2. «На небе — празелень, и месяца осколок…»
На небе – празелень, и месяца осколок
Омыт, в лазури спит, и ветер, чуть дыша,
Проходит, и весна, и лед последний колок,
И в сонный входит вихрь смятенная душа…
Что; месяца нежней, что; зорь закатных выше?
Знай про себя, молчи, друзьям не говори:
В последнем этаже, там, под высокой крышей,
Окно, горящее не от одной зари…
24 марта 1914
– «И в сонный входит вихрь смятенная душа…» – “сонный” – это термин Блока, а не общеупотребительный. То есть это не “слабый, ленивый, вялый, апатичный, снулый”. “Сонный вихрь” для Блока – это вихрь, уносящий в другую реальность, в другую жизнь, в другой, полный неземных приключений, мир.
( …В лазури Чьего-то лучезарного взора пребывает теург; этот взор, как меч, пронзает все миры: "моря и реки, и дальний лес, и выси снежных гор", – и сквозь все миры доходит к нему вначале – лишь сиянием Чьей-то безмятежной улыбки.
Лишь забудешься днем, иль проснешься в полночи,
Кто-то здесь. Мы вдвоем, –
Прямо в душу глядят лучезарные очи
Темной ночью и днем.
Тает лед, утихают сердечные вьюги,
Расцветают цветы.
Только Имя одно Лучезарной Подруги
Угадаешь ли ты?
(Вл. Соловьев)
…Реальность, описанная мною, – единственная, которая для меня дает смысл жизни, миру и искусству. Либо существуют те миры, либо нет. Для тех, кто скажет "нет", мы остаемся просто "так себе декадентами", сочинителями невиданных ощущений… (Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма».)
)
– «Окно, горящее не от одной зари» – в светящемся окне отражается ещё и заря. А уж какая заря могла гореть после 4-х часового вечернего спектакля (Википедия: Парсифаль (опера) – торжественная сценическая мистерия (B;hnenweihfestspiel) в трёх актах. Либретто – Рихарда Вагнера; место действия – Испания; продолжительность – около 4 ч.), решайте сами. Но в 2023 году «время… захода солнца в г. Санкт-Петербург – 19:14, наступление темноты – 19:56.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «На небе – празелень ...» – Празелень (устар.) – иссиня-зеленоватый цвет.
– «... и весна, и лед последний колок...» – В 1-й строфе, написанной позже 2-й, отразились впечатления от прогулок с Дельмас. Ср. запись Блока от 2 апреля:
"Солнце, мы ходили три часа, пахнет ветром на ледоходной реке" (ЗК. С. 221).
[то есть лед крошился под их ногами]
– «... В последнем этаже, там, под высокой крышей, // Окно...» – 22 марта 1914 г. Блок после представления "Парсифаля" ждал Дельмас возле ее дома. В записной книжке он отметил: "Идут двое, а сзади них – одна. Подходя к подъезду, я вижу, что она хочет обогнать переднюю пару и пройти скорее. ( ... ) Швейцар бежит поднимать лифт. Через минуту на мгновение загорается, потом гаснет первое окно – самое верхнее и самое крайнее (5 этаж). Я стою у стены дураком, смотря вверх" (ЗК. С. 220).
25 марта, вернувшись вновь после "Парсифаля", поэт записал: "Ночью свет за ее шторой" ЗК. С. 218). По воспоминаниям Дельмас, дом на Офицерской (где в то время жила) «…был угловой, и квартира высоко, на четвертом [ 4-ом! Интересно, точно такая же путаница и с первой, “демократической” квартирой – Блока ] этаже» С. 95).
»
И, неправда ли, забавное противостояние поэзии и прозы.
Проза: «…загорается, потом гаснет первое окно – самое верхнее и самое крайнее. Я стою у стены дураком, смотря вверх.»
Стихи: «и месяца нежней, и зорь закатных выше… окно, горящее не от одной зари…»
Кстати, на иллюстрации дом № 53 на пересечении Декабристов (Офицерской) и Английского проспекта. Можете пересчитать этажи.