Апостол Иаков и Сантьяго-де Компостелла

Людмила Хаустова
     «Я щепкой, сдернутой отливом, от всех бегу»

    Его жизнь, вернее её плавное и бездумно-равнодушное течение прервалось как-то внезапно и вмиг обратилось в бег, скорее в быстрый, но не суетливый уход.  Уход спокойный и осознанный, неотвратимый и оправданный. В одну минуту, с того мгновенного озарения и   неодолимого решения, он разом и резко ушел ото всех, ото всего и отовсюду.
   «Им овладело беспокойство,
     Охота к перемене мест.
     (Весьма мучительное свойство,
      Немногих добровольный крест)».
   Словно лёгкая щепка, подхваченная волнами моря, он стал скитаться по свету. Что было в его жизни до того, как он обратился на этот путь? Куда устремился он, чего искал?  На эти вопросы не мог   дать ответа даже он.  Ни самому себе, ни другим. Впрочем, никто и не просил у него ответа. На осеннем ветру он стоял один. Ствол дерева с облетевшей листвой, казалось, не оставлявший даже тени на земле.  Чувствовал ли он себя Каином   неприкаянным? Нет. Ему были вполне интересны и отрадны эти бесконечные скитания.
«И начал странствия без цели...»
    Впрочем, целью стало ненасытное постижение упущенных и недополученных знаний по истории и искусству. Сначала была Европа. Он ездил из города в город. Ловил созвучие «гения места» со своим душевным ладом. Или неладом?  Впрочем, внутреннего разлада не было в нём. Он был в полном согласии с самим собой, он просто хотел перемещаться. Не искать, не бежать от себя или за чем-то. Нет.  Ему нравилось быть в пути, и он стал путником, скитальцем, пилигримом, номадом, бедуином.
«Так захотелось просто быть в пути.
И ехать в поезде».
  С легким рюкзаком за плечами на поезде и автобусе, нередко пешком он пересек насквозь Францию от непостижимо-фантастической крепости Монт Сан Мишель до мистически суеверного Лурда.  Отсюда с естественной неизбежностью, определенной самой историей, его путь продолжился к могиле Святого Иакова. Он не мог пройти мимо и не поклониться   Великому Пилигриму.
    Что знал он о Святом апостоле Иакове?!  Покопался во всеведущем интернете. В Писаниях были упомянуты два. Иакову Младшему «апостолы доверили епископский престол в Иерусалиме», и он «правил иерусалимской церковью тридцать лет». За долгие годы епископства Иаков многих иудеев обратил в христианство, что вызвало негодование и злость книжников и фарисеев, а завершилось неодолимым желанием избавиться от неугомонного проповедника. В 63 году, когда апостол Иаков с крыши иерусалимского храма принялся громко свидетельствовать, что Иисус Христос есть истинный Мессия, разъяренные иудеи сбросили Иакова вниз. Увидев, что апостол остался жив, изувеченного мученика стали побивать камнями. А потом, как гласит предание, какой-то кожевенник добил его ударом тяжелой дубины по голове. Ночью христиане погребли тело Святого апостола Иакова Младшего на месте кончины.
   Апостола Иакова Старшего (некоторые именовали его Великим), называют также «братом Господним», ибо он был сыном Иосифа Обручника от его первого брака. По одной из легенд, Иаков даже сопутствовал Иосифу и Марии на их пути в Египет.
   Другие объясняют это родство тем, что он был сыном Соломеи, сестры Девы Марии, и, стало быть, приходился двоюродным братом Иисусу. Проходя по берегу Генисаретского озера, «Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, так же в лодке починивающих сети, и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея, последовали за Ним». (Марк 1. 19—20).
  С той поры, следуя за Христом, братья были настолько ревностны в своей вере, что Иисус нарек их Воанергес, что означает «сыны грома».
    Из 12 апостолов только три избранника Иисуса - Петр, Иаков и Иоанн были свидетелями   самых таинственных чудес: Воскрешения дочери Иаира, Преображения на горе Фавор и моления о чаше в Гефсиманском саду.  Иакову, первому из апостолов, явился Иисус Христос после воскресения Своего из мертвых.
    По сошествии на апостолов Святого Духа, все они   отправились по миру проповедовать Евангелие. Какое-то время Иаков Зеведеев распространял Благую весть в Испании, а затем вернулся в Иерусалим. За пламенные и неукротимые проповеди нового учения Иакова схватили и по велению царя Ирода обезглавили в 44 году.
    В Евангелии говорится, что он стал вторым из апостолов, умершим вослед за Христом (после Иуды Искариота). По предсказанию самого Иисуса, Иаков первым из Его учеников   принял  мученическую смерть за проповедь Евангелия. Боясь надругательства над святыми останками, верные ученики тайно взяли тело мученика, положили в лодку и, как гласит легенда, пустили её в свободное плавание по морю. Течение   прибило лодку к берегам Испании. Но вероятнее, ученики сами перевезли драгоценный груз в Испанию и там схоронили. Шли годы, минули века, и следы захоронения   затерялись.
