Завтрак в Казахстане

Владимир Журбин 2
                Путешествия лишают тебя дара речи,
                а потом превращают в лучшего рассказчика.
                Ибн Баттута(1304-1369гг)

      Начало 90-х годов прошлого века. Давно нет уже Горбачёва, наступил конец затеянным перестройкам. С работой совсем туго, но мы-водители выживали. Немножко легче было водителям, чем рабочим других производств, всё-таки страну кормить надо - развозить грузы по городам. Тогда один за другим закрывались заводы.

      А мне в один из таких интересных дней выделили на мой грузовик новую резину. Сдал я свои водительские права в бухгалтерию, получил новые колёса и занялся шиномонтажом, заменой старых шин на новые.

P.S. В эти лихие времена автокомбинат ввёл новые правила: чтобы водитель не продал эту старую б/ушную резину на сторону, у него бухгалтерия забирала права; мол, когда водитель сдаст на склад старую резину, там ему напишут бумажку в бухгалтерию и бухгалтерия отдаст ему его права. Вот такая установка стала и в нашем автокомбинате.

       Провозился целый день, переобул весь грузовик в новые колёса. Поставил машину в ряд и пошёл свои права возвращать. Пошёл на склад, а он закрыт! Пошёл в бухгалтерию - тоже закрыта. Вечер уже!
- Аааа…, - дошло до меня, - они же лишь до пяти часов вечера работают.
Постоял, поразмышлял над ситуацией и решил так:
- Завтра получу права, а пока путёвочку на завтрашний день в диспетчерской возьму.

       В диспетчерской молодые девчонки выдают мне междугороднюю путёвку и предупреждают:
- Володя, выезжать надо прямо сейчас. Клиент на проходной стоит, ждёт. Николаем звать его.
- Девчонки! - Я в запальчивости им говорю. – Я не могу. У меня прав нет, в бухгалтерии они.
- Ну, это твои проблемы, - отвечают они мне, - с работой сейчас туго. Любой согласится. Поэтому решай свои вопросы сам.
Я в голове что-то покрутил. Знаю, что водители всегда не прочь подхватить наличных и, конечно, согласился.
- Да и Бог с ними, с правами! Без прав в рейс сгоняю.

       Завёл свой грузовик, выехал, клиента Николая нашёл, в кабину усадил. Он мне объясняет, что ехать надо в город Туркестан за кукурузной мукой. Оказывается, у него тут в Алма-Ате есть небольшой цех, в котором они попкорн делают. Я ему тоже объясняю, что бухгалтерия уже закрыта, поэтому командировочное удостоверение  я не выписал и никаких денег, естественно, по нему не получил.
Николай тут же вытаскивает из своего бумажника 50 рублей и мне отдаёт со словами:
- Вот твои командировочные. Хватит?
На это я хмыкнул и говорю:
- Годится! Фор Вест (вперёд на запад)! Поехали!
Так мы выехали в г.Туркестан, до которого предстояло проехать свыше 800 километров.

      Едем. Я кручу баранку туда-сюда, сам думаю:
- Проблематично будет половину Казахстана проехать без документов. Надо как-то выкручиваться. Из всех документов у меня только путёвка и техталон на грузовой автомобиль. Даже паспорта нет, с правами он лежит в бухгалтерии. А ведь чем-то надо доказать, что путёвка на меня выписана.
     Поэтому заскочил я по пути домой, взял свой военный билет как удостоверяющий личность, и в путь.

     Выехали мы с Николаем из города и поехали на запад, в сторону заходящего солнца. Отмахав по ночи, добрых почти 400 километров, подъехали уже в Джамбульской области к городу Мерке, к посту ГАИ.

     Вредный этот пост был.  Никогда через него  спокойно проехать невозможно было. Вот и в данный момент на меня уже машет палкой гаишник, он показывает:
- Пройди туда на пост ГАИ.

