Шеф-повар о звуках трапезы в русской музыке

Чим Самоварр
В 1838 году Михаил Иванович Глинка начал работу над оперой «Руслан и Людмила». Работа шла медленно, опера увидела свет только в 1842 году, и в течение этих лет много чего произошло в жизни композитора, но один эпизод не может не волновать моё поварское сердце.

«Одна из главных тем увертюры к «Руслану и Людмиле» пародирует стук ножей и вилок на свадьбе дочери Николая I великой княгини Марии Романовой. Мелодию композитор придумал на церемонии бракосочетания. Он вспоминал: «Во время обеда играла музыка, пел тенор и придворные певчие; я был на хорах и стук ножей, вилок, тарелок поразил меня и подал мысль подражать ему в интродукции «Руслана», что мною впоследствии выполнено».

Увертюра эта очень популярна, я знаю её на слух с детства, и никогда при этом не думал о звуках, издаваемых столовой утварью. И вот, прочитав эту запись автора, я стал соображать, что же он имел ввиду. Думать долго не пришлось: это уже самые первые аккорды с ритмом там-тамтамтам- тамтамтам, и ещё два раза так же. В дальнейшем этот ритм повторяется и в других местах увертюры. Конечно, чтобы выделить это из общего шума трапезы высшего общества, понадобилось тонкое ухо и фантазия великого композитора.