Что нужно татарам для набега на Москву?

Андрей Словохотов 2
 И сентября 29 царь и великий князь нагаиских грамот слушал и приговорил нагаиских послов отпустити в Нагаи. А с ними вместе приговорил послати х Касаи мирзе и к Белек Булат мирзе станицу служилых татар Баигоню Мамина с таварищи, 5 человек; да вожа (слова: да вожа убористо написаны над строкой). А к Аисе мирзе приговорил послати служилых же татар Зенебека Кулубердеева да Келдиша (слово Келдиша написано по чищенному) Келдиярова да вожа. И велел нагаиским послом быти на дворе.

И октября 3 нагаиские послы Тлох/л. 189/бердеи с таварищи у царя (слова: у царя написаны по чищенному) и великого князя были.

И отпустил царь и великий князь нагаиских послов и служилых татар в Нагаи того дни. А на отпуске царь и великий князь подал нагаиским послом мед в ковшех. А приказал с служилыми татары к мирзам поклон.

И поехали нагаиские послы и служилые татарове Баигоня и Зенебек с таварищи с Москвы октября 5 в четверг.

А проводити их велено до украины Василью же Кутузову да с ним тем же людем, которые встречали. /л. 189об./

И октября 13 прислал ко царю и великому князю из Городка Шигалеи царь Сююндюкова вожа Тулусупова — Карамыша Мустояпова. А писал, что (слово что написано дважды) его послал ко царю и великому князю из Нагаи служилой татарин Сююндюк Тулусупов с нагаискими вестми.

И сказывал царю и великому князю Карамыш, что Юсуф князь с своими детми и с племянники со всеми идет на государевы украины, а Касаи мирза с ним же. А он сказывает: шел с Юсуфом в полку до Яика десеть день, а с Яика его послал (в слове послал буквы по написаны по чищенному) его Сююндюк ко государю с вестью. И ехал он от Яика до Волги десеть день. А от Во/л. 190/лги поспел до Городка в десять же день. А Юсуфу возитися Волга под Астараханью. А возити его астараханцом в судех. А царь астраханской посылает с ним людей своих пятьсот человек. А Юсуф князь людей своих смечал при них и сметил всех людей своих сто тысяч да дватцать. [130] А вперед себя посылал вожеи дороги отведывати на Хопер да на Дон. И с Хопра к нему приказали, что на Хопре стояти нелзе, поля выгорели. А з Дону к нему весть пришла, что на Дону по Крымской дороге стояти, добро прокормитися лзе. И на резанскую украину з Дону прити, добро на Воронаже корму много. И Юсуф приговорил ити ему Крымскою дорогою на Дон. И з Дону ему прити на Резанскую украину, как Ока станет. /л. 190об./ А держал ево Юсуф скована. И вспрашивал ево про дороги и (союз и вставлен в строку позднее) мочно ли ему, Ока перелезчи, под Москвою прокормитца. И он говорил, что ему под Москвою прокормитца нечем. Как поидет рать, ино хлебы все свозят в городы, а сена пожгут. И Юсуф приговорил со всеми людми: лутчим людем имати на голову по три верблюды, а иным по два, а худым людем имати двема верблюд. А запасу с собою имали всякой человек по три овцы старых да круту на всякую голову, как мочно человеку подняти. А верблюдов взял с собою много тово для, что голод терпят и перед конми дорогу топчют. Да его оставил на Яике. А велел их отвести /л. 191/ в Сарайчик с Сююндюком вместе. И Сююндюка взял на поруку Азеев отец да братья. А его на поруку ж взяли племя его. И Сююндюк велел ему взяти (слово взяти убористо написано над строкой) лутчие лошеди бежати, и он побежал. А Исмаиль мирза с ним не пошел. А отвечал Юсуфу, твои деи люди ходят торговати в Бухару, а мои люди ходят к Москве. И толко мне завоеватца, и мне самому ходити нагу. А которые люди учнут мерети, и тем и саванов не будет 135. И яз деи иду в те поры воевати в Казань на Горную сторону. И пошел Исмаиль при них, а взял с собою Юсуфова сына Али мирзу. А приходу ево чает о сем месяце ополне. А пошел Исмаиль до Юсуфова походу за двенатцать день, а Юсуфовы люди говорят про Исмаиля, что он /л. 191 об./ дружит государю, того для с Юсуфом не пошел. А чает, что ему воевать арских людей потому: которые казанские (в слове казанские буквы каз написаны по чищенному) люди были у нево, и он тех людей всех пограбил и жены и дети у них поотнимал. А улус весь Юсуф оставил за Яиком у Сарайчика. А людей воинских в нем не оставил. А поставил в заставе от Юргенча Касаевых трех братов.

И царь и великий князь по тем вестем велел послати в Городок к Шигалею царю и в Володимер к боярину и воеводе ко князю Семену Ивановичю Микулинскому с таварищи. А велел служилых татар и нагаи/л. 192/ских послов послов воротити к Москве. А Василью Кутузову велено ити к Москве с нагаискими ж послы вместе.

И октября 23 в понеделник Василеи Кутузов с нагаискими послы к Москве пришел.

И царь и великий князь велел нагаиских послов поставити на Нагаиском дворе.