О здравоохранении в Ростовской области

Александр Щербаков 5
Я больше десяти лет был одним из руководителей регионального здравоохранения края  и мной ситуация в здравоохранении России воспринимается очень болезненно. Все эти оптимизации лечебной сети, перекладывание расходов на лечение больных с государства на самих граждан, и это при действующем законодательстве, не понятно. Недавно я написал заметку о проблемах с оказанием медицинской помощи в Хабаровском крае, но чувствовал, что такая ситуация есть и в других регионах. При нынешнем кадровом потенциале российского Минздрава она другой просто не может не быть.  Ведь программы по выводу из кризиса российского здравоохранения мы так и не увидели.

И я был прав. Услышал в интернете авторскую программу журналиста Евгения Михайлова, который рассказал о своем журналистском расследовании в Ростовской области. Он рассказал, что эпическая дама, бывший министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская никогда не сдается. Находясь под уголовным преследованием, за масштабные махинации в своем ведомстве, она откровенно плевала на запреты и спокойно работала и ездила.

Видимо, этот материал вышел чуть ранее, чем появился для широкого обозрения. Потому что накануне я прочитал, что эту экс-министра здравоохранения изолировали об общества на шесть месяцев, а её заместителя на три месяца по приговору суда. И в этой заметке было заявлено, что, по-видимому, была дана отмашка силовикам начать борьбу с коррупционерами в Ростовской области. Была привлечена к суду судья и три её заместителя.  Дошла очередь и до руководства здравоохранением. Но, видимо, это только начало. Об этом свидетельствует заметка, которую я увидел позднее и привожу её без сокращений.

***

От авторитетных медиков Ростовской области в «Блокнот» на правах анонимности поступила тревожная аналитическая записка о реальной ситуации в региональном здравоохранении. Считаем, что эта информация может заинтересовать министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, главу Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина и других. Публикуем с незначительными сокращениями.

«В системе здравоохранения Дона 2023 год ознаменовался переводом муниципальных медицинских организаций в прямое подчинение министерству здравоохранения Ростовской области. От степени взаимодействия всех мед. учреждений между собой напрямую зависит качество оказания помощи населению. Но система управления здравоохранением с 2022 года по настоящее время представляет собой крайне порочную структуру. Управление этой структурой, материально-техническими ресурсами отрасли, финансами осуществляет замгубернатора по социальным вопросам А.В.Пучков - человек, окончивший филфак пединститута и не имеющий абсолютно никаких знаний и умений в сфере здравоохранения.

Замгубернатора по социальным вопросам А.В.Пучков
Карьерный путь

Пучков начал с должности помощника бывшего губернатора В.Ф. Чуба и продолжил при нынешнем руководителе региона Василии Голубеве, будучи назначенным начальником контрольного управления, где его деятельность заключалась в контроле своевременного исполнения поручений и стилистического оформления документов.

С момента назначения на новую должность А. В. Пучков изолировал нынешнего министра здравоохранения Ю.В. Кобзева и руководителя ТФОМСа М.О. Григорьева от принятия каких-либо решений и фактически напрямую осуществляет управление министерством здравоохранения, территориальным фондом, проводя не менее двух раз в неделю многочасовые планерные совещания с участием начальников структурных подразделений. Решения, принятые Пучковым, обсуждению не подлежат и требуют неукоснительного выполнения.

В целях укрепления собственного влияния замом губернатора с января-марта 2023 года в минздрав были внедрены его бывшие сослуживцы по КРУ: Банацкий Р.Р. и Решетникова А.В. Первый - замом министра по информатизации и инновациям, а вторая - по совместительству (как поговаривают у неё чрезвычайно близкие отношения с Пучковым) начальницей отдела кадров минздрава. А на пост начальника кадрового управления был почему-то назначен человек, которого ранее с этой должности уже выгоняли за несостоятельность, - Шикуля И.С. Причем, ни Банацкий, ни Решетникова никакого отношения к медицине не имели, опыт работы на занимаемых должностях - отсутствует.

Итоги проведенной реформы системы здравоохранения ощущают на себе жители донского региона. Вследствии перенаправления финансовых потоков в пользу частных медучреждений происходит деградация бюджетных больниц и поликлиник, отток медицинских кадров из Новошахтинска, Донецка, Гуково, Зверево, Красного Сулина и других территорий региона.

Замминистра здравоохранения Роман Банацкий
Ярким и показательным фактом, подчеркивающим "успехи" новой команды, является деятельность нового зама министра Банацкого Р.Р. С момента начала своей трудовой деятельности он полностью переложил ответственность за информатизацию отрасли на руководителей больниц, которые не имеют соответствующих полномочий и ресурсов. Зато в бюджете РО на 2023 год предусмотрено финансирование в объеме 176,956 миллионов рублей на создание единого цифрового контура в здравоохранении и 121,855 миллионов рублей на организацию технической поддержки и аренду центра данных.

