Карандаш

Варлаам Бузыкин
Фото из Интернета


          Учась в третьем классе, я обращал внимание, что мама, заблаговременно, приобретала в «Союзпечати» или на почтамте открытки и конверты. Недели за две до того или иного праздника, она доставала свою записную книжечку, брала ручку и писала поздравления нашим многочисленным родственникам, разбросанным по всему Советскому Союзу.

          Будучи постарше мне было интересно помогать ей. Я искал в подшивках журналов школьной библиотеки поздравления, аккуратно выписывал их в отдельную тетрадку. Дома мы с мамочкой заполняли открытки, подписывали конверты. Отбирали наши семейные фотографии и вместе с открытками вкладывали их в нужный конверт, которому принадлежала своя марка в зависимости от места нахождения адресата.

          Выпорхнув из родительского дома, это занятие стойко перекочевало и в мою семью. Адреса с годами утратили свою необходимость, хотя я их до сих пор храню на всякий случай. А вот список: с датами рождений, годовщинами, юбилеями моих близких и дальних родственников, одноклассников, сокурсников, сослуживцев, коллег, соседей и знакомых – висит, распечатанный на четырёх листах А4 на стенном крючочке в столовой нашего дома. Удобно и просто. Можно не снимая, уперев бумагу о стену, внести корректировку или дописать новое. А при желании, переместить список на рядом стоящий стол.

          Утром, шлёпая через кухню на веранду кормить кота, я всматриваюсь в список: «Кто у нас сегодня счастливчик? Ага!». Пока занята ванная комната, посредством SMS или WhatsApp набираю и отправляю поздравления. Всегда стараюсь придумать коротенький, но с тёплыми пожеланиями текст. Родителям звоним или заезжаем по пути на работу.

          Со временем таблицы корректируются. А на мои плечи легла почётная обязанность напоминать домашним об их друзьях и знакомых.
 
- Варлаам! А где список? – жена осматривает столы и полочки в столовой.

- Соня! Нет его!

- Как нет? А где? Я точно помню, что сегодня у кого-то из коллег днюха, а у кого…? Надо по пути торт взять…

- Его нет, и больше не будет! – заключил я из ванной комнаты.

- Ва-а-арла-а-ам, не шути. Я серьёзно. Куда положил?

          Я прохожу в нашу спальню.

- Сонь! Я его выбросил. Поздравляю всех, поздравляю, а нас постоянно забывают…

- Ты, что обиделся?

- Да! – закрыл дверь в спальню.

          Завтракаем. Семья молчит. Кот из-под стола на меня смотрит. Чувствуют, что я не с той ноги встал. Вот всегда на правую ступал с кровати, а сегодня явно на левую… или сразу на две. Не помню.

- Папочка, я тоже хотела посмотреть, у кого день варенья…, – печально так Ксюша, и смотрит большими глазищами так нежно.

- Вот! – я встаю и извлекаю из шкафа под умывальником, стоящий между мусорной корзинкой и стенкой, список. – Посмотришь и выбросишь!

- Варлаам, да что случилось?

- Сонь! Я каждый год всех поздравляю, а нас в этом году много кто забыл. Я их … А они…

- А я тебе говорила, не пиши. Зачем ты навязываешься. Близких поздравил, а остальные обойдутся. Зачем себе нервы рвать?

- Точно! Навязываюсь! Они, наверное, думают, что в гости набиваемся… А нас не поздравляют, чтоб в гости не пригласили, а то подарки придётся покупать… Жмоты! – рву листы и выбрасываю в мусорное ведро.

- Давай после работы вместе пробежимся и оставим в нём только близких… У всех свои заботы, проблемы…

          Новый список содержал два листа А4. Но через полгода в него добавился ещё один. Качели с листочками продолжались в течение года.

- Соня, посмеяться хочешь? – с телефоном в руках я вхожу в комнату.

- Что там?

- Смотри! Поздравил сегодня сына двоюродного брата Олега Лёшку с днём рождения… А он в очередной раз просит напомнить дни рождения наших детей… и твой.

- Вот видишь! Олег запишет и будет тоже нам писать или звонить!

- Жди! Он и в прошлом году спрашивал, я ему отправлял… и года два назад…

- Напиши!

          Не знаю, что на меня нашло в тот раз? Вообще-то мне доставляет удовольствие поздравлять. И я это делаю с регулярным постоянством. Могу заказать безделушку в Интернет магазине, оплатить и указать адрес доставки именинника. На годовщину свадьбы покупаю цветы и курьером отправляю «молодожёнам». Это такая радость.

          Поэтому список постоянно висит на своём прежнем месте, а рядом с ним на ниточке красный карандаш. Зачем портить бумагу, когда можно вычеркнуть того или иного недобросовестного «счастливчика».

«Тётя Наташа, вы поздравили папу? Нет? Пишите сообщение…».

«Дядя Юра, а вы маме с папой поздравлялку отправили? Как с каким? У них сегодня двадцать лет совместной жизни. Пишите…».

«Вы, что?! Он уже карандаш приготовил. Вычеркнет!».

          Сейчас аналогичные таблицы почти в каждом доме наших дальних и близких родственников, и поздравления, не ради подарков или благодарностей, а просто для хорошего настроения, сыплются со всех сторон в нужные даты. Это такое счастье!