Женщина, сделавшая Ван Гога знаменитым

Лора Зелдович
Она осталась вдовой в 28 лет, в чужом городе, в чужой стране, с маленьким сыном на руках. И с сотнями картин, которым не было применения. Её брат посоветовал просто сжечь их. Она на это не пошла. Эти картины напоминали ей о рано ушедших муже и его брате -художнике. Женщину звали Джоанна Ван Гог.

Её скуластое, открытое лицо впервые глянуло на меня с обложки книги Марты Молнар "Тайная жизнь подсолнухов" ("The Secret Life of Sunflowers" by Marta Molnar). До сих пор я знала только то, что она была женой Тео, брата Винсента Ван Гога. В аннотации говорилось, что именно благодаря героине книги имя художника не было забыто. Я поспешила заказать книгу в библиотеке. Ждать пришлось довольно долго. За это время я успела много прочесть о Винсенте, но так и не обнаружила , что именно  сделало его ВАН ГОГОМ. Конечно, я могла получить ответ в интернете, но предпочла подождать книгу. Я знаю, что источник информации из художественной литературы весьма спорный, но я никогда на него и не полагаюсь. Просто если книга хорошо написана, если автор провёл достаточную изыскательскую работу, умело соединил факты с вымыслом, появляется желание последовать за ним, обратиться к более серьёзным источникам, прочесть как можно больше материала и постараться сделать свои выводы.

Наконец-то прибыл электронный вариант книги и я углубилась в чтение. Оно увлекло буквально с первой страницы. Но лёгкость была только внешней, чувствовалось, что автор серьёзно подошла к работе. Повествование велось от лица самой Джоанны (или Джо, как она себя называла). Это всегда делает рассказ более персональным. Поскольку история героини не многим известна, постараюсь описать её подробнее, опираясь не только на художественную книгу.

Джо Бонгер родилась в 1862 году в Амстердаме в обеспеченной семье, получила неплохое образование, хорошо знала английский и даже преподавала его в школе для девочек. С Тео Ван Гогом её познакомил старший брат Андре, проживавший в Париже. Она произвела настолько сильное впечатление на молодого человека, что через некоторое время он опять появился в доме её родителей в Амстердаме и сделал неожиданное предложение руки, но получив отказ от ошеломлённой девушки, вынужден был уехать ни с чем.  Единственное, что он  попросил - позволить ему писать ей письма. В завязавшейся переписке молодые люди смогли получше узнать друг друга и когда в декабре 1888 года Джо приехала в Париж навестить брата, Тео вызвался быть её гидом по городу. После двух недель прогулок и бесконечных бесед девушка поняла, что полюбила молодого человека. Перед самым Рождеством тот повторил предложение и она его приняла. Только радость была омрачена  - в тот же день пришло сообщение, что в Арле брат Тео Винсент в порыве помешательства отрезал ухо. Тео тут же помчался в Арль к брату. Трагедия бросила мрачную тень на  долгожданное счастье. Всё-же в начале следующего года молодые люди отпраздновали помолвку в Амстердаме, а в апреле там же обвенчались и сразу отправились в Париж, где Тео работал дилером в картинной галерее.

Казалось, ничто не должно омрачать их начавшуюся семейную жизнь. Они любили, а главное понимали и ценили друг друга, сами удивлялись, что не понадобилось времени на притирку; казалось, что они всегда были вместе, так естественно и натурально складывались их отношения. Молодая жена училась вести семейный быт. А ещё она имела тягу к прекрасному и легко впитывала знания, которыми Тео с удовольствием с ней делился. Он знакомил её с художниками и конечно вводил в курс новостей, приходивших с юга от его брата Винсента. Они как раз огорчали. Винсент находился в психиатрической клинике в Сан-Реми. Единственное, что внушало надежду - ему позволяли работать за пределами лечебницы. В письмах он продолжал делиться замыслами, отношением к технике создания своих работ, к тому, какие краски использовал. Это были письма философа, глубоко разбиравшегося в живописи, знающего, что он хочет сказать своими картинами. Джо осознавала значимость его работ, она разделяла уверенность мужа, что они заслуживают признания. Пока же Тео не удавалось даже  убедить хозяевов галереи, где он работал, выставить картины брата для обозрения. Лишь одна была продана во время выставки в Брюсселе. Тео продолжал финансово поддерживать брата, ежемесячно высылая ему определённую сумму денег, которая безусловно пригодилась бы его разрастающейся семье. В январе 1890 года у Джо и Тео родился сын, которого назвали Винсент Виллем. В апреле того же года Винсент-старший решил переехать в Овер, чтобы быть поближе к брату и проходить лечение у тамошнего доктора. По дороге он на несколько дней остановился в Париже в квартире Тео. Джо впервые увидела столь значимого для её мужа человека. К её  радости он не выглядел больным. И письма, ставшие приходить от него из Овера внушали оптимизм. Он продолжал продуктивно работать, создавая чуть ли не по картине в день. Тем более шокируещей была новость, пришедшая 27 июля, что Винсент серьёзно ранил себя выстрелом из пистолета в грудь. Тео тут-же выехал к нему и провёл с братом последний день. К ночи 29 июля Винсента не стало.

