Человеческий фактор

Лидия Калашникова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Давно это было: во времена СССР.
Избрали меня народным судьей в одном из дальних районов Горного Алтая. Сейчас не все знают, что в судах во времена СССР работали народные заседатели и народные судьи. Это значит, что избирали их.
Выборы народных судей в тот год были одновременно с выборами депутатов местных. Был прекрасный летний день, а в понедельник уже надо быть на новой работе. К тому же накануне я уже уволилась с прежней работы.
Судья, что работал в этом районе прежде, уже уехал к новому месту службы, а дела судебные были им назначены ранее.
Типовое здание сельского суда было неподалеку от гостиницы, где я остановилась.
Был ли у меня опыт работы судейской? Почти ничего. Была в городе народным заседателем и меня один раз приглашали для исполнения этой обязанности на пару недель. Ну, и просто бывала в суде не раз, в том числе во время учебной практики, когда училась на юридическом факультете университета. Но быть сторонним наблюдателем, человеком, который непосредственно в суде мало что значил, это одно, а быть человеком, на котором ответственность за судьбы людей – это совсем другое.
Накануне я приходила в суд, видела сотрудников, который белили стены обычной известью, так, как было принято в те годы, дома.
Утром в понедельник я так же зашла в канцелярию и уже оттуда в тот кабинет, в котором мне предстояло работать. Стол, стулья, шкаф с книгами и металлический шкаф, выполнявший роль сейфа. Получив у секретаря уголовное дело, назначенного в этот день для рассмотрения, я уселась в кабинете, знакомиться с документами небольшого по объему дела. Волей случая: обвинение в «Заражении венерическим заболеванием».
В назначенное время я вышла из кабинета в зал судебного заседания вместе с народными заседателями, приглашенными канцелярией и секретарем судебного заседания Наташей. Это была худощавая, голубоглазая девушка, которая уже имела опыт, работая с судей, тем, кто работал здесь в суде ранее. С ней мне предстояло в дальнейшем проводить много времени и познакомиться ближе.
В зале уже был подсудимый. Алтаец в возрасте лет 35, невысокий, сухощавый. Рядом сидела потерпевшая. Алтайка примерно того же возраста. Мне показалось, что они чем-то похожи друг на друга.
История оказалась незамысловатая. Мужчина пришел, на стоянку, где работала потерпевшая, в поисках работы, чтоб помогать смотреть за стадом овец. Весной идет окот и лишние рабочие руки необходимы. Даже школьников привлекали в помощь для ухода за молодняком. В то время я конечно, мало об этом знала.
Остался мужчина на этой стоянке, добросовестно работал. Считай, что жили на стоянке день и ночь. Сблизились не только по работе, но и как мужчина и женщина, стали жить как муж и жена.
Теперь уж и не помню, что за заболевание появилось в результате их близости, но пришлось женщине обратиться к врачу. А врач обязан был в таких случаях направить сообщение в правоохранительные органы.
Парочка по-прежнему жила вместе в гражданском браке, как принято говорить сейчас. К моменту суда они ожидали рождения ребенка, ведь прошел не один месяц с момента обращения к врачу.
Что делать суду в такой ситуации? Факт заражения и наличие венерического заболевания имеется, причина изложена в материалах уголовного дела. Оснований для оправдания нет. Не помню, какой был приговор. Наверное, без лишения свободы, да и по данной статье не предусмотрено было строгого наказания, тем более умысла у обвиняемого не было. Скорей всего и сам не знал о том, что где-то заразился.
Потом из года в год было еще много дней и месяцев, прошли годы, но эта пара и сейчас у меня перед глазами.
Случались и другие судебные дела, когда я оказывалась в ситуации, подобной этой. Нужно было быть, прежде всего, человеком, а уж потом профессионалом своего дела, ведь перед тобой люди и жизнь их такая, которую ты видишь каждый день, знаешь, понимаешь, потому, что живешь рядом, а порой и была знакома с ними, как с односельчанами.
Конечно же, во время работы приходилось абстрагироваться, чтоб сохранять объективность, непредвзятость, быть над ситуацией, с которой сталкиваешься. В этом помогают профессиональные знания и опыт, который постепенно накапливался.
Но человеческий фактор неизбежен. Я думаю, что это хорошо и необходимо в любой работе с людьми, независимо от того, что это за работа. Так уж случилось, что до работы судьей и после, моя работа всегда была связана с людьми. Человек должен оставаться человеком. Нас так воспитывали в СССР и в семье, что главное – быть человеком.