   Как повествует апокрифическая   легенда, в 813 году некоему благочестивому монаху-отшельнику по имени Пелайо явилась в ночи таинственная звезда. Следуя за ней, как пастухи за Вифлеемской путеводной звездой, Пелайо миновал плотные заросли и вышел на огромную поляну. Здесь он обнаружил   светящийся таинственным сиянием саркофаг с нетленными мощами   святого. Сразу же к святым останкам потянулись богомольцы, и к 830 году верующие построили здесь скромную часовенку. Со временем на указанном звездой месте, на поле, возник город, который назвали Компостела — Сampus stella, что в переводе с латинского означает «Поле звезды».  В 1075 году португальский король   Альфонсо III начал строительство грандиозного храма, который был освящен к 1128 году и позднее неоднократно достраивался. Затейливо украшенный, готический собор, предназначенный для хранения мощей апостола Иакова (Яго - по-испански), получил название Сантьяго-де-Компостелла. Он является   объектом Всемирного наследия  Испании.  Собор входит в малое  число храмов, возведенных непосредственно  над захоронением  апостола, подобно базилике Святого Петра в Ватикане.
   Святой Иаков считается покровителем Испании, а собор почитается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. И по сию пору не иссякает непрерывный поток паломников со всей Европы к святой гробнице. Из Франции сюда ведут 4 главных маршрута, которые называются одинаково – Путь Святого Иакова.
    Впрочем, он шёл отдельно, своим путем, избегая толп. После столичной суеты он более всего искал уединения и тишины, не нарушавших бесконечных размышлений.  Хотя   традиционную ракушку на рюкзаке все же закрепил. Древняя эта традиция объясняется легендой. Некий всадник вместе с конем упал в волны моря, и по счастливой случайности оказался рядом с лодкой, перевозившей останки апостола. Произошло чудо: спасенные от гибели всадник и его конь поднялись   из морской пучины на огромной скале, образованной из раковин гребешка. Отсюда и произошёл символ, который используется как знак паломников, проходящих по пути Святого Иакова.
    Ещё одно предание рассказывает, что паломники, вспоминая о своих грехах, клали в котомки камни. Сколько припомнилось грехов, столько и камней положил в котомку. Пройдя определенную часть пути, паломники постепенно избавлялись от камней, снимая очередной грех с души.
    С камнями он связываться не стал.     Вместо этого, завидев рейсовый автобус с указанием «Компостелла», сел на одно из задних мест и на какое-то время задремал.
«И ехать в поезде.
А с поезда сошёл – и некуда идти».
    Странно, но сойдя с поезда или автобуса и не зная, куда идти, ему неизменно удавалось отыскать свой путь в городе.  И тогда, в автобусе, он очнулся от вспыхнувшего в салоне света и огляделся.   С приближением вечера народу в автобусе оставалось всё меньше и меньше. По въезде в город остановки сделались частыми, словно биение сердца в ожидании заветной встречи. Поминутно раздавались напряженные голоса подступивших к дверям пассажиров:
- Остановите, пожалуйста, тут. … у этого угла.
- Вон у того светофора…здания, гостиницы.
    Наконец автобус заехал в полутёмный, огромный, железный гараж, где уже сонно застыли другие автобусы. Обернувшись к нему, усталый водитель сказал:
- Всё. Приехали.
   Выбравшись из своей кабинки, шофёр сразу где-то пропал беззвучно. Освещение в ангаре было скудным, но слева виднелся светлый проём выхода. Он тихо побрёл к нему. Как-то ненароком, сбоку от него возникли мягкие шаги. Он обернулся. Пожилая женщины улыбнулась ему.
- Простите, вы не подскажите, где тут можно остановиться поблизости?
- Пойдёмте, - ответила она.
    По дороге завязался ненавязчивый, обычный разговор: откуда вы, надолго ли и прочее.     Поднялись на второй этаж. 
- Там, указала она вглубь квартиры, - живем мы с мужем. А вы располагайтесь здесь, - и она толкнула дверь комнаты слева от входа.
   Вот так Господь решал его проблемы с обустройством в незнакомых местах.
   Навсегда в памяти запечатлелось утро, когда он с первыми ударами колокола вошел в собор. Был праздничный день, и очень скоро посетители заполнили всё пространство. Вслед за другими он поднял голову и посмотрел наверх. Там, с многометровой высоты свешивался толстый канат с закрепленной на конце огромной серебряной курильницей. Как ему объяснили, она - самая большая в мире: размером в человеческий рост и весом в 80 кг. Восемь дюжих служителей в багряных одеждах принялись мерно раскачивать паникадило из стороны в сторону. Тлеющие внутри сосуда 40 кг углей вперемешку с ладаном постепенно разгорались, и ладан начал куриться. От огромного кадила, которое с непостижимой скоростью и тихим, каким-то нездешним присвистом пролетало над головами богомольцев, нисходил, растекаясь по храму, неземной аромат.
    Оказавшись неподалеку от алтаря, он увидел, как паломники, в основном женщины, друг за другом потихоньку заходили за алтарь. Приблизившись к изваянию Святого Иакова, они вставали на приступочку за его спиной и, возложив руки ему на плечи, прикладывались к традиционной ракушке, закрепленной на изваянии. Потом, также по одному, друг за дружкой, они спускались в крипту. Поколебавшись, он последовал за очередной женщиной и замер, увидев справа на возвышении, на уровне его головы, серебряный с позолотой ковчег с мощами святого Иакова. Невольно он опустился на   колени. Не слова молитвы, но покаянные мысли роем закружились в его голове. Выйдя с другой стороны алтаря, он в недоумении почувствовал, что по лицу его текут слезы, но он улыбался. Улыбался он светло и облегченно.
                *******
  В начале своего творческого пути, в 1986 году Паоло Коэльо написал автобиографическую новеллу, где рассказывал о своём прохождении      пути Святого Иакова», о своих чувствах и переживаниях, о поисках и о постижении самого себя. Позднее по материалам этой новеллы сняли фильм “Путь”.  Исповедь шла от лица отца, который проходил покаянный путь вместо своего сына.