Вязмитинова Людмила. Апокалипсис...

Александр Бубнов
Трёхстишие Людмилы Вязмитиновой определяется как Интегральное по простой и достаточной здесь причине: рифма ап[а]КА'липсис / каКА'[йа]*, при астрофичности и нерегулярности метра. Факт интегральной формы подкрепляется другими показателями и уровнями: происходит интеграция фактического центона с оригинальным новым содержанием (по принципам холизма и эмергентности), причём каждая из трёх строк разворачивает нарратив и эмоции в неожиданную сторону: разговорно-философская и одновременно иронично-пафосная интеграции композиционно подкреплены "разностью потенциалов" на уровне фоники - начальные [а] сменяются к концу настойчивыми ['э]. Каждая из трёх строк вполне самостоятельна и в семантическом плане имеет множество аллюзий… Малая форма, центонность, расхожесть фраз, аллюзии - всё это снижает потребность в метроритмическом анализе каждой из строк этого трёхстишия: вполне достаточно того, что строчки не повторяют друг друга ни в плане метрики, ни в плане силлабики. Например, трактовка 1-й строки (отдельного слова-предложения "Апокалипсис") как "кольцовского пятисложника" выглядела бы излишне скрупулёзной, искусственной, не вполне понятной методологически…

Миниатюра Людмилы Вязмитиновой написана автором в последний год десятилетия "десятых" - в 2019 году. Это последний год эпохи перед наступлением напророченных в этом трёхстишии "перемен" - прежде всего, имеется в виду пришедший в 2020 году ковид, от которого уже в 2021 году не смогла уберечься ушедшая от нас Людмила Вязмитинова…

"...именно на этой страничке Антологии можно в яркой степени ощутить универсальность И-стиха как синтеза многих составляющих из огромного арсенала, наработанного русской поэзией…" (цитата от 25.08.2020, юбилейный день рождения Людмилы Вязмитиновой; цитируется комментарий составителя данной Антологии к двум стихотворениям на странице Людмилы Вязмитиновой; страница была создана в этот день в качестве подарка автору в контексте электронной версии "Антологии Интегрального стиха"; вся эта версия включает в себя 19 авторов (по состоянию на 01.01.2022) и размещалась в 2019-2020 гг. на сайте "Антиподы" Татьяной Бонч-Осмоловской (Сидней, Австралия) - филологом и поэтом, участницей всех трёх "Интегральных чтений", давшей этим чтениям именно такое название в феврале 2019 года).

В итоге, на примере этой подборки Людмилы Вязмитиновой мы замечаем не одно и не два интонационных поднаправления И-стиха (как у других авторов Антологии), а сразу три, связанные с минимализмом, центонностью, прозаизмами...

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2022.

*примечание 03.01.2023:

Игорь БУРДОНОВ:
Кроме указанной тобой рифмы мне слышится ещё рифмовка второй строки и началом третьей: РАдоСТь-То кАкАя / нАСТАлА поРА. Можно ли сказать, что здесь три рифмы: Р-Р, АСТ-АСТ, АА-АА?

Александр БУБНОВ:
Я бы разделил твою находку на пары: какая / настала (стыковая ассонансная рифма), радость / пора (внутренняя рифма). А в целом что-то типа рифменного хиазма или рифменной словесной палиндромии!.. Настолько оказались спрятанными такие созвучия, что не сразу заметные даже при анализе... Предполагаю, что доминанта  интонационно-семантическая отчасти отвлекает или мешает сосредоточиться на формальных нюансах - настолько контрастны 2-3 строки в этом плане.

Игорь БУРДОНОВ:
А вот это мне кажется важным. Мешает сосредоточиться при анализе. Но восприятие стиха всегда интегрально: может быть, грубо говоря, интонационно-семантическая часть попадает в сознание, а звуки-ритмы попадают в подсознание. Читателю/слушателю может нравиться (как в данном случае) и то и другое, что создаёт интегральный эффект восприятия много больший, чем если бы ему нравилось что-то одно.

Александр БУБНОВ:
Да, точными нюансами ты дополнил наши тезисы! Спасибо!


P.S. Тенденции и особенности И-стиха, аналогичные рассмотренным, наблюдаются также в других стихотворениях автора, приведённых ниже в подборке.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Людмила ВЯЗМИТИНОВА

***

Апокалипсис
Радость-то какая
Настала пора перемен

2019


***

Сухой закон
Увеличивает количество параллельных миров
Сухой мокрого не разумеет

(не позднее 2019)


***

Чашечку чая?
Улыбнитесь…
Нет, это не борода Бога,
это дым из трубы промышленного предприятия.

Плывёт аромат чая.
Стучит сердце.
Стучит компрессор за стеной соседнего здания.