     Я машину поставил, подымаюсь на пост. Там сидит очень такой взрослый, в годах уже, гаишник - старый казах, агай, по-простому агашка. Я ему подаю путёвку, военный билет и объясняю свою проблему, как так случилось, что прав у меня в данный момент с собой нету. Он молча сидит за своим столом, внимательно рассматривает путёвочку. Потом берёт военный билет и тоже прям страницу за страницей просматривает. Я стою перед ним и объясняю, что вот так получилось.
Тут вбегает на пост молодой гаишник, который меня остановил, и старый агашка ему говорит:
- На держи. Ещё одного твоего нашёл.

      Молодой поворачивается ко мне и вижу, что это мой матрос Юра рядом со мной стоит. Давай я ему уже объяснять почему я еду в такой час, да ещё и без документов. Юра говорит:
- Да, ладно, Володя. Всё нормально. Давай езжай. У каждого своя работа.
Агашка же бурчать начал:
- Достали твои морячки. Вчера одного пьяного отпустил. Сегодня этого без документов отпускаешь.
- Да, батя, - Юра говорит ему, - я же тебе говорил, что это мой старшина. С моего дивизиона живучести. На корабле вместе служили.
Агашка ещё немного побурчал, потом рукой махнул вроде:
- Да делай что хочешь.
Я спрашиваю Юру:
- А кого вчера поймал?
- Да Серёгу Свининникова остановил. Нашего трюмного из нашего корабельного дивизиона. Ехал такой, что еле из кабины вылез.
- Ну, и что сделал? – спрашиваю я, - Права забрал?
- Да, нет! – смеется Юра. – Поставил его за пост ГАИ. Он там проспался. Утром отдал ему права и тоже отправил.
Я с уважением на него поглядел.
- Ну, ты молодец!
Агашка же на это сыну сказал:
- С тобой Юрас каши не сваришь. То один моряк, то другой моряк. Отпускаешь всех. Сами-то чего жрать будем?
- Га-га-га! - Мы весело хохочем.

      В общем, мы все вместе посмеялись, я прыгнул в машину, выехал с поста ГАИ и поехал дальше. А ночь бессонная своё брала - отдых нужен, чтобы ехать дальше. Поэтому отъехали мы с Николаем от поста ГАИ ещё сотню километров и, доехав до города Джамбула, остановились. Прям в кабине пару часиков покемарили. Кабина у КамАЗа просторная, мы с комфортом там расположились, должное сну отдали. На рассвете, когда солнце только-только показалось над горизонтом, мы вышли из машины, хорошенько умылись и тронулись в путь.

      Клиент Николай оказался моложавым, около 40 лет мужчиной. Словоохотливый. Он взял с собой бутылочку коньяку, понемногу к ней прикладывался и рассказывал самые последние новости своей работы. В общем, ехали хорошо, даже местами и весело. К обеду доехали до города Туркестана.

      Туркестан очень красивый городишко. В центре города, прям на могиле Ходжи Ахмета Ясави(1105-1166гг) - знаменитого в Средней Азии суфийского шейха, поэта и создателя книги «Диван-и-хикмет(Книга мудрости)», стоит древний Мавзолей его имени. С любого конца города его видно, таким он был высоким и огромным строением.
      Стены Мавзолея оклеены плиткой золотистого цвета с изумрудом. Очень серьёзный и красивый Мавзолей. А построен этот Мавзолей в 14 веке по личному указанию эмира Тамерлана, который постройкой Мавзолея стремился укрепить свой авторитет среди кочевников.

      В город запрещено было въезжать, поэтому мы любовались красотой Мавзолея, проезжая по объездной дороге сбоку, которая вилась вокруг него.
      Наконец, мы приехали к расположенному на другом конце города хлебному комбинату. Поставили машину на погрузку. Рабочие начали загружать машину мешками с кукурузной мукой. А Николай говорит мне:
- Володя, время обеденное, ну давай пойдём хоть позавтракаем. А то всю ночь ехали.
- Ну, да. Конечно, давай сходим поедим! - Я с ним быстро согласился.
Положить что-нибудь вкусное в желудок да ещё за счёт клиента мы-водители никогда не отказываемся
И мы направились в асхану (кафешка), стоящую неподалёку.

      Вошли в асхану, осмотрелись. Обстановка в хорошем казахском стиле. Вместо кабинок стояли маленькие юрточки, в каждой из которых небольшой компанией можно было отобедать. Но мы не стали в юрты заходить, вышли на летнюю площадку и уселись под невысокой джигидой. Взяли меню - цены удивили! Они были почти в три раза меньше, чем в Алма-Ате.

