74 Н. К. Рерих- начало биографии

Муратов Витольд
Автор -Муратова Белла Львовна под ред.Витолда Муратова. Впервые опубликовано
21.10.2023.   16:41.
Фото: Дом Рериха в деревне Извары Ленобласти. Автор Витольд Муратов.

Октябрьская революция застала Николая Константиновича в Сердоболе (Сортавале). К тому времени Рерих был уже известным и признанным художником, крупным деятелем русской культуры. В Сердоболе Рерих вместе с семьей, женой Еленой Ивановной и двумя сыновьями, Юрием и Святославом (жил с 1916 года.
У него была хроническая пневмония, и врачи рекомендовали художнику чистый воздух Карелии.

 В 1918 году Финляндия закрыла границу с Советской Россией.
Рерих оказался отрезанным от России. Начался зарубежный период его жизни.

Приход к власти в России большевиков не вызвал большого энтузиазма в западных странах, скорее, наоборот: активно популяризируемая идея международной революции и построения мирового коммунизма порождала на Западе страх. Большевистская Россия стала международным изгоем, страной, с которой западные государства не спешили налаживать дипломатические отношения.

После октябрьской революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской власти, Совместно с Леонидом Андреевым,  жившим  на Карельском Перешейке в собственном доме в посёлке Тюрисевя ( Нвне Ушково),  он организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России.
Входит в руководство Скандинавского Общества помощи Российскому воину, которое финансирует войска генерала Н. Н. Юденича, после вступает в эмигрантскую организацию «Русско-Британское 1917 г. Братство».
 
В том же 1919 году, Рерих с семьей приезжает в Лондон, рассчитывая оттуда осуществить свою давнюю мечту - отправиться в Индию.

 Однако, из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне.
Осенью 1920 года по приглашению С. П. Дягилева Рерих оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.

 Рерих близко знакомится с Рабиндранатом Тагором, поддерживает теплые отношения с Гербертом Уэллсом, Джоном Голсуорси, с деятелями культуры и искусства
. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России» - в Лондоне, а затем в Уортинге. В Лондоне Рерих налаживает контакты с членами Теософского общества и в июле 1920 года месте с женой вступает в его английское отделение.

Мировоззрение, художественная интуиция и научные поиски Н.К. Рериха явились благодатной почвой для восприятия мистического опыта Елены Ивановны и постепенного их соединения в общее самосознание, впоследствии облеченное Рерихом в формулу «практического идеализма».

В Лондоне же, по утверждениям членов семьи Рерихов, происходит первая встреча Рерихов с их будущим духовным руководителем - Махатмой Востока и появляются записи первой книги будущего учения «Агни-Йога».7

 В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы.

Рерихи переезжают в Америку. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке. После Нью-Йорка жители ещё 28 городов США, в том числе Чикаго, Бостона, Буффало, Филадельфии, Сан-Франциско, увидели картины Рериха.

Выставки имели исключительный успех. Вместе с проведением выставок Рерих читает лекции о русском искусстве, об этическом и эстетическом воспитании, а в ноябре 1921 года в Нью-Йорке открывает «Мастер-Институт объединённых искусств», главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство.

Почти одновременно с Институтом объединённых искусств в Чикаго было учреждено объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году создается Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»).
 
В 1923 году совместно Георгием Гребенщиковым Рерих создает издательство «Alatas» («Алатас»), совместно с нью-йоркским предпринимателем Л. Хоршем учреждает «Roerich Museum» (Музей Рериха), а также коммерческие предприятия «World Service. Pancosmos Corporation», «Beluha Corporation».

8 мая 1923 года Рерих с супругой и младшим сыном покидает Америку и следует в Париж, а затем - в Индию, где под руководством Рериха организуется масштабная Центрально-Азиатская экспедиция.

Николай Константинович и Елена Ивановна, определили цели экспедиции. «Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».

Индия стала начальным и конечным пунктом Центрально-Азиатской экспедиции        Экспедиция началась в 1923 году, когда  все четверо Рерихов на пароходе «Македония» прибыли в гавань Бомбея. Там в Индии, русский художник провел всю свою оставшуюся жизнь. Там же и умер в 1947 году, ожидая визы для возвращения на Родину.

        Через  города Дели, Агра, Джайпур, Бенарес, Сар-натх. Калькутту они прибыли в Дарджилинг.
Там  Рерих встречается с таши-ламой, после чего поселяется в доме, который назывался «Талай-Пхо-Бранг, где в свое время провел три года Далай-лама ХIII, бежавший в 1910 году из оккупированной китайцами Лхасы.

 С тех пор это место почиталось священным. Буддисты очень чтят все места, связанные с далай-ламой, так что место, где поселился Николай Рерих, было выбрано не случайно.
 
В апреле 1924 года монахи монастыря Морулинг признали Николая Рериха перевоплощением пятого далай-ламы.
 
