Студенческая мода

Федоров Александр Георгиевич
     В период с 1967 года по 1972 я учился в СПИ (Саратовский Политехнический Институт).
 
     Вы спросите меня, как одевались студенты в то время? Извольте, отвечу на своем примере.


     Так, плащ из болоньи (марки ЛИЛЬ) у меня появился году в 1967-68. Его «достали» через проводника поезда МОСКВА-БЕРЛИН за 75 рублей, хотя за рубежом он стоил во много раз дешевле. Но у нас таких плащей просто не продавали. Плащ был длинный из тонкого нейлона глубокого коричневого цвета. Мама мне его укоротила, и напрасно, как я потом понял. Наши плащи Балашовского комбината плащевых тканей  отличались от моего плаща, как небо и земля. Толстая ткань и блеклая окраска неопределенного цвета. Да и сам покрой плаща, и его пошив был невзрачным, Плащи буквально через несколько лет вышли из моды. В 70-х я сшил из всего плаща, распоров его, большую сумку в виде пакета с ручками, которая легко помещалась в кармане.

    
      В то время мы носили рубашки из тонкого импортного белоснежного нейлона. Наши рубашки отличались несравненно более толстой  грубой тканью. У нейлоновых рубашек есть один  недостаток – они через несколько лет начинали желтеть на воротнике и, пардон, под мышками. Летом в них было очень жарко, она была плотная и не впитывала пот. Уже в середине 70-х годов они попросту вышли из моды. Я перекрасил рубашку в коричневый цвет и (винюсь…), еле  продал её через  за мизерную сумму через комиссионный магазин в городе Ершове.  Т.к. окрашенная в химчистке обычными анилиновыми красителями, нейлоновая рубашка сильно линяла при стирке.

     В студенчестве я носил брюки, которые шил в Саратове. Готовых брюк практически в нашем городе не продавали. Материал для брюк продавался в магазинах «Березка» на улице Горького и «Тканях» на Кирова или Рахова. Или я покупал готовые брюки и материал на них в Москве – билет туда стоил рублей 10 для студента, деньги на это мне подбрасывали родители. Там же я и обувь покупал – в Саратове даже на толчке трудно было достать хорошую обувь, а в магазинах и подавно. Меховые шапки вообще не продавались в магазинах открыто, даже из несчастного кролика.   А обувь в магазинах продавалась такая, что в ней стыдно было появиться на людях. Правда, она была кожаная и добротная, но некрасивая и убогая, я бы сказал. Также было с куртками и пальто.
Мир сплошного дефицита….

      Жили тогда в Саратове и свои известные портные – Симонов или Симон, который был закройщиком в ателье высшего разряда сначала на улице Горького, около гостиницы «Европа», а потом в «Дом быта» около кинотеатра «Победа». По его словам, он обшивал немецких офицеров в оккупированной Варшаве, потому и выжил.
Симонов – это человек среднего роста, с явно выраженным семитским типом лица, с характерным выговором, худощавый, сгорбленный от постоянного наклона над раскроечным столом, с редкими, зачесанными назад волосами, уже в летах.
На остановке трамвая №3 «По требованию» у Молодежного проезда работал другой чародей от портняжного искусства – Большаков, в ателье третьего разряда. Но шил отменно по моим задумкам костюмы и пиджаки. И заметно дешевле, чем Симонов.

      Ателье Большакова располагалось на 1 этаже отдельно стоящего здания, расположенного во втором ряду домов на улице Международной, слева от остановки «По требованию» трамвая №3. Большаков шил костюм с двумя примерками. Он, собственно, не шил, а был закройщиком, ему нравились неординарные вещи, как и Симону.
      Эти два закройщика были знамениты.
Вот костюм, который мне по моим задумкам  построил Большаков (см. фото). Обратите внимание на два боковых кармана на одной стороне и небольшой вырез, три пуговицы. Тогда это было модно.
      Вспомнил интересный факт. В то время готовые костюмы стоили (при равном качестве) дороже тех, которые шились в ателье. Сейчас всё стало наоборот.

