Театральная студия и первые роли в драмтеатре

Александр Синягин
Еще в 1943 г. в г. Перми художественный руководитель драмтеатра И.С. Ефремов набирал трехгодичную театральную студию . Он понимал необходимость подготовки новых актерских кадров, поскольку актеры из числа эвакуированных начинали возвращаться в освобожденные города.
    Студия вызвала большой интерес в городе. Преподавательский состав ее был очень сильным , во многом  из числа эвакуированных  специалистов. 
    Лекции по истории театра читали такие ученые как С.С. Мокульский и С.С. Данилов, танец вела известная ленинградская балерина  Н.Н. Гейндрих, сценическую речь преподавала режиссер Н.М. Мекеладзе (тоже из Ленинграда) и др.

Студийцы:
    Т.И. Шилова (моя родственница по отцу.  Синягин Г.Г.)  комсорг студии вспоминала : " Хотя и трудно было, жили очень интересно...
- в последствии директор центрального телевидения ( 60-70-е гг.), Игорь Дмитриев - в дальнейшем известный артист театра и кино нар. артист СССР  .
   Долгие годы проработали в театре драмы выпускники студии Ю.Н. Гладков (муж Стародубцевой Л.Л. , актрисы ТЮЗа. зам. Синягина Г.Г.) , Т.Д. Шилова, заслуженный артист РСФСР А.И. Корчажников..."
/из статьи Г.П. Ивинских в кн. : "Гусаров и его время. Пермь, 2005 с.49. Статья " Пермский академический театр драмы в годы ВОВ"/.
      

       И вот в 1960 г. через 17 лет , после организации  1-й студии, созрело и получило поддержку решение о создании уже 2-й театральной студии  при Пермском областном драматическом театре. Её субсидировало Министерство культуры РСФСР.
        В областной газете "Звезда" (23 июля 1960 г.) была опубликована  статья про экзамены о поступлении  в театральную студию  - репортаж.
       " В большом фойе Пермского драмтеатра оживленно. Юноши и девушки собираются стайками, о чём -то взволнованно  говорят. Некоторые ... прильнули к одной из дверей и напряженно слушают. Оттуда раздается ... голос (экзаменатора).
- Значит, вальс?  Отлично. Танцуйте. Представьте, что ваша партнерша -молодая интересная женщина... А теперь - она худая и на голову выше вас . Танцуйте с любимой девушкой... Хватит спасибо.
     Дверь открывается и выходит загорелый молодой человек. Он вытирает пот со лба и прислоняется к стене. Это - Григорий Гиссер, молодой актер  Лысьвенского драмтеатра.
... Сдают (за этой дверью) экзамен по мастерству (актера). Сегодня решается судьба тех, кто решил посвятить свою жизнь сцене и поступает в студию, созданную при Пермском драмтеатре...
(Наконец) в заветную комнату вызывают всю группу, только что сдавшую экзамен. Члены экзаменационной комиссии объявляют оценки.
... Особенно горячо поздравляют товарищи Толю Болотова - он один единственный из группы получил "Отлично"...
  А для следующей группы самые тревожные минуты... (В ожидании экзамена) на подоконнике (в коридоре)  сидит девушка , голубоглазая , с белокурой косой... Это Нина Корниенко... из Красновишерска.
.... И вот она... перед членами комиссии... (Её) этюд очень прост... пришла домой , затопила печку. Задремала сидя у окра. А из печки выпал уголек, затлел валенок...
    Нина естественно и органично "живет" в воображаемых обстоятельствах... Нина успешно справляется и с другим заданным этюдом... Ей единодушно ставят (оценку) "хорошо". ( В последствии Нина Корниенко - актриса Театра Сатиры , снималась в кино).
    170 человек участвовали в первом туре конкурса. Экзаменаторы слушали их чтение, проверяли дикцию, музыкальный слух, чувство ритма.
Ко второму туру было допущено всего 36 человек, а выбирать из них нужно 20 студийцев..."
Э.Николаева.

