Влад ПRЯхин. Новый тупик

Александр Бубнов
В этом ироничном стихотворении Влада ПRЯхина акцентируются цифры, автор с ними играет, с их смыслами и "безсмыслами"… Актуализируется сам по себе цифровой символизм, а цифры естественно ассоциируются с точными науками, в том числе и в нашем контексте - со словом "интегральность". В двух строфах представлены два вида прямой речи. Сначала собственно цитата - речь по телефону, видимо. После этого - комментарии после услышанного, обращённые - интегрально - и к самому себе, и к читателю одновременно. Эти комментарии переходят постепенно в философские обобщения, превращая в финале реальный вокзальный тупик в тупик символический. Определение "новый" дополняет ироническую интонацию, которая оттеняет тривиальность этого символизма, упреждая возможные обвинения в этой тривиальности. Более того - появляются новые оттенки сюжета и смысла - вплоть до тупика отношений с любимым человеком (оттенки жанровой интегральности). Автор позиционирует своё стихотворение как лёгкую вариацию (VERSИИфикацию) старой темы, как ещё одно наблюдение "из жизни", как очередной пример в длинном ряду банальных сравнений того или иного пути с тупиком… И тут надо отдать должное автору, который удержался (не столь важно, по какой причине) от прямого употребления в тексте слова "ПУТь", в котором видится корневая палиндромия с "ТУПиком". А ведь слово "путь" обрело бы в вокзальном контексте по меньшей мере двойной - опять же, объединительный, интегральный - смысл (путь друг к другу / путь как термин, как платформа на вокзале). Но в то же время, по этой же причине, и - в совокупности, интегрально - по причине своей рифмо-фонической близости с заглавным словом "тупик", слово "путь" должно продуцироваться - неявно, ассоциативно, пунктирно, мерцающе - в голове читателя… И в этом тоже "фишка" этого И-стихотворения… Мейнстримовские для И-стиха вариации длины строки сочетаются в стихотворении автора - уже традиционно для И-стиха - с интеграцией в одном небольшом стихотворении сильной рифмы (тупика / строка / тупика), ассонанса (не было / 3-го), квази-рифмы - рифмоида? - с совпадением заударной части (меняется / появился), а также очень далёкой рифмы-отзвучия - меня / меняется… И все эти рифмы - тоже традиционно и характерно - ощущаются в И-стихах естественным наполнением свободно развивающейся поэтической речи. Авторское полу-отсутствие пунктуации - это тоже - вполне оправданные здесь - интуитивные игры в интегральность, пробы пути - блуждание по экватору графического воплощения планеты Поэзия с её полюсами "соблюдение строгих орфографических норм / вольность авторской орфографии". Vlad ПRЯхин пишет в одной из соцсетей (по другому поводу, но по своим текстам книги "Внутренний ветер"): "…видимо, это результат работы подсознания, скрытого "считывания" информации…"

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2022.

P.S. Тенденции и особенности И-стиха, аналогичные рассмотренным, наблюдаются также в других стихотворениях автора, приведённых ниже в подборке.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Vlad ПRЯхин


НОВЫЙ ТУПИК

- привет, дорогая!
я отправляюсь к тебе из 5-го тупика
уже дважды объявили по вокзальному радио
и на экране об этом бегущая строка

да, из 5-го ещё ни разу не было
обычно из 3-го
или хотя бы 2-го тупика
но всё в жизни меняется
старое исчезает и возникает новое
вот и он появился -
новый тупик

2018



ПАДЕНИЕ ИММУНИТЕТА

ночью у Банина упал иммунитет
удар был не очень громким
и соседи не проснулись
но глядя на стеклянные
похожие на брызги осколки на полу
Банин понял
что с иммунитетом покончено

он лежал, глядя в потолок
и чувствовал
как террористические отряды стафилококков
и стрептококков
шигелл и сальмонелл
обступают его со всех сторон
и готовятся к штурму
а когда он, наконец, уснул
то во сне плавал в вязкой среде
среди патогенных организмов
и огромные, шарообразные
похожие на морские мины вирусы
притягивали его к себе
и пытались удержать своими присосками

утром Банин взял веник
сгрёб осколки иммунитета в совок
и беспристрастно выбросил в мусорное ведро
пытаясь приучить себя к жизни с ещё одной
очередной потерей

позже
когда на кухне Банин
поднял чашку с кофе правой рукой
его левая рука внезапно остановила правую -
микробы и вирусы вели локальную войну между собой
внутри Банина
используя его тело как полигон