Могла ли в эту минуту Джоанна Ван Гог предположить, что самое страшное для неё впереди. Ещё до происшедшей трагедии физическое здоровье её мужа Тео стало ухудшаться, а теперь добавились серьёзные психические проблемы. Брат Джо Андре настоял, чтобы Тео определили в психическую лечебницу. Сначала пытались лечить в Париже, потом перевезли в Нидерланды. Последствия болезни были настолько ужасные, что врачи отказывали Джо в визитах. Всего через несколько месяцев, в январе 1891 года в возрасте 33х лет Тео умер. Джоанна Ван Гог осталась вдовой с маленьким сыном на руках, практически без средств к существованию. И с огромным количеством никому на тот момент не нужных картин Винсента Ван Гога.

То, что эта женщина сделала, потрясло меня. Свою боль от потери, своё отчаяние, свой страх перед предстоящим она смогла перевоплотить в жизненную цель. Она не согласилась сжечь картины Винсента. Она задумала сделать их знаменитыми. Для начала ей пришлось оставить Париж и переехать на родину в Нидерланды. Но она не стала жить с родителями в Амстердаме, а выбрала небольшой город Бюссюм,  где жила её близкая подруга с мужем-художником и где собралась небольшая группа творческих людей, в круг которых она вошла. Чтобы финансово содержать себя и сына, Джоанна сняла виллу и открыла в ней пансион. Почти всю работу ей приходилось делать самой, но хотя времени катастрофически не хватало, молодая женщина не отказалась от своей идеи. Она чувствовала себя ближе к мужу и его брату, стремясь осуществить задуманное. В первую очередь, чтобы было легче справиться с болью утраты, она стала перечитывать сохранённые Тео многочисленные письма Винсента. Они дали ей доступ в до этого известный только её мужу мир художника: его мысли, его ощущения, его рассуждения. Прочитанное настолько потрясло её, что она задумалась над тем, что возможно именно в письмах заложен ключ к успеху. Видение Винсента было неотделимо от воплощенного в его картинах. Чтобы понять и принять их необходимо было понять самого художника. Но пока идея только зрела и была далека от воплощения. Предстояло постараться познакомить как можно больше людей с картинами. Тут возникла новая мысль: поскольку не удавалось найти покупателей, почему бы не попытаться давать картины в рент музеям и выставлять их для обозрения. Казалось смело и даже дерзко - предлагать работы непризнанного художника. Даже друзья, Поль Гоген в их числе, отказывались давать рекомендательные письма. На Джоанну смотрели свысока. Всюду она получала отказ - мол что эта милая женщина понимает в живописи. Но ею двигала страсть, бывшая чем-то сродни той, что двигала кистью Винсента Ван Гога. И наконец  улыбнулась удача. Куратор одного из Амстемдармских музеев, к которому она привезла несколько картин, выслушал её страстные пояснения и решил рискнуть и попробовать сделать выставку Винсента Ван Гога. Успех был полным. Так было положено начало.

Ну а книга " Тайная жизнь подсолнухов " на этом закончилась. Я же продолжала выискивать информацию о Джоанне Ван Гог. Та, сумев заинтересовать работами Винсента один музей и его посетителей, шаг за шагом развивала интерес к  искусству и личности художника. Она не остановилась на родных Нидерландах. Двинулась в Англию и Германию. А позже отправилась через океан в Америку. Прожила в Нью Йорке несколько лет, с 1915 по 1919 годы, упорно продолжая знакомить более широкий, опять же поначалу не очень готовый к нему мир, с Винсентом Ван Гогом. Маленькая женщина, не имевшая специального образования, благодаря своей вере и упорству смогла совершить невиданное - создать мировое имя художнику, которому при жизни отказывали во внимании. Его переписка с братом, опубликованная ею в 1914 году, как она надеялась, добавила к феномену Винсента Ван Гога. Образ художника, мыслителя, страдальца соеденился в единое целое через картины и письма.

До самой смерти в 1925 году Джо не оставляла начатое ею много лет назад дело. Её последней, так и не оконченной работой, был перевод писем Винсента на английский язык. И ещё она оставила семье наследие из самых любимых ею картин художника, превративших её дом в своеобразный музей. Много лет спустя её сын Винсент Виллем создал в Амстердаме музей Винсента Ван Гога, основанный на их семейной коллекции. Круг завершился - и всё благодаря одной не позволившей сломить себя женщине, сделавшей имя Ван Гог тем, чем оно стало теперь. И не только для художника, но и для его брата Тео и в итоге для всей семьи.

Я же в свою очередь очень благодарна Марте Молнар за её книгу, открывшую для меня необыкновенную женщину - Джоанну Бонгер-Ван Гог. Женщину, давшую нам ВАН ГОГА!

Фотография Джоанны Ван Гог с сыном - из интернета.