Улыбнитесь…

(не позднее 1998)


***

если тебя загнали в угол
измени угол
зрения
геометрический узор
возможностей пространства
пространства возможностей
меняется
в плоскости зрения
с точки зрения

(не позднее 2017)


***

выхожу один я
ты выходишь один
он выходит один
он выходит один
он выходит один…

выходим по одному
и входим по одному
такое вот броуновское движение
эпохи самоизоляции

в этом мире мы нереальны друг для друга
в этом мире мы нереальны
этот мир нереален
он - без-zoom-ен

выхожу один я
из нереального без-zoom-ного мира

я вхожу в мир zoom-а
ты входишь в мир zoom-а
он входит в мир zoom-а
он входит в мир zoom-а
он входит в мир zoom-а…

в том мире - мире zoom-а
мы реальны друг для друга
проявляясь в рамке окна в тот мир
кто - по пояс
кто - в портретном варианте
кто - рисунком аватара
кто - лицом в анфас во всё окно в тот мир

выхожу одна я на дорогу
входа в тот мир - мир zoom-а
единственный ныне реальный для мы
тот мир
мир поэзии
мир дружбы

не хочу выходить
в этот мир
без-zoom-ного одиночества
без-zoom-ной пустоты

без-zoom-ству храбрых поём мы песню!


(май 2020)



ПАМЯТИ ПОЭТА И ЛИТЕРАТУРНОГО КРИТИКА ВЛАДИМИРА ГЕРЦИКА

И вот стою я, уже почтенных лет от роду,
поэт и литературный критик
(так именуется моя персона в биографических справках,
опубликованных во множестве бумажных и сетевых изданий),
стою в одном из ритуальных залов ЦКБ г. Москва
(родного любимого города, столицы всё ещё огромной страны)
в средней величины толпе прощающихся с покойником,
процентов на тридцать состоящей
из таких же поэтов и литературных критиков
(также поименованных таковыми в тех же изданиях),
прозаиков не наблюдается -
видимо потому, что стоим мы на церемонии прощания
с Владимиром Герциком, поэтом и литературным критиком,
широко прославленным в узких кругах как любитель поспорить
и адепт пресемантизма - теории, автором которой является он сам,
поэтому тайна этого термина ушла вместе с ним.

Обстановка для церемонии прощания несколько необычная:
около гроба нет священника, в подсвечниках нет свечей,
сам гроб, в котором лежит покойный поэт и литературный критик,
не обит тканью и выглядит, как ящик из досок,
используемый для доставки - теперь я знаю, что и людей,
по крайней мере, усопших.
Всё это, видимо, потому, что усопший был буддист,
как я узнала на той церемонии прощания.

Поэтому в толпе прощающихся стоит человек в оранжевых одеждах.
Он говорит, что усопший ушёл из жизни в день большого праздника,
и это благоприятно для его посмертной судьбы.
Я не удивляюсь этому: покойный был, хоть и непримиримый спорщик,
но доброжелательный, весёлый и лёгкий на подъём человек.
И на фотографии, принесённой в ритуальный зал,
он смеётся - так, как умел смеяться только он - одними глазами.

И я вспоминаю, как в ныне легендарное время на рубеже 80-х и 90-х
он бодро вёл группу приобщающихся к новой тогда литературе
- в их числе была и я -
по советским дворам в районе метро "Академическая"
в литературный клуб "Образ и мысль",
ныне забытый, а тогда прогрессивный,
открытый - шутка сказать, - самим Эпштейном,
вскоре эмигрировавшим в Штаты.

А в последний раз я видела живого Владимира Герцика
два года назад - мы плелись с ним в хвосте растянутой колонны,
во главе которой бодро шёл поэт и культуртрегер Данил Файзов,
ведущий группу разного возраста поэтов и литературных критиков
к месту празднования дня Победы в подмосковном посёлке Дунино.
Мы обсуждали с Герциком некоторые аспекты теории пресемантизма,
и привычно спорили о взаимодействии науки и искусства.
А потом в числе прочих собравшихся на праздник Победы в Дунино
вкушали гречневую кашу, приготовленную полевой кухней,
а ещё потом, в числе прочих поэтов и литературных критиков,
читали стихи - свои и не свои.
Он, помнится, читал свои, а я - не свои.
И я спорила с ним и не знала, что вижу его живым в последний раз.

И в ритуальном зале, который казался голым
без горящих свечей и пышной обивки гроба,
под время от времени звучащую тихую музыку
читались стихи, стихи, стихи…

И на поминках, состоявшихся в научном учреждении,
расположенном на задах Министерства иностранных дел,
в котором покойный до конца своих дней служил математиком,
читались стихи, стихи, стихи…
Их читали пришедшие помянуть Владимира Герцика -
не только сотоварищи по литературному цеху,
но и его сотоварищи по математике и буддизму,
и по артпсихологии -
на поминках выяснилось, что он был ещё и артпсихологом.

