    - мировоззренческий;
    - организационный;
    - генетический.

  Они взаимосвязаны, и если что-то улучшать, то лишь во всех их
одновременно.

  Нет смысла в толковой концепции правильной тюрьмы, если нет
толковой концепции правильного верхнего социального слоя (бестол-
ковая, лживая, пропагандистская концепция -- всегда пожалуйста,
только свистни сервильным интеллектуалам). В отсутствие же пра-
вильного верхнего слоя строить правильную пенитенциарную систему
будет попросту некому, а если кто-то вдруг всё же возьмётся, ему
помешают. А разработка концепции правильного верхнего слоя и осо-
бенно разработка стратегии реализации этой концепции -- не то,
что существующий верхний слой будет поощрять или хотя бы терпеть.