На снимке в газете были запечатлены Валя Куприянова из г. Горького, Олег Тиунов и Юрий Крендель из г. Перми, поступившие в студию и впоследствии  ставшие профессиональными актерами.
   Желающих поступить в студию было много. Поэтому после двух туров организован дополнительный прием. В нем участвовало 140 человек, приняли лишь меня (Синягин Г.Г.) и актера из Сыктывкарского музыкального театра.
    Я ликовал от радости: сбылась моя заветная мечта.
       Обучение в театральной студии было серьезным, на профессиональном широком уровне. Мы слушали лекции по истории русской и зарубежной литературы, историю КПСС, по эстетике.
         Нас учили искусству гримма, характерному танцу, сценическому движению, музыкальной грамоте, вокалу.
          Но главными предметами , конечно, были мастерство актера и сценическая речь.
          Студия была разделена на две группы. Нас было всего 27 человек.
В одной группе педагогом сценической речи была актриса, заслуженная  артистка ( после народная артистка) Л.В. Мосалова, а в другой группе  таким педагогом был молодой актер О.П. Тесленко . Он был очень эрудированным , начитанным человеком и способным педагогом.
            Воспитанники Тесленко нисколько не уступали  в мастерстве художественного слова студентам группы Мосоловой , а некоторые даже превосходили ее воспитанников в несколько раз, на мой взгляд.
        Мастерство актера вели трое: режиссеры театра Иосиф Абрамович Рабичев, Рюрик Иосифович Нагорничных и ведущий актер театра драмы Борис Михайлович Казинец.
        Нас воспитывали на классическом репертуаре : "Трудовой хлеб", "Лес" А.Островского. Мы играли отрывки из русских водевилей, из пьесы "Любовь Яровая" Тренева и мн. других великолепных пьес русских и советских драматургов.
Учились мы охотно, с огромным удовольствием , репетировали по многу часов с педагогами, часами самостоятельно оттачивали мастерство.
    Занятия начинались в 9 утра . Одновременно мы играли в спектаклях , идущих на сцене в драмтеатре ( в основном участие в массовках и малых ролях замеч. Синягин А.Г.) Если спектакль заканчивался в 10 вечера, то нам приходилось до 12 вечера  репетировать в театре, оттачивать учебные отрывки из пьес и т.д. Домой я возвращался пешком через весь город , ночью.
   А многие студийцы жили в общежитии  недалеко от театра. Некоторые  играли довольно серьезные роли  в драмтеатре и вместе с труппой театра ездили на на гастроли по всей стане и я тоже. Мне посчастливилось съездить с театром, будучи студийцем, в Сочи, Краснодар, Ригу.
     Работали мы в театре с упоением, серьезно, но без шутливых сцен не обходилось снимая тем самым напряжение и усталость.
     Когда играли в спектакле "Иркутская история" Арбузова, то решили разыграть актера В.М. Майя. Он играл главную роль. От природы Май был очень смешливым человеком, чем мы частенько пользовались.   Георгий Бурков (в последствии актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, засл. артист РСФСР. зам. Синягин А.Г.) и студиец Владимир Гинзбург ( в последствии засл. артист , режиссер пермского театра драмы . зам. Синягин А.Г.), играли  двух  хулиганов . И вот мы (студийцы) на каждом спектакле "Иркутской истории " всей студией придумывали невероятный и очень смешной грим исполнителям ролей хулиганов.  Увидев неожиданно странный грим "хулиганов" во время спектакля , Май просто "выбивался" из роли, всеми силами пытаясь  подавить смех, что ему плохо удавалось. И вот однажды Май в антракте, зайдя в гримерную комнату "хулиганов", взмолился, прося больше его не разыгрывать во время спектакля , признал "свое поражение", по его словам,  ибо даже, раздосадованный глядя в гримерной на Буркова и Гинсбурга, не мог удержаться от смеха. Слезы выступали на его глазах. И студийцы сжалились, оставив в покое В.М. Мая на какое-то время. Он был добрым человеком, ни с кем не сорился.
