Ткачевская Елена. Жизнь - движение точки...

Александр Бубнов
Рифма первых строк стихотворения Елены Ткачевской - Мёбиуса / плоско всё (И-рифма) - при более пристальном взгляде оказывается И-панторифмой: …тОчкИ ПО Лент[И] мЁбиуСа: / врОд[И] И ПрОсто, И плОСко вСЁ, при этом оставшаяся часть первой строки - ЖИзНь - двИЖеНИе - тоже внутренне созвучна (внутренняя И-рифма?), но отделена от остальной части первого 2-стишия иным набором звукобукв - Ж и Н.

Другой ряд неких внутренних пунктиров-рифм строится на метаграммах, как детская игра с буквами: прос-, плос-, дос-, плюс, логически подготавливающий собственно "минус" на конце 4-й строки, "не чувствуя сожалений" от такого завершения первой важной сентенции стихотворения. Такая игра хорошо скрыта, поскольку интегрируется с неигровой и не столь зарифмованной окружающей эти слова средой.

Два первых слова - словно бы эпиграф (или тема в джазе), отсылающий, например, к русскому переводу первой песни ("В путь") известного вокального цикла Ф.Шуберта "Прекрасная мельничиха" на стихи В.Мюллера: "В движеньи мельник жизнь ведёт, в движеньи!.."… После заявки темы, она - по законам ДЖаЗа (ср. ДвиЖеНье / ЖиЗНь) - варьируется уже с первых строк, в образах ленты Мёбиуса, дающей всему стихотворению интеграцию тропов, семантически объединяющих две стороны ленты в один путь, затем возвращая разработанную тему из метафизических разработок в физический факт свойств ленты Мёбиуса как таковой, сохраняющей, тем не менее, свою тайну ("потусторонность"), при всей своей математической "открытости" и несложности…

Рифмовка стихотворения тоже подобна джазовой пьесе - первое условное 8-стишие (И-строфоид?) имеет схему рифмовки aabcdcdb; и после своеобразной разработки в средней части, теряя рифму, стихотворение к концу утверждает более точную рифму, усиливая её близостью соседних строк (осенней / Вселенной - более точная рифма, в данном контексте не относящаяся к типичным И-рифмам). Все эти женские клаузулы дают ощущение зыбкости и перетекания звуков, будто это уже лента особых мёбиусных звукоритмов, когда заударная часть - как эхо, как оборотная часть ленты. Конечно, в противовес должен быть хотя бы маленький островок мужской клаузулы, и он появляется, причём, в виде весьма тонкой по исполнению разноударной И-рифмы - кООРдИнаТ / гОвОРИТь. Мужская клаузула соотносится с существительными-образами мужского рода - там и Танец, и некий Непосвящённый… Впрочем, И-качели снова возвращаются к женским клаузулам и существительным-образам женского рода - всё та же Лента, Берёзка и, наконец, Вселенная… Причём, эта музыкальная реприза - по всевозможным параметрам - соответствует строгим законам джазового "стандарта", задавая "стандарты" гармонии художественной речи И-стиха, которая в своей свободе действительно часто подобна джазу с его неровным волнительным интегральным дыханием… P.S. …А случайно ли 2-е слово стихотворения созвучно предпоследнему?..

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2022.

=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Елена ТКАЧЕВСКАЯ

***

Жизнь - движение точки по ленте Мёбиуса:
вроде и просто, и плоско всё,
но меняется ощутимо доступ к свету;
плюс, не чувствуя сожаления, превращается в минус,
и удача, меняя обличие, оборачивается неудачей,
каждый новый круг не преминет
вопрос переиначить
иль поменять ответом;
точка, линия, плоскость
осваивают пространство,
а когда не хватает объёма -
изгибается плоскость отчаянно
и становится облегчённым
путешествие в потусторонность.
Ох, откуда доверчивость эта
к ленте замкнутой
в танце смены координат?
Может только непосвящённый говорить,
что ему всё понятно,
у остальных же при этом лихо
пропадают привычные смыслы
считать берёзки в роще осенней,
если слышно дыханье Вселенной
в каждом круге.

2019, 2022

ТКАЧЕВСКАЯ Елена Петровна
Живёт и работает в Москве, член СП XXI века, кандидат химических наук, доцент, заместитель руководителя ЛИТО Центрального Дома учёных РАН, участник литературного клуба ЦДЛ «Московитянка», литературного клуба «Мир внутри слова». Автор книг стихотворений «55 Стихо Творений» (2013); «Зимостишие» (2015); «В поисках времени года» (2017); «Стиха свободная стихия» (2021), «Улов искомых слов» (2023). Имеет литературные награды, публикуется в сборниках, альманахах, газетах и журналах, на сайте «ЛИТО на Пречистенке», на интернет-порталах «Читальный зал», «Журнальный зал».
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
=
© Ткачевская Е.П., стихи, 2019, 2022.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, 2022.