P.S. Джигида, или джида, или серебристый лох – это названия одного и того же дерева. На ней растут, можно сказать, дикие азиатские маслины, их ещё называют китайскими финиками. У нас дома, во дворе росло такое дерево.

      Сделали заказ: шурпа–наваристый мясной бульон с жирной бараниной; шашлычок; и по литровому чайнику чая.

      Чайники с двумя кисе принесли быстро и мы, удобно расположившись за столиком, начали разогревать свои желудки душистым, ароматным и горячим чаем. Сидим, попивая чаёк, оглядываемся вокруг, ждём, когда заказ принесут.

      Скоро шурпу принесли в больших суповых кисе. Бульон золотистого цвета, сверху посыпан зеленью: лучок, петрушка, укропчик - очень восхитительно смотрелся. А аромат, который исходил от шурпы, вообще был волшебным отшибая в наших мозгах все мысли о чём либо земном.
   В бульоне лежал солидный кусок мяса на кости и огромная варенная очищенная картофелина.

      Мы начали кушать, и вдруг видим как сюда, на летнюю площадку, влекомый аппетитными запахами, заглядывает огромный барбос. Он, водя носом туда-сюда, уже начал потихонечку заходить на площадку, но дверь асханы распахивается, выскакивает её хозяин с палкой и набрасывается на этого барбоса.
- Пошёл вон! Гэй отсюда!
Собака на него исподволь глянула и, поджав хвост, убежала.
Отрадно было нам, что санитарное состояние здесь тоже на высоте.

      Мы с удовольствием поели, и всё-таки, чтобы перед дорогой поконкретнее заправиться, дополнительно съели по паре палочек шашлыка и всё это запили опять-таки ароматным чаем. Вот так хорошо нас покормили в тени серебристой джигиды с шикарным видом на музей эмира Тамерлана.

      Расплатились с хозяином и направились к своей машине, которая уже была полностью загружена. На хлебокомбинате отметили свои сопровождающие документы и выехали с завода.

      Рядом с городом Туркестаном протекает река Сырдарья. Рыбаки в ней ловят рыбу. Её потом вялят, коптят, сушат и отдают продавцам. Продавцы раскладывают связки готовой рыбки на столиках вдоль дороги, предлагая проезжающим её купить. Я купил пару огромных, сантиметров по 45 лещей – настоящих вяленых монстров! Они были мягкими, красивого свежего, золотого цвета. А когда через них смотришь на солнце, кажется, что сам солнечный диск проглядывает насквозь через эту рыбку.
      Закинули мы этих рыб в машину и поехали дальше.

      Я говорю Николаю:
- Давай у Мерке на посту ГАИ остановимся. Я своему Юрику рыбку передам.
- Ну, конечно, - одобряет меня Николай. Он сам опять взял бутылочку коньячка и потихонечку развлекался, объясняя мне, что резко бросать спиртное употреблять даже врачи не рекомендуют. Вот так ближе к вечеру, весело, с шутками мы добрались до нужного нам поста ГАИ.
   Остановились. Я вышел, взял одного огромного леща и пошёл наверх. Поднялся, а там гаишники сидят и Юра в том числе. Я рыбу протягиваю и говорю:
- На, Юра, тебе подарочек из Туркестана.
Он вскочил, прям глазами леща этого съел бы. И так был рад, что заикаться начал, чуть дар речи не потерял.
- Володя! Я ж, я же такую рыбину, такого леща огромного, ещё никогда не видел!
Гаишники тоже довольно улыбались , один из них наклонился под стол откуда донеслись звуки хрусталя.
Мы парой слов ещё с ними перекинулись, по рукам хлопнули и я поехал дальше.

      Безо всяких приключений добрались до Алма-Аты, разгрузили машину в цеху Николая. Мы с ним попрощались. Я вернулся в автокомбинат, поставил машину в ряд и после этого уже пошёл домой.

      Вот с этого времени, когда приходилось мне бывать на юге Казахстана, я брал в асхане покушать либо лагман, либо шурпу !