И когда я выбиралась из переулков на задах МИДа
к станции метро Смоленская-синяя,
торопясь на организованные мною поэтические чтения,
в ушах у меня звучали стихи, стихи, стихи…

И уже подходя к метро я увидела праздничную процессию,
славящую буддийский праздник,
в первый день которого умер поэт и литературный критик
Владимир Герцик.
А у самого входа в метро я купила веточки вербы,
поскольку в тот день была Вербная суббота,
и - редкая удача - у той же продавщицы недорого купила платье,
которое, как мне потом говорили, мне очень к лицу.

Вечная тебе память, поэт и литературный критик Владимир Герцик!
Хоть я и не верю в вечную память.
Но пока буду жить, буду помнить тебя,
одного из героев литературных как 90-х, так и последующих лет,
сотоварища по команде молодости нашей.
Хотелось бы свидеться с тобой в литературном раю,
и читать там стихи, стихи, стихи…

(апрель 2019)


ИЗ СТЕНОГРАММЫ
«МАЙСКИХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ» 
29.05.2020
(онлайн-чтения, День Второй из цикла
"В. Л.А.Б.оратории слова",
кураторы: В.Л. - Вязмитинова Людмила, А.Б. - Александр Бубнов)
http://youtu.be/MF7I9DRcBK4

«…Я думаю, мы достаточно чётко определили место Интегрального стиха в современной поэзии, и разговор получился. И я бы всё-таки ещё раз повторила, подытожила… Ко всеобщему мнению всё-таки пришли, что это один из терминов, который был как бы запущен в производство, и как он дальше себя поведёт… А самое главное, оплодотворит ли он авторов, и начнёт ли какое-то количество авторов отдавать себе отчёт, что они делают в данном случае, и, может быть, это подтолкнёт их к написанию стихов в сторону И-стиха, или они осозна'ют, что некоторые стихи, которые они пишут, это И-стихи… Это будет уже большая заслуга Александра Бубнова, который, я уверена, ещё напишет не одну книгу комментариев, найдёт ещё огромное количество Интегральных стихов, и всё это с неослабевающим энтузиазмом, который меня удивляет безмерно…

Должна сказать – и надеюсь, что это послужит итогом нашей дискуссии, – что когда я в последний раз присутствовала (по нынешним временам, может быть, это и будет последним) на семинаре по стиховедению… Выглядело это примерно так… Народу набралось много, было человек 30, выходил участник, писал на доске текст современного автора, которого ему хотелось представить, и 30 голов и умов начинали говорить, а что же это за форма стиха… да, похоже на растянутый тактовик, какие ещё будут мнения?.. И это говорят великие теоретики. То есть высказывалась сумма мнений, какая же форма этого стиха... То есть вот до этого мы уже дошли… Если раньше были там… твёрдые формы… дольник… то сейчас уже не разбери-пойми вообще… И на этом фоне ещё и Интегральный стих… тоже можно чесать в голове и говорить – а вот это похоже на то… а это растянутый И-стих, да?..
Вот в таком положении мы сегодня находимся… Кто во что горазд… Действительно, как хочу, так и пишу… А теоретики пускай ломают себе головы, что это – растянутое или сжатое… Что-то вроде разгадывания ребуса, такую увлекалку мы себе нашли…»

Людмила Вязмининова


ВЯЗМИТИНОВА Людмила Геннадьевна (25.08.1950 - 14.07.2021)
Поэт и литературный критик. Родилась в Москве. Окончила Литературный институт им. А. М. Горького (2000, семинары: поэзии - Игорь Волгин, критики - Владимир Гусев). Член Союза писателей Москвы, Московского союза литераторов (российский союз профессиональных литераторов, РСПЛ), в котором возглавляла секцию поэзии, и русского ПЕН-центра. Куратор лит. клуба "Личный взгляд". Книги стихов "Пространство роста" (М., 1992), "Монета" (М.: ЛИА Р.Элинина, 1997), "Месяцеслов" (М.: Стеклограф, 2017), сб. статей "Тексты в периодике" (М.: Классики XXI века, 2016). Публиковала критические статьи о множестве выдающихся авторов и событий современного российского литпроцесса в жур. "Новое литературное обозрение", "Знамя", "Новый мир", "Дружба народов", "Арион", "Урал", "Крещатик". На основе цикла совместных выступлений на "Радио России" в передаче Дмитрия Воденникова "Своя колокольня" в соавторстве с Андреем Цукановым выпустила сборник эссе о современной литературе "Tempos deliberandi. Время для размышлений" (1998). Председатель жюри поэтического двоеборья "ЗвукоБуква" (Москва, 2020 / Курск, 2021).
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Вязмитинова Л.В., стихотворения, 1998 ... 2020.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2022.