010 Казбек, Кавказа царь могучий Россия Грузия

Виорэль Ломов
Раздел 1 Россия

010 Казбек, Кавказа царь могучий (Россия / Грузия)

Казбек — самый восточный пятитысячник Кавказа (5033,8 м), расположенный на границе России и Грузии, в восточной части Хохского хребта. Гора, состоящая из андезитов и дацитов, возвышается над долиной реки Терек и Военно-Грузинской дорогой. Казбек режут мощные ледники: Гергетский, Чач, Девдоракский, Абано, Майли. На высоте ок. 4000 м находится пещера со старинным грузинским монастырем Бетлеми (Вифлеем). Чуть ниже располагаются современная маленькая часовня и старинное здание метеостанции (ныне приют для альпинистов). На склоне горы над селом Гергети стоит Троицкая церковь. На вершины горы проложены два маршрута. С Казбеком связаны легенды разных народов, обитающих в его окрестностях.

Люди, выбирая, на какой горе им жить, какую покорять, а в какой добывать руду, режут гору границами на куски, как торт, но горы часто терпят это. Они готовы принять всех, но только тем, кто связывает с ними свою историю, культуру, легенды, они становятся родным домом. Особая роль выпала Казбеку. Он не только принял представителей нескольких народов (грузин, осетин, русских, ингушей, кабардинцев, чеченцев и т.д.), но даже две части света — Европу и Азию, спорящих до сих пор, кому из них он принадлежит.

Помните гениальные строки Михаила Юрьевича Лермонтов из стихотворения «Спор»:

Как-то раз перед толпою
Соплеменных гор
У Казбека с Шат-горою
Был великий спор.

А ведь спорили-то они о том, кому принадлежать Казбеку — Востоку или Северу.

Когда-нибудь данный спор разрешится, как развеялось мнение Ф.В. Булгарина (200 лет назад) о том, что Казбек и Эльбрус — это одна гора. Хотя писатель мог слышать легенду о двух неразлучных братьях-близнецах — Эльбрусе и Казбеке, вот только концовки не знал. Никто не мог разлучить братьев и одолеть их. Но однажды завистники сказали Казбеку, что Эльбрус за его спиной смеется над ним — нет большего оскорбления для горца! — и близнецы расстались. Для справки: расстояние между горами 183 км. Правда, раздоров меж братьями хватало и без этого: то они спорили, к кому из них был прикован титан (юноша) Прометей (Амирани, Пхармат, Куркъа). То не могли поделить красавицу Машук (Машуко), из-за которой сошлись в смертельном бою. (Надо сказать, что Машук, как истинная красавица, свела с ума еще и Бештау с Эльбрусом).

Но, пожалуй, больше всего споров идет, как «в действительности» называется гора. Ясно, что назвали ее не по пословице: «Как корабль назовешь — так он и поплывет». Скорее, наоборот: как гора вышла всей своей громадой навстречу людям — так ее и назвали. Грузины — Мкинварцвери («Ледяная вершина»), осетины — Урсхох («Белая гора»), ингуши — Башлоам («Тающая гора»), чеченцы — Сармака корта бижана метиг («Место, где улеглась голова дракона»).

На Кавказе, перефразируя советского историка Ф.Н. Арского, «каждое название приводит… в трепет. За ними — события далеких веков. За ними — тайны и легенды». Русский топоним происходит от имени князя Казбека, который 200 лет назад владел у подножия горы аулом Казбеги (сегодня Степанцминда). Ингушский ученый-краевед Ш.Э. Дахкильгов уточнил, что предки князя — Казибегишвили происходили от ингушей Казибеков из верхней части ущелья реки Армхи, и что «история появления названия Казбек в русских источниках фиксируется между 1780—1804 гг.».

Тайны Казбека, связанные с тайнами истории и тайнами горных монастырей и храмов, запечатлены во множестве сказаний и легенд.

В том месте, где альпинисты начинают испытывать горную болезнь, на отвесной андезитовой скале красного цвета находится пещера Бетлеми. По преданиям, в пещере 100 хевсурских воинов спрятали от войск Тимура казну царицы Тамар. Чтобы под пытками не выдать тайну, они закололи друг друга. Сказывают также, что в тайном месте пещеры похоронена и сама грузинская царица. Будто два ее верных охранника после погребения владычицы также умертвили себя.