    Учились мы 3 года. В конце каждого учебного года мы, как все студенты, сдавали экзамены. Окончив полный курс студии , я сдал с экзамены. (Копия Свидетельства №17 прилагается к тексту на 1 стр. зам. Синягина А.Г.)
    Помню, в  конце еще 1-го года обучения я читал на экзамене поэму А.С. Пушкина "Медный всадник". На наших экзаменах присутствовали обязательно почти все режиссеры театров г. Перми и области , директора театров , филармонии, актеры драмы , гл. режиссер телевидения Л.И. Футлик и руководители обл. радио.
     Когда я в их присутствии прочитал поэму , то был вознагражден бурными аплодисментами, а Л.В. Мосолова расцеловала меня со словами: "Молодец, Герочка! Умница!"
     Директор филармонии предложил мне работать в качестве чтеца художественного слова, а руководитель обл. радио заговорил о моей работе в качестве диктора.
      Но мне очень хотелось закончить студию  ( дикторами на радио в свое время работали наши бывшие студийцы Ю.Гладков, Ю.Жарин).
Пришлось отклонить все предложения, ибо совмещать учебу и работу не было возможности.
       Но в вместе со студийцами я не раз принимал участие в теле и радиоспектаклях, играл главную роль в телеспектакле "Находка беглого рудокопа" (Егор), Мамина-Сибиряка мн.др.
        В пермском драмтеатре с 1963 г по 1966 г. я играл в спектаклях . (перечень из 12 ролей прилагается, на 1 стр. замеч. Синягин А.Г.).
        Нашу театральную студию возглавлял Гительман (директор драмы) , художественным руководителем был Б.А. Мечинский (главреж). Это были внимательные , заботливые люди и относились к нам  по -отечески . Сценодвижение преподавал Вячеслав Иванович Май, один из самых любимых педагогов, уроки грима  вел у нас ведущий актер драмы В.А. Викторов, а характерный танец - ведущий педагог Пермского хореографического училища Н.Г. Пидемская.
      Лекции по образовательным предметам читали преподаватели госуниверситета, пединститута, политехнического института.
       Большинство студийцев участвовали во всех массовых сценах спектаклей драмы, а некоторые , как В.Гинзбург, В.Дроздов, Э. Яныкова, Н.Корниенко, Ю.Крендель, Г.Товпинец и я играли роли во многих спектаклях.
       Моим дипломным спектаклем был "Океан" А.Штейна, где я играл главную роль-Александр Платонов, командир корабля. Я сразу же вспомнил службу на флоте , многие впечатления и даже мелкие детали . Они мне пригодились для роли, сделать образ Платонова естественным и органичным. Наш дипломный спектакль приняли на Ура! "Меня хвалили, до сих пор об этой моей роли вспоминают бывшие студийцы (В. Гинзбург) а Ю. Жарина, Ю.Кренделя, Г. Товпинца занятых в этом спектакле давно нет в живых. Умерли рано, как это не редко бывает с актерами из-за напряженной , эмоциональной работы,частыми гастролями, с неустроенным бытом. 
 Последнее место работы моего друга молодости Ю.Жарина - директор Лысьвенского драмтеатра.
   Мой отец , увидев мою дипломную работу, расчувствовался, вышел из театра со слезами на глазах. И как жаль что не увидела спектакль моя мама .
     Вторым дипломным спектаклем нашей студии была "Женитьба Бальзаминова" , режиссер Рабичев. В спектакле были заняты Валентина Куприянова, Ольга Переверзева, Эмма Яныкова, Борис Берестнев.
       Мне предложили поступать в студию при МХАТе , но смерть мамы, ожидание рождения сына, возраст 27 лет, безденежье все это вместе остановило меня. В числе шести выпускников меня оставили работать в  Пермском драмтеатре. Остались В.Гинзбург,Н.Корниенко, Г.Товпинец, В. Куприянова, Ю.Крендель. Куприянова вскоре уехала в Молдавию,  Гинзбург во Владивосток , через 2 года уехала в Москву Н.Корниенко , через 3 года и я уехал в Тамбов.
      В конце 1966 г. я по приглашению переехал в г.Тамбов, через некоторое время  приехали жена с сыном  Сашей, которого я назвал в честь Александра Платонова.
      На этом закончилась моя юность, учеба в студии и первые роли в Пермской драме.

Записано: Синягиной Г.А. со слов  Синягина Г.Г. Отредактировано и добавлено Синягин А.Г.