Художник, пославший большевиков

Сергей Миронов 7
 Выставка Бориса Григорьева

Позор джунглям!
Больше месяца мы собирались на эту выставку в музей Фаберже, который от нас в двух шагах.
Наш интерес был подогрет тем,что долгое время, при Советах, творчество этого художника числилось в списках запрещенных, и было недоступно ценителям отечественной живописи.

Вместе с целой плеядой таких художников, как К. Малевич, В. Кандинский, К. Петров-Водкин, З. Серебрякова,П.Филонов,он сделал свой весомый вклад в явление мирового масштаба в прошлого века под названием Русский Авангард.
Хотя,при жизни непростой характер Б. Григорьева, и его взрывной темперамент не давали ему по-долгу состоять в каких-нибудь творческих объединениях, вроде "Мир Искусства",Бубновый валет" и ему подобных.

Как и все русские художники, имевшие возможность стажироваться во Франции, он благополучно перенес прививки импрессионизмом, кубизмом и абстракционизмом, что не могло не сказаться на его творчестве в начале двадцатого века.
Однако, вернувшись в Петербург, он сумел выработать свой,ни на кого не похожий,стиль что позволило ему стать очень популярным и модным портретистом.

Это время принято называть "Серебряным веком"в русском искусстве.
Время расцвета поэзии,драмы,театра и живописи,в том числе.
Короткий век.

С приходом в 1917 году КГасных комиссаГов, пришли и марксистские установки, какое искусство полезно для трудящихся, а какое нет.
Художник,совсем не выбиравший выражений даже в общении с мэтрами своего творческого цеха,резко высказал людям с маузерами и в кожаных тужурках, пришедших рулить культурой с кумачовыми лозунгами,все, что он по этому поводу думает!

И,видимо,послал их настолько резко,что на следующий день ему пришлось, как в известной песне, искать лодочника, чтобы, не дожидаясь, пока его поставят к стенке в Черезвычайке на Гороховой улице, переправиться в соседнюю Финляндию.
Больше на Родину он не вернулся, а его картины здесь надолго закрыли в спецхраны художественных музеев.

Впервые они приоткрыли свои запасники в Перестройку, по инициативе Д. Лихачева.
Да и в экспозиции нынешней выставки,в музее Фаберже,и Русский музей,и Третьяковская галерея представлены довольно неохотно и слабо.
В основном,это раритеты из частных зарубежных коллекций.

Очень много работ эскизного и подготовительного характера.
Борис Григорьев даже на чужбине,переехав во Францию, продолжал оставаться очень востребованным и популярным художником.
Как портретист,в первую очередь.
Здесь нет его знаменитого портрета Мейерхольда, зато есть портреты М. Горького, С. Рахманинова и К.Станиславского.

Художник не нуждался в деньгах, что позволяло ему не только писать знаменитостей за высокие гонорары, и жить на них в собственной вилле на курортном побережье Ницы, но и самому выбирать модели для своих работ, даже если они не могли ее оплатить.
В экспозиции представлены эти люди самых низших сословий. Крестьянки, мясники, проститутки. Их непростая судьба дошла до нас и взволновала, благодаря мастерской композиции,выразительным колориту и графике его работ.

Меня,как художника,на этой выставке больше всего тронул небольшой карандашный очень трагичный автопортрет, который,как бы предрекает скоропостижную смерть мастера в самом расцвете лет.

Очень рекомендуем.
Сходите, пока выставка еще не закрылась.
Не пожалеете.
Санкт-Петербург. 22.10.2023г.