Попасть в пещеру можно было, лишь взобравшись на крутую осыпающуюся под ногами скалу, а затем с площадки по 6-метровой железной цепи ко входу, закрытому железными воротами. По легендам, в пещере находилась колыбель Иисуса (потому ее назвали еще Вифлеемской), шатер Авраама, висевший в воздухе без опорных столбов и веревок, предел св. Георгия (Победоносца), а также пристанище безымянного монаха. В 1947—1948 гг. советские альпинисты обнаружили в куполообразной пещере церковный престол, войлочные иконы, утварь и знамя X—XI вв., а рядом с древней церковью — высеченные в скале кельи монахов, каменный крест и могильные плиты в ограде VI—VII вв. Сегодня железные ворота и цепь находятся в музее Степанцминды.

Что же касается легенды о благочестивом монахе, затворник прославился святой жизнью. Готовясь к молитве, он вешал на луч солнца, проникавший в пещеру, свою котомку с книгами. И вот однажды к пещере подошла заблудившаяся в горах пастушка и умолила монаха приютить ее. Тот поступил по-божески: приютил. Но где женщина — там и соблазн. Повесил утром отшельник котомку на луч, а она упала! Тут же началась снежная буря, покрывшая вершину горы ледяной шапкой. Пастушка исчезла, как и не было ее, а монах навсегда покинул святое место.

Альпинисты посещают пещеру, но они знают, что войти в нее можно только с чистым сердцем и чистыми помыслами — иначе не избежать беды. Туристов сюда не водят, а женщинам вход вообще запрещен.

Еще одной достопримечательностью, истинным украшением Казбека является двухэтажная Троицкая крестово-купольная церковь XIV века со средневековой колокольней, возведенная на месте языческого капища на высоте 2170 м над селом Гергети, ныне входящим в Степанцминда. По легенде, церковь начали строить рабочие, а завершил Господь. В храме хранилась частица животворящего Креста, Гвоздь, которым был прибит к Кресту Иисус, крест христианской просветительницы Грузии (IV в.) св. Нины (Нино) из виноградной лозы, обвитый волосами миссионерки, а также сокровища Грузинской православной церкви и грузинских царей (крест Нино и казну Тамар спрятали при нашествии Тимура в Бетлеми). Сегодня в храме находится одигидрия (путеводительница) — икона Богоматери, «рядом с которой обязательно испытываешь странное ощущение, которое верующие люди называют одухотворенностью. А в 1989 г. во время праздника Успения люди стали свидетелями чуда — явления Богородицы» (https://zen.yandex.ru/vgeorgiacom). Иногда паломники наблюдали, как из церкви вылетали ангелы.

Храм снаружи украшает каменная резьба, а тяжёлую, металлическую дверь — причудливый орнамент. С возвышенности, где находится церковь, открывается фантастический вид на Дарьяльское ущелье.

P.S. В XX в. о горе Казбек знал весь советский народ. «Табактрест» (г. Ленинград) и Бийская табачная фабрика выпускали папиросы «Казбек», раскрывающаяся коробка которых отличалась первоклассным дизайном. На фоне белой двуглавой вершины (мало похожей на Казбек), освещенной солнцем, а с теневой стороны подернутой голубизной, был изображен стремительно скачущий на вороном коне джигит в черном. На авторство рисунка-этикетки претендентов было много: Н. Жуков, Г.-М. Даурбеков, Р. Граббе, А. Зеленский, М. Доброковский, Е. Лансере и др. О папиросах пел Марк Бернес: «В ответ, открыв „Казбека“ пачку, сказал ей Костя с холодком…», в стихах и поэмах упоминали Александр Твардовский и Константин Симонов: «На черном скакуне во весь опор / Летит джигит за три пятнадцать». Да что там, говорят, сам товарищ Сталин набросал эскиз! Как после этого не закурить? (Минздрав России предупреждает: курение вредит вашему здоровью!)