Шольцу

Михаил Мачихин
В 1975 году мой старший брат позвал меня с собой работать в стройотряде в подмосковье. Работали разное(ни суть). В какой то день я копал траншею под телефонный кабель в Нарофоминске всё просто лопата штыковая да совковая. В процессе я обращал внимание поодаль в право от себя не высокие как бы валы проходившие друг за другом порошие густой травой.В какой то момент как бутто тень нависла надомной повернув голову я увидел мужчину стоявшего рядом с отвалом земли в трениках и пинджаке рядом домА (пятиэтажки) наверное вышел в магазин за чем нибудь. Он поглядел мне в глаза и сразу заговорил спросил сколько мне лет шестнадцать ответил я,он показал глазами на валы впереди ,мы тут в войну копали я прервал его вопросом вы совсем молодой (мол какая война).
Я такой был как ты шестнадцать было добровольцем пошел окопы рыли вон там,, во а я думаю чё за валы окопы. Я смотрел на его руки они подрагивали он вынул из кармана сигареты закурил.Я положил лопату на край траншеи присел рядом с ней
 ни убирая взгляд с собеседника и тоже закурил (свои были)его глаза слегка за блестели я понимал это от воспоминаний.Они шли вон от туда цепью несколько цепей наши по команде начали стрелять я тоже стрелял всё как во сне,он делал затяжку нижняя губа и подбородок дрожали я понимал он там в 41ом в бою. Скомандавали вперёд в атаку, у меня от страха всё тело как из ваты ,командиры первые поднялись за ними бойцы я только в третьем или четвертом ряду видел впереди себя, крупный матёрый лет сорока сорока пяти рыжий немец на бегу штыком винтовки сверху вниз разорвал нашего  потом второго поднял глаза посмотрел на меня находу перевернул винтовку и ударил меня прикладом в грудь я упал он перешагнул через меня и побежал дальше он пожалел меня

   Я знаю точно кто не начинают вОйны