не теряя оперативной инициативы и тут
Банин тотчас ухватил чашку левой рукой
и быстро допил кофе
пользуясь временной победой анаэробов

2020



СОН ТИТАНА

сон Титана размером с озеро
но ему тесно и в этом пространстве
видения выплёскиваются на берег
стекают по песку обратно
оставляя на нем тёмно-синий и липкий след

что ему снится?
то вскипает поверхность
то на ней возникает воронка:
мала озёрная глубина для титанических снов
и сон сверлит скальные породы дна
пробивается  внутрь земли

вот и сам Титан
лежит, спящий, на берегу своего сна
он заслоняет собой солнце
но сон Титана больше него
и Титан прикрывает  лицо ладонью
заслоняет себя от своего сна
как от ослепительных лучей
или от вспышки взрыва

или от взгляда циклопа?

похоже
ему снятся кошмары!

а что ещё может сниться
давнему пленнику бездн?

2020



МОЛЧАЩИЙ

итак
он в себе поселил
речь молчания
и узнавали о происходящем
из тишины
листья падали и не возвращались
шел дождь
вода многозначительно замерзала
облако надвое разрезало небо:
молчание знает
как говорить
не произнося слов
и узнавали о том
о чем хотели услышать
но было не принято обсуждать
слушали то
о чем невозможно сказать
слушали всюду
и просили ещё
так он молчал
и не умели остановить его молчание
которым он говорил
и учил других
слушать молчание
и говорить его языком
и одни слушали
а другие приходили в ярость
но не знали
как это запретить
а трава высыхала
и мелели реки
и вместе с ними молчали
выбросившиеся на берег киты
и о других вещах его молчание сообщало
о  тех вещах
имена которых изъяли из языка
тогда враги его
стали затыкать  уши
но тишина разъедала их изнутри
одевшись в чёрный бархат
как смерть

2021



eius  phobia

- дважды я превращался в дерево
и дважды меня возвращал страх
оказаться спиленным -
так начинает он свой рассказ
и произносимые им слова подхватывают его
берут под руки
встряхивают
и на землю падает жёлтый лист

- да, и видение осени -
продолжает он -
страх наступления холодов:
однажды я уже замерзал

и ещё боязнь высыхания
я помню эту жару и сухость
постоянное желание пить
я представил, что вместо губ у меня будут корни
и они, растрескавшиеся и кровоточащие
будут искать в темноте
край стакана
и не находить
а когда найдут
он окажется пустым

может быть лучше сразу стать последствием
совершенного насилия
а не претерпевающим процесс?
сразу стать пнём
сухой веткой
или прелой косточкой
из которой уже ничего не прорастёт

я думал об этом
пока не узнал
что руки мёртвых растут из их тел
даже если были утрачены до казни
или в момент её совершения
и что каждое дерево имеет своего двойника
растущего в небытие:
каждые 10 сантиметров вверх
это 10 маленьких шагов к своему завершению:
дорога вверх параллельна реке времени
невидимой в темноте

потому берёзы в тундре так не торопятся с ростом
что даже успевают внутри себя окаменеть

нет, наяву
деревом быть я не хочу

2021

=
Vlad ПRЯхин
Поэт, прозаик, переводчик, издатель. Родился в Туле. Живёт в Подмосковье. В советское время активно печатался в самиздате, выпускал самиздатовский журнал поэзии и прозы "Идеалист". С 1992 г. стихи, заметки и статьи публиковались в журналах, альманахах и периодических изданиях Москвы, Подмосковья, Тулы и др. городов России (газ. "НГ-Ex Libris", журнал поэзии "Плавучий мост", эл. ж. "Сетевая Словесность", "Лиterraтура", "На середине мира", "Артикуляция" и др.), Латвии, Польши, Германии, Израиля, США и Канады (в переводе), автор десяти поэтических  книг и книги прозы, с 2012 г. - редактор и  издатель международного альманаха литературы и искусства "Среда" (в настоящее время "Тонкая Среда"), основатель одноимённого сетевого ресурса (sreda1. рw). В последние годы занимается экспериментами в области психологии творчества, создания поэтического метаязыка, сюрреалистической, абсурдистской и фантастической прозой. Член Союза российских писателей и Московского союза литераторов (МСЛ). Лауреат премии "Золотое перо" (2012), шорт-листер премии "Московский наблюдатель" (2020), дипломант Международного фестиваля поэзии в Туле (2014), ряда других фестивалей и конкурсов. Тексты переводились на английский, немецкий и польский языки.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
=
© Vlad ПRЯхин, стихи, 2018 ... 2021.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2022, 2023.