Мифы Ойкумены. Философия 2

Поль Читальский
конспект конспекта В.Е. Клейменова лекций Н.А. Мураввьева "История философии"

Часть 2

Сократ и Платон

Сократ
Я знаю что ничего не знаю
Но буду вести диа-лог (разъятый логос - размышление) и спор для достижения целомудрия –
согласия души  с собой в истинном знании
Требуется идея – единство всеобщей формы и всеобщего содержания, идея это то, благодаря  чему  единичное есть именно это
Познать что-то – познать идею
Познай себя
Воспитывай разумное мышление путем  диалога самим собой  (со своим даймоном), чтобы достигнуть целомудрия – заранее не данного единства формы и содержания – состояния непротиворечивости души с собой ( противоречивы только мнения)
Истину можно взять только внутри собственной души

Три школы учеников после смерти – добровольной казни:
- мегарики в Мегаре
- киреники-гедонисты в Кирене
- киники (циники)  - собачники  в будках (конурах) как Диоген в бочке-конуре-будке

Платон
Подлинное имя Аристокл. В Афинах в роще им. героя Академа, окружавшей гимнасию (здание гимнастов),  стал учителем философии, наслушавшись размышлений (диалогов Сократа со своим даймоном)
В качестве пособий с помощью ассистентов (вкл. Аристотеля) разработал тексты диалогов строгой последовательности изложения и изучения = ступеней вхождения в философию
1. Менон – резюме сократизма
Федон, Пир, Федр – начало собственной философии на основе мифологии
2. Теэтет, Софист, Филеб, Государство, Парменид, Тимей – вводный курс в суть философии Платона, формулировка ее и выводы из этой сути. Парменид – пробный вариант для усвоения философии Платона.  Воспитание души перед познанием истины = пайдея
3. Политик. Законы, Послезакония (условно)
4. Письма. 7-е – основы философии Платона
Философия – это познание истины
Истина – это идея, идеи
Идеи обитают в уме или в особом царстве идей
Идеи – это роды и виды единичных вещей (идея – род, эйдос – вид)
Идеи – безусловные независящие от человека определения вещей и то, что их делает именно такими как и что они есть
Идеи не существуют, а только могут быть познаны умом
Источник познания истины – мыслящая душа: истина – не готовый продукт, она  спит в душе, прочно забытая, и чтобы ее познать надо активировать ум и  потрудиться вспомнить  и развить истину из себя самой

Приложение
Диалоги Платона Диалоги даны в последовательности, установленной Трасиллом (Диоген Лаэртский, книга III)

Первая тетралогия: Евтифрон, или О благочестии Апология Сократа
 Критон, или О должном   Федон, или О душе

Вторая тетралогия: Кратил, или О правильности имён Теэтет, или О знании
 Софист, или О сущем
 Политик, или О царской власти
Третья тетралогия: Парменид, или Об идеях Филеб, или О наслаждении Пир, или О благе
 Федр, или О любви

Четвёртая тетралогия: Алкивиад Первый
 Алкивиад Второй, или О молитве Гиппарх, или Сребролюбец
 Соперники, или О философии
Пятая тетралогия: Феаг, или О философии Хармид, или Об умеренности Лахес, или О мужестве
 Лисид, или О дружбе

Шестая тетралогия: Эвтидем[en], или Спорщик Протагор, или Софисты
 Горгий, или О риторике
 Менон, или О добродетели
Седьмая тетралогия: Гиппий больший, или О прекрасном Гиппий меньший, или О должном Ион, или Об Илиаде
 Менексен, или Надгробное слово
Восьмая тетралогия: Клитофонт, или Вступление Государство, или О справедливости Тимей, или О природе
 Критий, или Атлантида

Девятая тетралогия: Минос, или О законе Законы, или О законодательстве — Послезаконие, или Ночной совет, или Философ — Тринадцать Писем



Философия – наука умирать (для ощущений, чувственной жизнью, для освобождения души для мышления – рассудка (начала процесса) и разума (диалектики)
Мышление – сущность души, чувства которую только засоряют и закрепощают
Бытие души в мышлении, им она сама утверждает и л определяет свое бытие

Диалектика
Это сердце (вершина) философии Платона
Изложена в диалоге Государство (конец 5, 6 и 7 книги) и Парменид
Все существующее делится на 4 вида предметности:
Видимое
Мыслимое (умом, теоретическое)
А каждое из этих двух на
Реальное и
Отражаемое
Им соответствуют 4 вида работы души:
Уподобление (душа видит не подлинное, а отражение, тень)
Вера (прямо знаем и представляем что это за предмет, не используя чувства)
Рассудок (dianoia = рассуждение мышления от чувственного образа предмета (axios – аксиом - ценностей) и к выводам о нем из них)
Разум (episteme, fronesis = познание и понимание, диалектика = движение чистой мысли без чувственных образов к единому началу сущего, от предпосылок (гипотез)  к началу всего с целью доказать гипотезу, замкнув круг)
Диалог Пир – лестница любви:
- к прекрасным телам
- к красоте души
- к красоте права
- к красоте наук
Результат всех фор любви  - диалектический метод
Диалектика доказывает аксиомы рассудка и завершает здание науки и образования души – пайдеи
Гераклитовый единый логос для Платона есть единая идея иди единое (истина)
Диалектик тот кто способен мыслить противоречие (истина - противоречие в себе самой)
Истина познаваема и достижима в диалектике (а Сократ стремился к непротиворечивости и потому не мог понять истины) и его методе
Метод – met-odos = путь (odos) вслед (met) за тем, само осуществляет путь = Истина
Истинная действительность – мыслимый космос = единство противоположного – мировой души и мирового тела = парадигма (образец) сотворенная мыслящим богом
Единое, идея – это истинное бытие. Материя есть истинное не-бытие – сущее ничто. Это не то ничто, которого нет , а то ничто, которое есть. Бытие активно не как попало, действует с умом. Живое, разумное и деятельное единое проявляется в форме идей.
Материя – иное идеи, бесконечная – в ней самой нет предела изменению. Вещи –
различные единства идей и материи. Универсум есть всеобщее единство идей и материи, а вещи – особенные единства идей и материи.
Истинная действительность, стало быть, есть отношение трех моментов: всеобщего (единого),  единичного (многого) и особенного (единства единого и многого). Вселенная  есть логический процесс противоречия, тождественный логическому процесу мышления, следовательно, познавая истину логическим методом мы познаем сущность вселенной.
Платон подготовил всю полноту условий для того, чтобы историческое развитие  философии могло быть продолжено в чисто теоретической форме. Что и сделал  Аристотель.