      Брюки в студенческие времена нам шил немолодой частный портной. Жил он в то время на улице Вольской. Чтобы добраться до него, надо было идти от здания магазина «Дом Книги» вниз, к Глебучеву оврагу. Его частный дом находился слева на расстоянии двух кварталов  от здания.
      Кроме нас с Сашкой Маймистовым (не знаю, как узнал он этот адрес), там шили брюки студенты-машиностроители. Помню даже их фамилии – Слава Турпетко, мой ершовский приятель, и Иноземцев, сын профессора СПИ Иноземцева по прозвищу Инозя.
      Жена знакомого студента Маймистова нашла журнал «Ригас моден», где было написано, как правильно должны были сидеть брюки на бедрах и как удалять складки в различных местах. Мы на пальцах объясняли ему, где делать выточки. Для портного это было откровением, ему не приходилось раньше шить брюки с примеркой. В журнале давались методики обмера для пошива брюк. Эти методики совершенно отличались от наших. Их и было гораздо больше. Я сам видел эту картинку подгонки брюк. Это была страница журнала со схемами, не помню даже, был ли там текст, т.е. там давались рисунки пороков шитья и также схематично методы их исправления.      
      У жены Сашки Маймистова были разные знакомства по учебе, и некоторые ее знакомые были дочерями очень высокопоставленных саратовских чиновников. Именно она и принесла через своих знакомых этот журнал. У нашей элиты был доступ ко многому – и к закрытым продуктовым и товарным распределителям, где они выписывали одежду и обувь по зарубежным каталогам. Многие из них сейчас уехали за границу.

      Я, неотесанный поселковый парень, очень много почерпнул у нее в части культуры и искусства: в частности совсем неизвестной мне живописи импрессионистов, барбизонцев, академистов, прерафаэлитов, художников Возрождения и т.д., и т.п.
Она пробудила у меня общий интерес к искусству как таковому, благо в это время оно было в чести.
      На толстые литературные журналы подписаться тогда не было возможности,  а литературу по искусству – альбомы художников, книги – можно было купить только случайно или с огромной переплатой. Диски с записями хорошей классической, джазовой музыки или рока тоже продавались из-под полы в магазинах втридорога.
 
      Джинсы Levi STRAUSS  появились у нас в продаже только в 2004 году. До этого у нас носили самостроки (так назывались брюки или джинсы, которые по самодельным выкройкам мы шили сами или наши знакомые), джинсы тверской фабрики и польской фирмы ОДРА. Но этим моделям до настоящих штанов из двойного денима было как от Земли до Луны. Были, правда, РИОРДА покроя банан, но они появились уже в перестройку, я купил их в очереди в Москве, в командировке, случайно.

      Расскажу немного о джинсах. Они стоили в то время на базаре 160-180 рублей. Но даже там их в продаже практически не было. Долго я собирал эту сумму. Но джинсы так и не нашел и купил цветной мохеровый шарф  за 100 рублей, тоже страшный дефицит, но зато я и носил его более 10 лет.
Базар был рядом с Энгельским вокзалом, от которого шел поворот дороги налево. Через 1-2 остановки справа по ходу движения была большая округлая площадь – базар.
      Джинсы фирмы Milton’s появился значительно позже, в перестройку, штаны на 3++. В конце 80-х годов прошлого века я с женой их носил, качество так себе, Они сужались к низу, были недорогими, и покупал я их в базарных рядах за кинотеатром «Победа». Чего там только не продавалось в  разгар ельцинской свободы торговли! Сейчас там построили универсам ПОБЕДА ПЛАЗА.


      Кстати, от старинного вокзала с веерным депо началась узкоколейная дорога на Ершов и далее на Уральск. Железнодорожного моста тогда не было. Потом зимой стали прокладывать рельсы прямо по льду, они соединили железную дорогу от Саратова с указанной. Потому она и стала называться Рязано-Уральской. Летом же ходил паром и перевозил вагоны. Но это просто по ходу нашего разговора лирическое отступление. Я когда-то работал на веерном депо этой станции, не знаю, осталась ли она. В начале 2000-х что только не размещалось в депо…. Работал только вокзал, оттуда утром и вечером ходил какой-то локомотив с несколькими вагонами до Анисовки – литерный поезд.

 
      А свитеры мне вязала (в основном по моим эскизам) мама, одна безрукавка даже сохранилась и сейчас.


      В Москве у меня в то время жила двоюродная сестра Люся. Через нее и ее знакомых моя мама и приобрела и болонский плащ и рубашки. Мы даже ездили к ней в гости. И покупали там польскую и югославскую отличную модную обувь и немецкие повседневные дешевые (около 50 руб.) костюмы, как и костюмы фабрики «Большевичка». Приобрел я в ГУМе (Государственный Универсальный Магазин) и  зимние пальто.

