Гвардейский полк в небе Прохоровки

Андрей Грачев 2
40-й гиап был своего рода полком асов, пусть и не столь известным, как, например, 5-й, 9-й или 32-й гиап. Однако же на Курской Дуге именно этот полк рассматривался командованием 2-й ВА, как самый сильный оппонент немцев. В полку служил целый ряд асов, а командовал полком выдающийся организатор и отличный ас-практик Моисей Степанович Токарев. Вероятно, наши читатели помнят, что именно этот пилот приземлил в небе Киева 23 июля известного аса JG3 Виктора Бауэра. Да ещё и на и-16. Полк был вооружён самыми совершенными на тот момент советскими самолетами Ла-5ф. Стоит заметить, однако, что в полку, помимо асов, было достаточно много и обычных пилотов без особого опыта.

Первые два дня для полка были тяжёлыми. Полк в этот период сосредоточился на борьбе с бомбардировщиками противника, и, хотя и добился ряда побед, понёс потери в пять лётчиков. Правда, среди погибших не было асов. Но 7 числа удалось провести гораздо более удачный бой.

А именно - группой Китаева Николая Трофимовича, командира эскадрильи, была обнаружена группа ю-87 под прикрытием бф-109. Полк стремительно атаковал эту группу. При этом сам командир группы, Китаев, вместе со своим ведомым Юхановым Николаем Сергеевичем занялся боем с бф-109. Немцы действовали не столь успешно, как обычно, в результате удалось избежать потерь, рассеять вражеские пикировщики, а также сбить два бф-109. Отличился и Китаев, и Юханов. Позже в данном районе оказалась ещё одна группа бф-109, которые пытались атаковать звено Андреева. Атака оказалась неудачной, советские пилоты были к бою готовы. Немцы, войдя в раж, попытались провести групповой бой, но, потеряв один бф-109, сбитый Андреевым, ушли восвояси.

Действительно, советские пилоты добились большого успеха. В первом случае Китаев и Юханов сбили лейтенанта Вольфганга Цихориуса из 4 отряда JG3. Этот пилот успел одержать 4 победы в первые два дня боев на Дуге, но в том бою он погиб. А вот Андреев Ефим Денисович сбил птицу покрупнее. В его прицеле оказался оберфельдфебель Гюнтер Толль из 7 отряда JG52. Это был хороший ас, имевший 40 побед на счету. В бою он был тяжело ранен и больше уже не воевал.

8 числа немцы взяли реванш у полка. Им удалось сбить самого командира, Моисея Степановича Токарева. Во время вылета на задание он шёл замыкающим, однако его ведомый возвратился на аэродром по причине отказа двигателя. В итоге уже по возвращении Токарев был атакован внезапно появившимся охотником и сбит. К сожалению, ас и командир погиб. На счету командира на момент гибели было 16 сбитых самолётов противника. В тот же день в другом бою немцы сбили Андреева Ефима Денисовича, который как раз накануне сбил Толля. На счету аса было на тот момент 9 побед. Он спасся с парашютом, но сильно обгорел и попал в госпиталь. Вообще этот день стал самым тяжёлым для 8 гиад. Так, при атаке на хе-111 погиб командир 88-го гиап Римша Стефан Стефанович, имевший 7 побед на счету. Его атаковал сзади бф-109. Также и  командир 41-го гиап Чупиков Павел Фёдорович был сбит в бою, чудом смог приземлиться на минное поле, самолет был разбит, но пилот всё же смог выбраться к своим. Кроме того, погиб командир ещё одного истребительного полка 2-й ВА - Уткин Яков Васильевич, командир 438 иап. Этот человек стоял у истоков советской авиации, был основателем и руководителем Саратовского авиаучилища. Однако на фронте он был недавно, и практического опыта боев не имел. В том же бою был сбит в будущем знаменитый ас Кожевников Анатолий Леонидович, уже имевший несколько побед на счету.

Ещё обиднее то, что ответить немецким истребителям на эти потери советские пилоты в тот день практически не смогли. Немцы понесли очень немного потерь, особенно в сравнении с прошлым днем. Одну неприятную потерю, впрочем, они понесли. Был сбит и попал в плен оберлейтенант Герхард Люти из 8 отряда JG52, имевший 28 побед на счету. Как установил Каминский, сбил его пилот Проценко Степан Андреевич из 516 иап.

