Пересказки, часть 69-яя, о формуле красоты...

Еквалпе Тимов-Маринушкин
«Пересказки, часть 69-яя, о формуле красоты и… не только в романе «Картина» Д.А. Гранина»
из сборника: «Записная книжка»
Часть №69

Читаю Гранина у моря
не в первый раз – в какой уж раз? –
в нём столько силы, света, воли,
не отвезти от книги глаз,
его "Картина" бесподобна,
в ней сила жизни, чистота,
сомненье, поиск, мысль свободна,
и в каждом вздохе... КРАСОТА.

     Вот как книге удаётся найти своего читателя?.. Как?..
     Загадка!
     Иногда она сразу попадает в благодатную для себя среду и становится весьма востребованной и популярной. А иногда на это уходят годы, десятилетия и даже века.
     Думается, нет смысла приводить тому примеры – их множество! – тут не об этом.
     Просто эта, случайно свалившая буквально в руки с верхней полки нашего книжного архива, внешне незатейливая, в темно-зелёной запылённой от времени обложке, и, похоже, никем прежде не прочитанная, книга Даниила Гранина «Картина» с первых строк ошеломляет своей глубиной, неповторимостью и актуальностью сегодняшнего дня.
     Где ж ты была… прежде?
     Почему не давала о себе знать нам, потерявшись на полках в закромах прошлой родительской эпохи? Хотя, может быть, она потерялась лишь в отношении меня, нас?.. Но и в «великом и ужасном» Интернете про неё практически ничего нет, лишь сухие статистические данные о тираже, да пара десятков разношёрстных отзывов, мол, книга о прошлой давно забытой жизни советских функционеров небольшого провинциального областного центра.
     В общем, похоже, нам всем ещё только предстоит открыть этот, поистине, величайший роман, мимо которого не пройдёшь, не промчишься, укрывшись за повседневностью. И хотя ему уже скоро минует полвека (1979 года) многие, подчас откровенно философские и даже где-то мистические мысли в нём Даниила Александровича о непостижимости человеческой души, современного устройства социума и мироздания в целом непросто ультрасовременны, но подчас, кажется, даже и преждевременны. А сколько в них сомнений и… мечтаний, сколько наблюдений и открытий, сколько красоты – той самой, что спасает жизнь! – наполненной поиском смысла жизни и смерти, понятием долга и чести, верой в любовь и дружбу, что становится, поистине, не по себе – словно автор заглядывает в святое святых наших собственных терзаний. И в этом всём, точнее – поверх этого всего, он словно накладывает свои понятые им одним мазки подлинной «Картины жизни», выводя из неё едва уловимую формулу собственного понимания красоты и чистоты в ней.
      «…зачем вам… картины, они требуют…»!
     Да, красота не только спасает, но и требует, а это так трудно перенести, принять, особенно сейчас, в век информатизации, урбанизации и унификации всего информационного пространства вокруг!
     Одним словом – время для романа Даниила Александровича «Картина» пришло, приходит!
     Эта книга теперь, как никогда, зовёт вперёд к добру и свету, становится актуальным путеводителем. Её следует переиздавать и переиздавать, изучая в старших классах наших школ и вузов, как лучшее литературное отражение действительности высокоинтеллектуальной эпохи конца восьмидесятых и одно из перспективнейших современных философских суждений понимания устройства Мира. Жаль только, что в этой его честной  «формуле» жизни не осталось места милой, как обычно это случается в художественных произведениях, утопии – безоговорочно счастливого конца.
     За правду жизни приходится платить и жертвовать.
     Но она, эта его Правда, того стоит!
     Впрочем, здесь, как обычно в Пересказках, никаких отзывов и пересказываний сюжета не будет, лишь привычная констатация нахождения в нём собственных сомнений, поиска и мечтания на протяжении всей этой пятисот страничной оды всепобеждающей красоте жизни, которую процитирую особо понравившимися словами автора:

     «Не торопясь он ходил из зала в зал, отдыхая от московской мельтешни».
     «Что важно – так это информировать первому. Кто первее, тот правее. Запоздаешь – и тогда доказывай…».
     «Недоверие лучше всего заставляет выкладываться. Не следует показывать своего интереса. Не веришь, слушать неохота – это-то и подстрекает рассказчика…».
     «Лучше в обиженных уходить, чем в обидчиках…».
     «Лучше всего было иметь дело со средним звеном, даже с «низшим персоналом»…».
     «…человек после сорока предпочитает хороших слушателей».
     «Математику, биологию они будут изучать и в своих вузах, на разных курсах, там о специальности позаботятся. Искусство же – наше дело. Поймите: то, что мы успеем дать им в школе, с тем они и останутся. На всю жизнь. Этому, кроме нас, кроме школы, к сожалению, никто не научит… только, если они сами. Но для этого надо в них вселить любовь. Успеть! Хотя бы интерес зажечь. Во взрослости уж поздно. Это так важно!..».
     «Совесть даёт себя знать при нарушении, а вот душа, она и при чистой совести может тосковать и куда-то стремиться. Душа – это совсем иное. …Для самого же организма красота есть признак души. Мёртвый некрасив – душа ушла. Если б мы могли издали увидеть земной шар, то и он оказался бы красивым. Потому что земной шар – существо тоже живое. Разница та, что у него другое время жизни. Миллиарды лет. …Человек тоже для чего-то полезен, но, в отличие от других существ, он ещё не узнал, для чего он, поскольку он появился недавно. …И для человека природа определила своё назначение, которое и есть смысл его жизни. …Художник, он, если настоящий, то – провидец. Через него можно связаться с природой. …Красота – источник слабости. …В человеке время идёт болезненно, не так спокойно, как в дереве или рыбе. …Личность не должна форсировать ход развития. Всё, что следует, произойдёт само по себе. Зачем надрываться и перенапрягать систему?..».
     «Я всё думаю, откуда эта красота взялась? Без картины-то – обыкновенный участок. А при сопоставлении с картиной, появляется красота. Спрашивается, где же она находится? Почему самостоятельно мы её не обнаруживаем?».
     «…к настоящим произведениям живописи надо относиться, как к высочайшим особам. Надо стоять перед ними и ждать, пока они удостоят заговорить с вами…».
     «…это счастье – не понимать подлости. …Понимать – значит снижаться».
     «Иметь подчинённых – значит быть несвободным».
     «Судьба – это выше разума, любой разум отступает перед абсурдностью смерти».
     «Добро обладает одной особенностью. Зло, причинённое вам, вы можете простить, забыть. А доброе дело ни простить, ни отомстить нельзя».
     «Не связывайтесь вы с ней… Хлебнёте… зачем вам… картины, они требуют… они мне всю душу…».

12.10.2023г.

     Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь, а также приносит свои извинения скрупулезными лингвистами за возможные стилистические и орфографические ошибки, допущенные в черновике-рукописи, написанной на ходу по горячим следам прочтения замечательной книги, при нахождении которых предлагает просто направить их администратору группы «Питер из окна автомобиля» на любой удобной платформе (ВК, ОК, ТМ), либо оставить их прямо под текстом.
     Спасибо за внимание и… сопереживание.