      В Ленинграде я купил на преддипломной практике финскую куртку и плащ.
В общем, все или шилось здесь, в Саратове (в ателье), или приобреталось где-то в центральных городах Союза и на местных рынках, например кроличьи шапки.
В Саратове я почти ничего не покупал.
      Правда, припомнил магазин мужской одежды, который находился на улице Горького, напротив кинотеатра «Ударник». Там я приобрел итальянскую серую шерстяную рубашку с этикеткой «только сухая чистка». Не поверил,  постирал и выбросил – она села на 2 размера и вся сморщилась. Магазин размещался на углу улиц Горького и нынешней улицы Киселева. Ранее она называлась Первомайской. Сейчас там продаются светильники.
       Еще один магазин обуви и одежды был на улице Немецкой (Проспекте Кирова, а ныне Столыпина) за одним из старейших в Саратове магазине «Рыба». Он располагался у кинотеатра «Пионер», сразу за небольшим угловым кафе, где всегда подавалась свежая выпечка и горячие напитки. Напротив него в разное время были магазин «Ткани» и ювелирный. А вспомнил я его по коричневой шерстяной рубашке, дорогой, но долго носимой за 35-45 рублей, которую купил магазине в студенческие годы. Этот магазин был большой, со многими отделами. А крайним консерватории  в этом здании был спортивный магазин.

       Про "банлон" (тонкий свитер с воротом под горло) кратко расскажу историю – в конце учебы в сквере возле цирка ко мне подошел парень и попросил разрешение присесть на лавочку рядом. Разговорились…. Он был из Питера и предложил мне заняться распространением банлона – у него родственники были моряки и ходили в иностранные порты. Не помню, чем кончилась эта история, у него шел товар потоком, а нашей группе нужны были определенные размеры и цвета. Но себе белый банлон я купил.
 
       Покупать и носить хорошие добротные вещи было всегда выгодно – и вид есть и долго носится. Были бы деньги….

       Студенты одевались по возможностям своих родителей, т.к. практически никто из нас не подрабатывал. Но одежда и обувь выглядела на нас  достаточно добротно. Если уж находились совсем бедные студенты – они могли не один раз в год получить материальную помощь от профкома и ректората института по ходатайству группы через деканат.


       В общежитиях было развито заимствование одежды для вечеров танцев, каких-то мероприятий в других общежитиях или в студенческом Клубе – у нас, например, шкаф с одеждой был общим достоянием,
Я жил в общежитии №5 на Беговой улице, оно и сейчас существует. Сейчас кто там только не живет. На том этаже, где мы жили, живут теперь студенты из Пакистана. В общежитие и не зайдешь – требуют пропуск или студенческий билет.

       На углу 2-й Садовой и Политехнической улицах, в торце общежития №3 Машфака (Машиностроительный Факультет), был приемный пункт химчистки, там же был медпункт. Одежду мы заимствовали не часто, поэтому и пользовались химчисткой только тогда, когда это было необходимо по состоянию одежды, ведь и пользовались мы, в основном, пиджаками.

       Стирать в общежитии было особенно негде, там и душ то работал редко. Поэтому мы ходили в ближайшие бани, которые располагались около СПИ и Детского парка. Я возил рубашки стирать домой в двух сумках, ведь ездил довольно часто – приблизительно раз в месяц. Уезжал вечером на поезде в пятницу (автобусы в то время почти не ходили). За выходные мама стирала рубашки и гладила. Брюки и пиджаки, рубашки мы гладили в своей комнате в общежитии на столе, подстелив одеяло, через марлю, смочив ее в растворе стирального порошка – грязь переходила на марлю, которую мы и стирали. Порошки в то время назывались «Лотос», «Новость». Утюги были в общежитии, общие, надо только было их найти.


 
       Это и была студенческая мода. Она всегда зависит от возможностей студента, особенно теперь, когда появилась возможность покупать одежду даже от кутюр, были бы деньги. А некоторые студенты особенно модой и не увлекались, ходили в том, что можно было купить свободно, а не «доставать» – ушедший ныне термин. В то время все носили приблизительно одинаковую по виду малопривлекательную одежду обычно темной расцветки. А такая одежда была в свободной продаже всегда.
 
              Да, мода каждым человеком воспринимается по-своему.



        Фото автора. На фото я третий справа (в очках и с бородой).