Что до потерь командиров, то тут сработали известные немецкие асы. Римша попал в прицел Эриха Хартманна, а Чупиков, Токарев и Андреев пали жертвами атак одного пилота - Гюнтера Ралля, который в тот день в указанном районе проявлял повышенную активность. Благо и атаки были похожи - все данные советские асы были сбиты внезапными атаками с вертикалей.

Командиром 40 гиап был назначен Назаренко Дмитрий Павлович, выдающийся ас, достойный преемник Токарева.

На следующий день удалось немцам ответить очень достойно. Так, удалось сбить самого Ралля в районе Петровки, к востоку от Прохоровки. Он успел в том бою сбить два самолёта из состава 927 иап, который понёс большие потери, поэтому остатки его матчасти были приписаны к 41 гиап. Однако затем самолёт Ралля тоже попал под огонь Ла-5, советский пилот смог поймать аса на выходе из очередной атаки. Ралль смог совершить вынужденную посадку, сам он не пострадал, но самолет был разбит. Честь победы над столь сильным асом принадлежит пилоту 41 гиап Кулешову Владимиру Кузьмичу.

40 гиап тоже отработал очень успешно. Удалось одержать решительную победу над группой 7 отряда JG52. Этот бой описал командир 8-й гиад Ларюшкин Илья Павлович.

"В Июне 1943 года, во время одного из воздушных боёв юго - восточнее города Суджа, мы рассеяли группу немецких истребителей, а 2 из них загнали на бреющем полёте в сторону Курска и потеряли из виду... Спустя некоторое время нам сообщили, что оба Ме-109 совершили вынужденную посадку на нашей территории.

Немедленно вылетевшие на По-2 Капитан Комоса и Герой Советского Союза Капитан Китаев нашли на большом, несколько заболоченном поле и на опушке леса 2 исправных истребителя Ме-109F последней модернизации. Оказалось, что на этих машинах летали немецкие лётчики - испытатели, решившие опробовать их в реальном бою. Но, после полученной встряски, удрали, а Курская магнитная аномалия "помогла" им потерять ориентировку, израсходовать горючее и сделать вынужденную посадку. Увидев бежавших к ним наших солдат, один из лётчиков застрелился, а другой сдался в плен.

Капитаны Комоса и Китаев решили лететь парой. Однако при выруливании для взлёта с опушки леса самолёт Китаева увяз в заболоченном месте. Комоса взлетел благополучно. Но по пути встретил группу "Яков". Пришлось уходить от них на бреющем. Вскоре он приземлился на базовом аэродроме у станции Солнечная. Правда там его не ждали и, приняв за немецкого пилота, чуть не побили".

Как это часто случается, в воспоминаниях напутаны некоторые детали. Этот бой реально имел место быть, но не в июне, а в июле 43 года. И состоялся он как раз 9 июля. Конечно, забавно звучит, что это были якобы бф-109F последней модернизации. Вся люфтваффе давно летала на бф-109G, а "Фридрихи" если и остались, то разве что в каких-нибудь разведчастях. Никаких испытателей на них не летало.

Это был бой против четверки грозного 7 отряда JG52. Этот отряд сполна в тот день испытал горечь потерь. В районе Ивни шестёрка 40-го гиап, ведущий комэск Семенюк Иван Иванович, осуществляла патрулирование. Была замечена четверка бф-109. Семенюк решил атаковать, используя фактор внезапности, причём выбрал в качестве цели ведущего бф-109. Атака оказалась удачной, Семенюк видел, как атакованный им бф-109 пошёл к земле, но падения не видел. Однако позже ему эту победу засчитали. Как бы то ни было, действительно немецкая группа начала стремительно уходить на свою территорию, однако Семенюк успел обстрелять ещё один бф-109, который "загорелся и пошёл к земле". Засчитали ему и эту победу.