В настоящее время прокуратурой РО проводится масштабная проверка организации медпомощи в области. В ее рамках, безусловно, должна быть изучена степень оснащенности информационно-коммуникационным оборудованием и возможностью его интегрирования с мединформационной системой страны.

В подавляющем большинстве сельских больниц ситуация плачевная, несмотря на доклад минздрава в адрес федерального профильного ведомства о 100%-ом оснащении объектов. Учреждения, не получив помощи от Банацкого, пытаются решить существующую проблему подключения к единой сети за счет средств ОМСа, однако ТФОМС РО вполне обоснованно расценивает это как нецелевое расходование ресурсов.

Также следует отметить, что с 01.01.2023 у 78% мед.организаций области прекратил действовать контракт на услугу по технической поддержке, сервисному обслуживанию, права на которую были приобретены министерством в 2022 году. Также прекратил действовать контракт на услугу по предоставлению защищенных каналов связи. По состоянию на 28.08.23г контракты у мед.учереждений отсутствуют, обмен всей информацией осуществляется с нарушением ст.13 федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ " Об основах охраны здоровья граждан в РФ", федерального закона от 27.11.2011 N 157-ФЗ "О персональных данных". О существующей проблеме заму министра Банацкому неоднократно сообщали руководители мед.учреждений с одной стороны и поставщики услуг - с другой, но эти предупреждения были проигнорированы, и никакие меры не принимались. Есть мнение, что в эту ситуацию заложила «бомбу замедленного действия» экс-министр ростовского минздрава Татьяна Быковская, которая 10 лет назад вопреки советам рабочей группы возглавляемого ведомства заключила сотрудничество с «Ростелекомом» за огромные деньги на поставку компьютерной техники и «не подумала» о РС ЕГИСЗ. И после неё остальные теперь пытаются из ничего собрать действующую систему, но мало понимают в этом и поэтому обречены.
 
Во время очередного селекторного совещания 23.08.23. Банацкий просто поставил главных врачей перед фактом, что поставщики информационных услуг без действующих контрактов отказались от обслуживания медицинской информационной системы! Этот отказ сделает невозможной оплату счетов в ТФОМС, а это повлечет за собой невыплату заработной платы врачам, невозможность больницам закупать медикаменты и платить коммунальщикам за свет, за воду. То есть ставит на грань коллапса все медучреждения Ростовской области. Полностью владея информацией о несостоятельности областной информационной системы, об отсутствии интеграции больниц в единое целое, минздрав издал приказ N 864 от 07.04.2023 и N 1236 от 24.05.2023 на основании которых руководство всех больниц будет финансово наказано за то, что врачи не могут формировать и выгружать на федеральные базы данных мед.документацию (в том числе, свидетельства о рождении и смерти, направления на квоты и оформление инвалидности и прочее).

Итогом деятельности новоиспеченных организаторов стало массовое увольнение главных врачей сельских территорий: Чертковский район, Советский район, Зимовниковский район, Белокалитвинский район, г. Донецк. В Шолоховском районе за четыре месяца уволился уже второй главный врач. Принимая во внимание отчетливую угрозу возбуждения в отношении главных врачей уголовных дел, следует ожидать усиления "бегства" и остальных руководителей сельских и районных больниц.

 С использованием незаконных мер административного давления, фактически при наличии признаков злоупотребления должностными полномочиями, замминистра Банацкий Р. Р. вынуждал руководителей на местах нарушать действующее федеральное законодательство для выполнения целевых показателей регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой Государственной Информационной Системы Здравоохранения ( ЕГИСЗ)», именно те показатели, за которые несут ответственность зам.губернатора Пучков А.В. и министр здравоохранения РО Кобзев Ю.В.

В завершение, учитывая все упомянутое, хочется еще раз отметить, что под пристальным надзором замгубернатора Пучкова А.В. полностью провалена кадровая и информационная работа в сфере медицины области, а сотни миллионов из бюджета области, такое впечатление, что потрачены неизвестно куда.

***

Вот такую заметку я прочитал в интернете. В общем, она меня не удивила. Я не раз писал о том, что проблемы в России обусловлены неверной кадровой политикой, на всех уровнях власти руководят некомпетентные люди. И все это началось с «головы», как и положено, которая гниет первой.  В здравоохранении все так и есть. Началось с министров здравоохранения России Зурабова, Голиковой, Скворцовой. И пока нынешний министр Мурашко, кроме критики руководителей здравоохранения регионов, ничем не запомнился. А система здравоохранения России явно в кризисе. К врачам на прием не попасть, уровень качества оказания медицинской помощи низкий, потому что институты плохо готовят выпускников. Материально-техническая база большинства медицинских учреждений слабая, особенно на селе, нет кадров.  Нет и никаких перспектив на улучшение оказания медицинской помощи населению России.