О современной практике церковной канонизации

Александр Селиверстов
НЕОБХОДИМЫЕ ВОПРОСЫ К СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ЦЕРКОВНОЙ КАНОНИЗАЦИИ

Недавняя новость:
"Священный синод РПЦ планирует передать на рассмотрение профильной комиссии вопрос о канонизации генералиссимуса Александра Суворова. Об этом сообщил патриарх Кирилл на открытии Синода.
С просьбой к РПЦ канонизировать Александра Суворова обратилось в 2022 году Минобороны России: с таким предложением в марте выступил заместитель министра обороны Николай Панков на встрече с патриархом Кириллом в Даниловом монастыре".

Что нужно понимать об этой инициативе МО?
А. В. Суворов – величайший русский военачальник. Именно величайший, т. к. поставить рядом с ним некого. Причём, не только по полководческому мастерству, а по совокупности качеств. Он действительно по-отечески относился к русскому солдату и был глубоко верующим человеком.
Достаточно ли этого для канонизации, т. е. объявления святым?
Это ключевой вопрос данной темы.
Чтобы ответить на него, нужно понимать, что значит "святость".

Понятие "святость" имеет смысл, конечно, только для тех, кто верит в Бога и, в частности, знает, что существует настоящая, всегда неизменная действительность. Наш нынешний, телесный мир в этом смысле ненастоящий, т. к. конечен. Когда-то его не было и когда-то не станет. Непреходящая же реальность существует вне времени и пространства, вне направляющих их законов.
Для того, кто знает, что это так, – существует понятие "святость".
Для того, кто не знает, – достаточно обычного земного, человеческого прославления. Без нимба и иконописного образа.

Каково содержательное наполнение понятия "святость"?
Для людей, которые верят в Бога, "святой" – не тот, кто после смерти своего тела пребывает во вневременной реальности (в ней окажется каждый). Это тот, кто пребывает там В ОСОБЕННОЙ БЛИЗОСТИ к Богу.

Как об этом можно узнать?
Единственный способ – получить об этом свидетельство из той самой непреходящей, вневременной действительности.
Подобные свидетельства люди тысячелетиями называют ЧУДЕСНЫМИ – т. е. такими, которые не могут быть объяснены действующими в физическом мире законами.

Представители Церкви, которые жили в России ещё 100 лет назад, прекрасно это понимали.
Например, в начале XX в., ровно 120 лет назад, состоялась канонизация Серафима Саровского. Основанием для его прославления были единственно чудеса [1].
В своей статье "Православное духовенство в годы Гражданской войны" я уже приводил бытовавшее в досоветской России строгое правило канонизации:
"Если чудотворения не было, не могло быть и прославления. Чудеса записывались, а перед канонизацией представлялись высшей церковной власти для проверки. «По повелению государя и благословению митрополита, местным епископом отправляется на место чудес комиссия, <…> которой и поставляется в обязанность: во-первых, собрать все сведения о житии и чудесах того или другого святаго, во-вторых, проверить последния...». Иногда проверка осуществлялась только местным владыкой, «который, как очевидец этих чудес, своею совестью свидетельствовал достоверность их». Собранный и проверенный материал представлялся на собор епископов, на котором он вновь свидетельствовался, то есть проверялся" [2].

В церковной периодике начала XX в. об этом писалось так:
"Вот эти чудеса [...] являются первым и главнейшим доказательством святости. [...] Чудесныя дела святаго, – вот единственный путь к его прославлению" [3].
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) (1846–1912):
"Доказательство святости святых составляют чудеса..." [4].

Ещё пример.
В апреле 1918 г. Священный собор архипастырей Православной Российской Церкви канонизировал убитого казаками в 1671 г. митрополита Астраханского и Терского Иосифа, причислив его к лику угодников Божиих.
Предыстория этого прославления такова:
Систематическая запись чудес, совершённых у гробницы и по молитвам митрополита Иосифа, началась только в 1911 г., когда был образован особый Комитет по делу прославления святителя. Книга записей стала быстро заполняться, и уже в 1913 г. записей было 146, а к 1918 г. – 176.
В начале 1910-х гг. в Астраханской епархии была также учреждена Комиссия, которая занялась проверкой чудесных знамений и исцелений, связанных с именем Иосифа. В 1913 г. епископ Астраханский и Енотаевский Никодим (Боков) возбудил перед Святейшим Правительствующим Синодом ходатайство о прославлении митрополита. Однако Синод не удовлетворился результатами работы астраханской Комиссии, поскольку она производила расследования чудес посредством простого допроса заявителей и свидетелей без приведения их к присяге.
В 1914 г. Синод распорядился образовать новый Комитет для отбора под присягой письменных показаний – как от лиц, получивших чудесные исцеления по молитвам митрополита Иосифа, так и от бывших только очевидцами этих чудес.
С 27 октября 1915 г. Комитетом было рассмотрено 57 дел о таких чудесах, из которых в 32 случаях с допросом свидетелей под присягой была признана несомненность чудесной помощи по молитвам убиенного митрополита [5].

А теперь вернёмся к А. В. Суворову:
Сколько зафиксировано чудесных явлений, связанных с именем нашего величайшего полководца? Осуществлялась ли их строгая проверка?..

Задавать подобные вопросы представителям Министерства обороны, наверное, бессмысленно.
Они стремятся к максимальному ЗЕМНОМУ прославлению А. В. Суворова – в том числе посредством нимба и иконописного образа, – видимо, искренне полагая, что ничего кроме пользы наше общество (в том числе, воцерковлённая его часть) от этого не получит.

Такие вопросы имеет смысл обращать к представителям Церкви и всем, кто верит в Бога.
Какой смысл в канонизации А. В. Суворова, если она состоится и если никаких подтверждённых, удостоверенных чудес предъявлено не будет?
Какой смысл в прославлении многих десятков новомучеников, погибших после установления в России советской власти, если никаких подтверждённых до канонизации чудес попросту не было?
Чем подтверждается, что эти люди пребывают на Небесах, тем более в особенной близости к Богу?

И, наконец, самый неприятный вопрос – свидетельством чего являются (будут являться) такие канонизации?
Разве не того, что причастные к ним просто игнорируют необходимость чудес?

Однако ни во что не ставить чудо может только тот, кто не верит в него. Иными словами, не верит в Бога.
Верит в политическую целесообразность.
Верит в полководческий гений великого Суворова и его отеческое отношение к русскому солдату.
Верит, что советская власть, погубившая канонизированных новомучеников, являлась тотальным злом, и ненавидит её.

Однако не верит в Бога – ни во что не ставя реальность (и необходимость для церковного прославления кого-либо) исходящих от Него чудес.
Или нет?..
Вот такие необходимые вопросы. К христианской совести тех... у кого она есть.


Фото: образ святого священномученика Иосифа, митрополита Астраханского и Терского.


1. Волынския епархиальныя ведомости. 11 Августа 1903 года. № 23. Часть неоффициальная. С. 651, 652.
2. Селиверстов А. В. Православное духовенство в годы Гражданской войны и советское время // Вопросы истории. 2021. № 12(5). С. 19.
3. Волынския епархиальныя ведомости. 1 Августа 1903 года. № 22. Часть неоффициальная. С. 627.
4. Там же. С. 624.
5. Церковныя ведомости, издание Православной Русской Церкви. 15 (28) июня 1918 года. № 21–22. С. 141–143.