На недельку приезжал сын. С погодой нам первой половины октября повезло, и мы побывали в Оснабрюке, Ганновере и Лемго.
В Оснабрюке зашли в Центр Ремарка. Сына поразил огромный деревянный стол. Он не принадлежал Ремарку, но его времени.
Приобрела сборник Ремарка «Фиолетовый сон», изд.АСТ. М., 2023. Сборник эссе и очерков из книжной рубрики «Книги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколения».
В начале 20-ых годов XX века Ремарк написал ряд эссе, это размышления о времени, о культуре и природе, о собратьях по перу, которые погибли или не сумели раскрыть свой талант. Я процитирую строки из его эссе «О стиле нашего времени»:
«Наше время стало лихорадочнее и торопливее. Преобладает меркантильность. Правда, в часе по-прежнему шестьдесят минут, а в минуте шестьдесят секунд; но время ценится несравненно выше, чем раньше. Никогда оно не было так дорого, как сегодня; никогда жизнь не была такой дисциплинированной, как теперь. Типичная фраза для современного человека: «У меня нет времени». Если раньше день был лишь звеном в цепи спокойно протекающих месяцев, то сегодня он до отказа набит событиями, которых когда-то хватило бы на целый месяц».
То есть Ремарк век назад ощутил, как ускорилось время, не это ли мы ощущаем сегодня?
Музей истории и культуры Оснабрюка
У Арки Оснабрюка - через дорогу- Музей истории и культуры Оснабрюка (Lotter Sra;e 2). Музей имеет несколько названий: Музейный квартал, Или Музей Феликса Нуссбаума.
Интересно, что юная девушка, служащая Музея, выдала нам папки, в которые можно было складывать инфо-листки работ, инсталляций, выставленных в каждом зале, своего рода книга.
В Музее хранится более двух сотен картин художника Феликса Нуссбаума.
Выставка картин художника. Гениальные полотна. Одинокий человек с желтой звездой, пришитой к пальто стоит вечером у фонаря "Жаки на улице" (1944 г.) , другой с желтой нашивкой на груди у окна "Еврей у окна" (1943).
Особо выделила картину "Натюрморт с зарешеченным окном" (1938 г.), выполненную в бело-голубых тонах. Сделала запись в блокноте. Так смотрительница сказала мне, что записи можно делать только карандашом, а не авторучкой.
Сам художник Феликс Нуссбаум(1904-1944) погиб в концлагере, за месяц до освобождения Освенцима.
Здание музея напомнило мне Еврейский музей в Берлине, только поменьше размерами.
Так и есть: это стиль американского архитектора польского происхождения Даниэля Либескинда. Отличие в том, что в Еврейском музее нет острых углов, а Музее Феликса Нуссбаума их немало. Сам он назвал это свое творение "музей без выхода".
В Ганновере
Не без приключений съездили в Ганновер. Региональные поезда почему-то стали опаздывать.
Да, вокзалы уходят в прошлое. Немного грустно, но так есть.
На остановке, где мы делаем пересадку, небольшой зал ожидания.
Мягкие диваны, стол (стилизация из досок), на стене цитаты о путешествиях (Путешествие без приключений - это Диснейленд).
И маленькое помещение, где можно купить билет и горячий кофе. Творческий подход!
Посетили городской зоопарк. Сначала сравнивала с грандиозными постройками для животных в зоопарке Оснабрюка, но потом поняла, несравнимо. Зоопарк в Ганновере неповторим и очень интересен: все сделано по темам, с домами-декорациями. Например, тема "Индия": пагоды, шесть слонов питаются у стены, арка-пагода, озерцо. "Канада" - с декорациями, кафе-ресторанами, как в "Унесенных ветром"!
В водоеме главная часть корабля, над ней подъемный кран для грузов, какие были в прошлые времена.
На взгорье - белые медведи. Красивые. Их белая шерсть отливает розовым цветом.
Представление- выступление дрессированных дельфинов, музыка, праздник!
"Африка". Красивые деревянные ладьи медленно плывут по обводному каналу: маленькие дети с родителями, и просто пустые лодки без пассажиров снуют друг за другом, словно приглашая к путешествию. Электронное управление?
Так захотелось покататься! Но в другой раз, когда будет побольше времени.
Продолжение здесь
http://proza.ru/2022/10/12/503
Лемго
В Лемго я бывала не раз. Вход в Музей ведьм оказался бесплатным.
Узнала, что в Лемго есть улица Рампендаль. Мария Рампендаль выдержала пытки, отстояла себя и свою правду и после этого перестали казнить "ведьм" в средневековой Европе.
Продолжение здесь. Мария Рампендаль
http://proza.ru/2023/10/14/364