Русская культура. Наши великие иностранцы

Руслан Богатырев
Русская культура. Наши великие иностранцы

/ Комитет национального наследия, 2023.
/ Европейский центр программирования им. Леонарда Эйлера, 2023.
/ Руслан Богатырев, 2023.
/ Арт-журнал «Пантеон»: https://panteono.ru/2023-10-23

Культура — весьма широкое понятие. Да, это ценности, материальные и духовные, созданные человеком. Да, это наука, искусство, религия. По Гегелю — философия духа.

Вспомним первое научное определение культуры, которое дал в XIX в. англичан Эдвард Тайлор («Первобытная культура», 1871): «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Одно из наиболее ёмких определений культуры дал профессор Ю. М. Лотман: «Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека».

Национальная составляющая культуры вроде бы не ставится под сомнение. Но как-то стало принятым науку, искусство и религию выносить за эти рамки. Декларировать их независимость, инвариантность относительно стран и народов.

Увы, в этом случае неизбежно искажаются национально-исторические корни того самого поведения человека, которое и ведёт к формированию культуры.

Культура — не просто некий набор достижений, это основа интерпретации любых фактов, событий, явлений. Интерпретации обществом и человеком. Базовая операционная система нашей ментальности. Это именно то, что отличает живую ментальность от голой когнитивности.

Когда говорят о русской культуре, нередко забывают о трёх этажах, трёх слоях, которые формировались исторически в силу сословного/классового деления общества.

Л. Л. Сабанеев, русский музыковед, критик, профессор математики Императорского Московского университета, пианист и композитор, ученик С. И. Танеева выделял три отрасли музыки: (1) народную, (2) церковную, (3) светскую («культурную»). Причём у России, на его взгляд, был свой, особый путь. В работе «История русской музыки» (1924) он пишет: «Три главные отрасли музыкального искусства — музыка народная, музыка церковная и музыка «культурная» — в своём развитии обнаруживают чрезвычайную самостоятельность… Ничего подобного той спаянности, которая была между культурной и церковной музыкой на Западе, не наблюдается. Русская культурная музыка ни в какой степени не есть следствие церковной… Народная песня имеет свою замкнутую историю, церковная музыка — свою и культурная — свою очень кратковременную, но чрезвычайно блестящую…».

Эту модель Сабанеева разумно распространить и за пределы музыки. Обобщить до уровня всей культуры.

1. Светская (элитарная) культура.
2. Народная культура.
3. Духовная (религиозная) культура.

К этой базовой тройке Сабанеева стоит добавить и (4) массовую культуру.

Наиболее яркие достижения продвигала и пропагандировала именно светская культура. Цари, короли, императоры в своём вековечном стремлении к роскоши и величию на злато не скупились. Их вкусы и интересы во многом и определяли вектор развития великосветской культуры.

Баронесса Анна-Луиза Жермена де Сталь: «В России нет того, что англичане называют комфортом, а мы довольством. Они любят богатство скорее как пышность, чем как средство удовольствия. Тяга к внешнему великолепию у русских преобладает».

Когда мы говорим о русской светской культуре, не стоит забывать о сильном влиянии иноземцев и даже иноверцев. В нём было немало положительного. Более того, великие иностранцы стали воспринимать Россию своей Родиной и служили ей со всей преданностью. Некоторым на родине из-за этого выносили смертные приговоры.

Н. В. Кукольник в работе «Русская живописная школа» (1846) отмечает: «Русская школа, в течение осьмидесяти лет в четырёх поколениях представляет решительно одну идею… Правильность рисунка и правда колорита составляют и доныне отличительныя ея черты и достоинства… Школа русская есть продолжение школы общей италиянской».

Приведу в заключение этого короткого эссе лишь несколько имён, во многом определивших последующую самобытность нашей русской национальной школы. То были представители ведущих стран Европы: Италии, Франции, Швейцарии, Великобритании.

* Математика — Леонард Эйлер (1707-1783), Базель, Швейцария.
* Инженерное дело — Августин Бетанкур (1758-1824), Испания.

* Балет — Мариус Петипа (1818-1910), Марсель, Франция.
* Пение — Умберто Мазетти (1869-1919), Болонья, Италия.
* Живопись — Пьетро Ротари (1707-1762), Верона, Венецианская республика.
* Фортепиано — Джон Фильд (1782-1837), Дублин, Ирландия.
* Скрипка — Леопольд Ауэр (1845-1930), Веспрем, Австрийская империя.

В архитектуре одним именем и не ограничиться:
— Доменико Трезини (1670-1734), Лугано, Швейцария;
— Бартоломео Растрелли (1700-1771), Париж, Франция;
— Антонио Ринальди (1710-1794), Палермо, Неаполитанское королевство.
— Джакомо Кваренги (1744-1817), Бергамо, Венецианская республика.
— Карло ди Росси (1775-1849), Неаполь, Неаполитанское королевство.

Впитывая лучшие европейские достижения культуры, опирающиеся на античность Афин и Рима, Россия выстраивала свой путь. Это не Европа и не Азия. У неё своя загадочная философия культуры. Которую мы всё тщимся понять и осознать. В разные периоды своей истории Россия вмещала в себя все четыре основных архетипа, четыре направляющих психических образа.

Немецкий философ Вальтер фон Шубарт («Европа и душа Востока», 1938): «Имеются четыре архетипа, которые сменяют друг друга и в зависимости от своего доминирования создают гармонического, героического, аскетического и мессианского человека. Они отличаются друг от друга жизненной установкой, которую люди принимают по отношению к Вселенной.

Гармоничный человек воспринимает Вселенную как космос, одушевлённый внутренней гармонией и не подлежащей человеческому управлению или упорядочению, а долженствующий быть лишь созерцаемым и любимым. Здесь нет и мысли об эволюции, а лишь полный покой — мир достиг своей цели. Так чувствовали гомеровские греки, китайцы эпохи Кун-цзы, христиане времён готики.

Героический человек видит в мире хаос, который он-то и должен упорядочить своей преобразующей силой. Здесь всё в движении. Миру ставятся цели, определяемые самим человеком. Так чувствуют Древний Рим, романские и германские народы Нового времени.

Аскетический человек переносит бытие как заблуждение, от которого он пытается скрыться в мистической сути вещей. Он покидает этот мир без надежды и без желания улучшить его. Так чувствуют индусы и греки-неоплатоники.

Наконец, мессианский человек чувствует себя призванным создать на земле более возвышенный, божественный порядок, образ которого он скрыто носит в себе. Он стремится создать вокруг себя ту гармонию, которую чувствует в себе. Так чувствуют первые христиане и большинство славян. Эти четыре архетипа можно определить следующими ключевыми положениями: согласие с миром, господство над миром, бегство от мира и освящение мира».

Д. И. Менделеев («Заветные мысли», 1905): «Все главные части нашей русской истории совершились в новую эпоху человечества, мы восприняли начало латиносаксонской цивилизации позднее других западноевропейцев, и ни для кого не подлежит сомнению, что мы сохранили больше, чем западноевропейцы, некоторые начальные стороны азиатской жизни. По мне, всё это может послужить к нашему благу, тем более что мы географически занимаем середину между настоящим Западом и Востоком и что сравнительно молодое русское царство ещё легко может одолеть труд объединения двух важнейших частей человечества».