Статьи о кошках - Персидские мотивы - 5

Заринэ Лоренцовна Арушанян
(первоначальный вариант текста статьи, опубликованной в журнале "Мой друг КОШКА" №2-2011 г., Москва)

Статьи о кошках - Персидские мотивы - 5

ВЕЧНЫМ ЖАРОМ ЛЮБВИ ОДОЛЕЮ Я СМЕРТЬ

Вечным жаром любви одолею я смерть, удержу бытие.
“Диван”, Шамсиддин Хафиз (1325 - 1389)

Поправив здоровье, 1 октября 1621 г. Пьетро вместе с молодой женой и Марией направился к побережью Персидского залива, так как из-за участия в битве против турок и дружбы с персидским двором, Пьетро не мог вернуться в Италию по территории Османской Империи. В своих письмах Пьетро рассказывал другу, что Маани любила животных, особенно лошадей, а также собак и кошек. Маани любила скакать на своем арабском скакуне золотисто-гнедой масти по кличке Дервиш, а любимого кота Маани звали Замбор. Это был большой и толстый кастрированный кот, отличавшийся хорошими манерами, которого она очень баловала.

Биографы Пьетро Делла Валле указывают, что в период проживания в Исфахане у Пьетро появилось восемь персидских кошек, которых Пьетро, оценив их красоту и грациозность, решил привезти в Италию. Оказалось, что эти кошки очень ручные, поэтому их держали в доме, а Маани даже разрешала им лежать на кровати. Пьетро писал, что его тесть специально оставлял с вечера лакомые кусочки мяса, чтобы с утра угостить им кошек. У каждой кошки была своя кличка. Тесть Пьетро высоко поднимал очередной кусочек, называл кошку и та должна была подпрыгнуть, чтобы получить лакомство. Вначале Пьетро сомневался, сможет ли довести кошек до Италии, но потом узнал, что португальцы в клетках вывезли этих кошек в Индию.

Воспользовавшись опытом португальцев, во время путешествия Пьетро содержал кошек в клетках. По дороге из Исфахана клетки с кошками на специальных носилках помещались на верблюдов. Однажды во время ночного перехода носилки упали, и хотя, к счастью, никто из кошек не пострадал, Замбор, испугавшись падения, выскочил из клетки и убежал в горы. Чтобы не терять из виду место, куда сбежал кот, решили заночевать под открытым небом. Кота долго искали, и наконец, утром Пьетро нашел его на склоне горы, по мяуканью, которым Замбор издалека приветствовал хозяина.

В течение 1622 г. Пьетро и Маани посетили руины Персеполиса и Шираз, а оттуда направились к берегу Персидского залива. Но в конце 1622 г. Маани заболела лихорадкой, потеряла ребенка, которого носила под сердцем и 30 декабря 1622 г. умерла. Пьетро Делла Валле был потрясен её безвременной кончиной. Кроме того, он сам заразился той же болезнью, от которой умерла Маани. Тем не менее, он решил, что, будучи христианкой, Маани не может быть похоронена в земле «неверных», поэтому он решил перевезти тело Маани в Рим.

Находясь в Египте, Пьетро обучался там бальзамированию, поэтому он забальзамировал тело жены, положил в специальный гроб и возил с собой вплоть до возвращения в Рим. Узнав, что английские корабли находятся в гавани острова Ормуз, Пьетро направился туда и в начале 1623 г. на английском корабле «Уэйл» Пьетро отплыл в индийский порт Сурат, а оттуда в португальский колониальный город Гоа.

Через два года путешествия по Индии, после бесед с индийскими набобами и браминами, посещения индуистских храмов и долгого блуждания по базарам и лавкам в поисках редких вещей и книг, в январе 1625 г. Пьетро приплыл в Маскат, затем через пустыню добрался до Алеппо и продолжил морское путешествие на французском корабле. В феврале 1626 г. он прибыл Неаполь, где его встретил Марио Скипано и другие старые друзья. 4 апреля 1626 г. после почти двенадцатилетнего отсутствия Пьетро вернулся в Рим, войдя в своё палаццо через боковую дверь, как подобало вдовцу.

Вскоре после возвращения в Рим Пьетро Делла Валле был торжественно принят в Ватикане Папой Урбаном VIII, который удостоил его почетного звания папского управляющего. Радушный прием оказали Пьетро в Академии, в которой он когда-то состоял. Хотя современники называли его «Il Fantastico» - «Фантастический», Пьетро всегда подписывался «Il Pellegrino» - «Пилигрим».

В 1627 г. в родовом склепе рода Делла Валле в Базилике Св. Марии - Санта-Мария-ин-Арачели (Basilica di Santa Maria in Ara coeli) (название которой переводится, как «небесный алтарь»), находящейся на вершине Капитолийского холма в Риме, Пьетро устроил Маани пышные похороны, на которых присутствовали 24 кардинала и большое количество народа. Пьетро написал прощальную речь, а римские поэты сложили стихи по случаю похорон прекрасной Маани, которые были изданы отдельной книгой в 1627 г. Всю последующую жизнь Пьетро хранил память по так рано усопшей Маани.

В Риме он женился, как обещал Маани перед смертью, на её приёмной дочери Марии Тинатин ди Дзиба (Maria Tinatin di Ziba), которая после смерти Маани осталась на попечении Пьетро и была его верной спутницей в путешествии, а в браке родила ему четырнадцать детей. Дальнейшая жизнь Пьетро Делла Валле прошла спокойно и завершилась в Риме 21 апреля 1652 г.