Тропинка первая моя

Борис Киселёв
 В первое самостоятельное путешествие нас с братом Лёшей родители отправили когда я закончил восемь классов, а Лёша девять. Наш путь пролегал в Талды курганскую область где проживала в то время Таисия Максимовна сестра отца. Елизавета Ивановна преподаватель по географии, моя любимая учительница, вылетала в Алма-Ата к брату. Вместе с Елизаветой Ивановной летел её сын и наш друг Шурик. Вот родители и совместили нашу поездку хотя бы в одну сторону со взрослым человеком.
В то время летал Ан-2 из Целинограда в Балкашино с посадкой в Каменке. Самолёт частенько проваливался в воздушные ямы. Сердце замирало, но настроение было превосходное и я пел, не в слух конечное, а про себя:
– Тропинка первая моя
– Лети от школьного порога
– Пройди все земли и моря
– И стань счастливою дорогой
Лёша сидел бледный. Елизавета Ивановна дала нам пакеты из плотной бумаги, и объяснила для чего это. Вскоре у Лёши началась рвота и в пакет полетели огурцы съеденные в аэропорту. А у меня всё обошлось.
В Целинограде нам пришлось несколько часов посидеть в аэропорту в ожидании самолёта до Алма-Ата. В Алма-Ата мы летели на Ил-18. Попив вкусной газировки я рассматривал в иллюминатор сказочно-красивые причудливые облака и пел свою любимую «Тропинку». С тех пор у меня вошло в привычку петь в дороге эту песню. В Алма-Ата мы доехали автобусом из аэропорта до автостанции. Купили билеты на Талды-Курганский автобус до нужной станции. Оставалось ещё время погулять, чем мы и воспользовались. На что я тогда обратил внимание так это на яблоки. Они росли не только в садах за заборами, но и просто на улице. Алма-Ата переводится как отец яблок и это вполне заслуженное название.
Несколько часов ехали по пустынной местности. Никаких поселений, только голая каменистая степь и почти никакой растительности. Изредка на возвышенных местах встречались мазарки(мусульманские кладбища). Наконец впереди показалась цветущая долина. Это Семиречье. Дома и сады тянулись непрерывно. Остановки автобуса стали частыми и с названием посёлков, хотя границ этих посёлков реально не было видно. Шла сплошная застройка в основном одноэтажными частными домами, в окружении плодовых деревьев. На нужной остановке мы вылезли и без труда нашли дом родственников.
Прожили мы у тёти Таси недели две. Шла вторая половина августа. Ягода уже отошла, но была ещё не вся убрана черешня, был виноград, яблоки, груши и всё это можно было есть как говорится «прямо с куста». На другой день мы пошли на рынок за свежим мясом. Там я впервые отведал молодую кукурузу, отваренную вместе с кочерыжкой.
Хорошо запомнилось как мы ездили на огород за подсолнухами. Ехали на небольшой телеге, которую тащил ослик. На передке сидел дядя Лёня, (муж тёти Таси), а мы с Лёшей в телеге. На огороде у них росла картошка и подсолнухи. Земля там глинистая, и всё поливается из арыка. А у нас на Целине чернозём, но нет ни дождей ни арыков, а потому и урожай не всегда рассуждал я. Мы скручивали шляпы у подсолнухов и складывали их в телегу. Ещё подкопали с полмешка картошки и тоже положили в телегу. Дядя Лёня сел на передок и сказал нам чтобы садились прямо на подсолнухи, которыми была заполнена телега доверху.
- Да мы пешком пойдём, ослику ведь тяжело,- сказал Лёша.
Нормально ослику, засмеялся дядя Лёня, — садитесь.
Дома мы отшелушили все подсолнухи, расстелили одеяла на крыше сарая и рассыпали семечки по одеялам. Теперь эта крыша стала нашим любимым местом отдыха. Днём мы здесь загорали, грызли семечки и читали журналы. А шляпы подсолнухов с удовольствием хрумкал ослик.
Ещё хорошо запомнилась поездка на какую-то речку текущую с гор. Местность открытая, отчётливо были видны горы с заснеженными вершинами. Нам сказали что эти горы в Китае. На перекатах этой речки мы ловили хариусов. Без поплавка и на муху. Я тоже поймал двух рыбок похожих на маленькую селедку. На мелководье речки просматривались красивые камушки которые я насобирал и привёз домой. Позже я отдал их вместе с другими в школьную коллекцию минералов.
Две недели пролетели быстро. Пора было возвращаться. Я не помню чем у нас были набиты две большие сумки. Но ведро с вишнёвым вареньем я запомнил хорошо. Десяти литровое эмалированное, зелёного цвета, полное варенья. Да ладно бы себе домой везли. А то ведь это родственники дяди Лёни навязали, чтобы мы передали в Каменке их родственникам.
Но самое интересное нас ожидало на железнодорожном вокзале в Алма-Ата. Нам несмышлёнышам первый раз, отправившихся в путешествие, было неизвестно, что последние числа августа это совсем неподходящее время для поездок, если не купить билеты заранее. У касс толпилось множество пассажиров от которых мы узнали, что на нужный нам поезд билетов нет. Но очередь была, люди стояли в надежде что по прибытию поезда выбросят немного билетов.
Мы тоже заняли очередь, и стояли на что-то надеясь. Но вот по репродуктору объявили, что наш поезд вышел из соседней станции и имеются свободные места. Что тут началось?! Народ как с ума посходил. Одни вклиниваются в очередь, другие в наглую лезут к окну кассира, третьи требуют соблюдения очереди. Лёшу добросовестно стоящего в своей очереди оттеснили. Давка продолжалась до тех пор, пока не объявили что билетов на этот поезд нет. Давка прекратилась и пассажиры стали восстанавливать очередь. Кто-то сказал, что пойдёт к начальнику вокзала.
- И я пойду к начальнику вокзала,- сказал я Лёше.
Начальником вокзала оказалась белокурая женщина средних лет. А я в своём восьмом А был самым маленьким в классе, и выглядел как шестиклассник. Я пожаловался ей, что билетов нет и мы с братом опаздываем в школу. Женщина одарила меня материнским взглядом и спросила:
- А брат где?
- В очереди стоит.
- Пойдёмте.
Я подвёл её к Лёше. Женщина взяла его за руку и увела к кассиру через служебный вход. От кассира Лёша вышел с билетами. И в это время объявили о прибытии нашего поезда на первый путь. Лёша взял обе сумки, а я ведро с вареньем и мы выскочили на перрон. Наш вагон оказался в конце состава. Вдоль стены вокзала стояли тележки для носильщиков. На одну из них я водрузил ведро с вареньем, а Лёша поставил обе сумки, и толкая впереди себя тележку я запел во всё горло:
– Тропинка первая моя
– Лети от школьного порога
– Пройди все земли и моря
– И стань счастливою дорогой