Это был бой против звена 7 отряда, ведущим был опытный ас лейтенант Эдмунд Россманн, имевший 93 победы на счету. В ходе вылета его ведомый, лейтенант Зигфрид Зайлер, из-за отказа мотора совершил посадку на вражеской территории. Россманн сел рядом, надеясь его спасти, однако не успел: их окружила советская пехота, Зайлер погиб, Россманн попал в плен. По некоторым данным, в плену он охотно сотрудничал с Советской стороной и выдал много секретной информации. Ведущий второй пары, фельдфебель Эрнест Лоберг, был подбит в бою, совершил вынужденную посадку и тоже попал в плен. Это был тоже хороший ас, имевший 25 побед на счету. В общем, вылет оказался благодаря Семенюку максимально неудачным.

По некоторым данным, однако, спасал Россманн не Зайлера, а именно Лоберга. Тут единой информации нет. Сомнений нет, что мотор Зайлера (либо Лоберга) поврежден в первой атаке. А во второй атаке Семенюк ещё сильнее повредил второй бф-109. Сомнений нет в одном: весь бой наш ас провел блестяще и сполна отквитался с немцами за неудачи прошлого дня.

7 отряд потерял в тот день и ещё одного своего аса, унтерофицера Вернера Хоэнберга, имевшего 33 победы на счету. Ас этот в районе Покровки был в ходе боя сбит, как он заявил, огнем с земли, спасся с парашютом, был обстрелян советской пехотой и ранен, но всё же сумел приземлиться на нейтральной территории и выжил, только вот выбыл надолго и на Восточный фронт уже не вернулся. Скорее всего, он тоже сбит истребителем. По месту и по примерным обстоятельствам, кстати, очень подходит заявка пилота всё того же 40-го гиап Бородачева Виктора Ивановича, также очень известного аса. Встретив в указанном районе группу бф-109, он атаковал с дистанции и сбил одного из них, к тому же проводил атаку из мертвой зоны. При таком способе немцы могли подумать, что работала зенитная артиллерия. Однако есть и другие заявки, вполне подходящие, например от пилотов 270 иап Дунаева и Меркушева.

Итак, подводя итоги боев полка, мы видим, что на Курской Дуге лётчики полка действовали весьма успешно, добились ряда побед над немецкими пилотами, в том числе и асами. Преуспели они и в борьбе с бомбардировщиками. Пример этого полка показывает, что лучшие советские полки ничем не уступали немецким соединениям, а порой и превосходили.

Судьба героев нашего повествования сложилась по-разному. Так, Китаев стал командиром 40 гиап после перевода Назаренко на должность штурмана дивизии. Но командовал недолго. Он был сбит 19 мая 44 года, имея на счету 31 победу, и попал в плен. Обстоятельства этого события обросли легендами. Якобы он в июле (!!) отправился на разведку в паре с другим асом, но был случайно подбит огнём вражеской ЗА, совершил вынужденную посадку и попал в плен. На самом деле по журналу боевых действий всё было иначе. Погода была плохая, однако было решено совершить перелет с аэродрома Зарубинцы в Тарнополь. Во время вылета Китаев отстал от группы и на аэродроме не появился. Он был признан пропавшим без вести. Ни о какой зенитке речи не шло, и это не был вылет на разведку. Конечно, возникает вопрос, как такой ас мог заблудиться? Однако надо вспомнить, что погода была очень облачной, а Китаев шёл замыкающим, страхуя своих. В такой ситуации нередко теряли строй даже самые опытные асы. А дальше вмешался в дело тот самый случай. Аса случайно обнаружил немецкий пилот, оберлейтенант Фриц Лоозе из 12 отряда JG54, и сбил его. Китаев был в конце войны освобождён, вернулся в полк, однако вскоре был уволен из армии якобы по собственному желанию. Жил он тихо, мемуаров не писал, интервью не давал.

Увы, 7 октября 43 года в небе Киева погиб Андреев Ефим Денисович в большом групповом бою, одержав 15 побед на момент гибели. Сбил его известный ас Хорст Адемайт. Там же погиб Кулешов Владимир Кузьмич 3 ноября, будучи уже штурманом 40 гиап, имея 21 победу на счету. Сбит он огнём стрелка фв-189.

Но большинство главных героев нашего повествования - Семенюк, Бородачев, Юханов,Чупиков, благополучно летали до конца Войны. Семенюк ещё и в Корейской участвовал, правда счёт там пополнить не смог.