Неподалеку от Дарджилинга, в придорожном храме состоялась встреча с Учителями. В книге «Сердце Азии» Николай Константинович очень бережно описывает тот эпизод, когда Ламу несут на   паланкине. Он необычно одет, не похож на других лам и скорее напоминает короля.

Позже стало известно, что этот Лама был Учителем Джул Кулом, который двигался в храм на встречу с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной. Там же их всех ожидал Учитель Мория.
 
После Лондона это  была вторая встреча с Великими Учителями. В беседе с     Ними четко  определились цели экспедиции, был разработан окончательный маршрут
«Основной маршрут экспедиции, - рассказывает Николай Константинович в книге «Сердце Азии», -      выразился в следующем обширном круге по срединной части Азии: Дарджилинг, монастыри Сиккима, Бенарес, Сарнат, Северный Пенджаб, Равалпинди, Кашмир, Ладак, Каракорум, Хотан, Оркенд, Кашгар, Токсун, Турфанские области,Урумчи, Тань-Шань, Корсунь, Зайсан, Иртыш, Новониколаевск, Бийск, Алтай, Ойротия, Верхнеудинск, Бурятия, Троицкосавск, Алтын-Булак, Урга, Юмбейсе, Алси-джау, Шиибочен, Наншань, Шарагольчи, Цайдам, Нейджм, хребет Марко Поло, Кокушили, Дунгбуре, Нагчу, Шендза-Дзонг, Тангри-Дзонг, Шекар-Дзонг, Кампа-Дзонг, Сепола, Ганток, Дарджилинг».
 
 Важнейшим этапом на маршруте, по плану Учителей, была Россия. В это же время Николай Рерих меняет свое отношение к советскому  правительству и примиряется с большевиками.
 
Изменения отношения Рериха к советскому правительству – вопрос полемичный, в отличие от самого факта произошедшего изменения.
 
 Рерих объявляет Ленина «махатмой».

 «Можете представить, что в свое время Ленин уже ощутил без малейшего материального основания непреложность нового строения. …Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа… .
Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо " Не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости, он даже помог делу Будды… Появление Ленина примите, как знак чуткости космоса».

   Поддержал Николай Рерих и коммунизм.

«Прежнее примитивное деление на касты, на классы и на занятия заменяются сложным различием по светотени. Явление, как очищенный коммунизм, отберет  лучшие слои человечества».

Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской.

 По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Позже была издана «универсальная» версия книги - без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «общин.

Отношение Николая Рериха к советскому политическому строю столь теплое, что даже свое имущество он завещает Всесоюзной Коммунистической партии.

Каковы причины такого резкого улучшения отношений между Николаем Рерихом и большевиками?
Возможны несколько ответов на этот вопрос, одним из них является существующее мнение о сотрудничестве Николая Рериха с большевиками, очевидно, стимулируемом финансовой выгодой.
 Хотя вполне возможен и другой вариант: Николай Рерих увидел в советском строе почву для построения социальной утопии, основанной на агни-йоге.
 
Николай и Елена Рерихи уверяли своих последователей в том, что они являются посланниками «Белого Братства», цитадель которого находится где-то в Гималаях и называется Шамбалой.
Махатмы Шамбалы якобы дали Рерихам кусок метеорита, который они называли «Чинтамани». «Чинтамани» – это энергетический терафим, данный тому, кому «владыки Шамбалы» поручают некую духовную миссию; этот камень, как уверяли своих последователей Рерихи, создает энергетическую связь между Шамбалой и ее посланником. Елена Рерих писала о «Чинтамани»:

«По преданию, сокровище приносит с собою и особый Завет, который должен быть выполнен. … Легенда гласит, что после утверждения новой мощи сокровище должно возвратиться в Твердыню Света (Шамбалу.)».Интересно отметить, что камнем, выдаваемым за «Чинтамани», обладал главный редактор нацистского  официоза «Фолькише беобахтер» Дитрих Эккарт.

Вероятно, «махатмы Шамбалы» приложили свою руку не только к построению коммунизма в России, но и к построению нацистского государства в Германии
         
К северу от Дарджилинга, совсем рядом, находилось небольшое гималайское княжество Сикким. В ясные, погожие дни над городом возникал гигантский снежный массив священной Канченджанги. Здесь, в этих горах, и началась практическая подготовка к Центрально-Азиатской экспедиции.
)
        Затерянное в Гималаях независимое горное княжество Сикким стало первым этапом экспедиционного маршрута. Пройдя от Дарджилинга по руслу Рангита, небольшой экспедиционный отряд вошел в Сикким Н.К. Рерих рисует Канченджангу  и Эверест (, сиккимские альбомы полны зарисовками и набросками двух гигантов Гималаев «Все семнадцать вершин Гималаев сияют над Сиккимом «Целая снеговая страна» - записал Николай Константинович в дневнике …..