Мистика склепов исполняющих желания!

Ольга Сангалова
        «При катастрофах естественно искать помощи у старшего поколения - живого или не очень…».
      
        Родилась в роддоме, который располагался  рядом с Введенским кладбищем города Москвы. Перед днём рождения 2023 года,  руку в запястье сломала, увидела экскурсию «Склепы, исполняющие желания», про Введенское кладбище, решила пойти.
       Введенское кладбище находится на юго-востоке Москвы, не далеко от  метро Лефортово, на Введенских горах, которые протянулись по левому берегу реки Яузы. Введенские горы представляют собой высокую надпойменную террасу(до 145 метров) с крутыми склонами, изрезанными оврагами. С северной стороны они ограничены долиной реки Хапиловки, на юге протекала река Синичка(спрятана в коллектор) при впадении которой в Яузу находилось село Введенское, давшее им название.
       В правлении  Екатерина II свирепствовала чума, в результате в 1771 году на правом берегу Синички основали Немецкое (ныне Введенское) кладбище.  Некрополь имеет два входа,  ворота  выполнены из кирпича во второй половине  19 веке Александром Мейнардом  в стиле неоготики.  Кладбище не привычно для нашего глаза, множеством  склепов, часовен, скульптур.  До Екатерины II трупы преступников и нищих, по полгода не придавали земле, потом хоронили в общих могилах, а тут  каменные склепы и часовни. Видимо поэтому , Введенское кладбище стало одним  из излюбленным мест прогулок москвичей и местом исполняющим желания!
        Введенское кладбище  интернациональное. В  разное время на кладбище были похоронены многие известные личности:  Люсьен Оливье,  «Святой доктор» Фёдор Гааз, аптекари Феррейны, композитор Александр Гедике, писатель Михаил Пришвин, художник Виктор Васнецов, архитектор Константин Мельников, актриса Татьяна Пельтцер и многие другие.  Склепы  и надгробия на кладбище создавали известные  архитекторы:  Шехтель, Кекушев  Быковский,  Амлонг и другие.  Девять часовен и мавзолеев Введенского кладбища признаны памятниками архитектуры.  Экскурсовод обращает наше внимание на скульптуры плакальщиц, из белого итальянского мрамора, покров статуй сделан с таким мастерством,что кажется их  шевелит ветер.
        Прежде чем пойти к чудотворной часовне  Зосимы,  экскурсовод рассказывает   о Тамаре  Павловне Кронкоянц (11.08.1932 - 11.05.2019), стараниями которой  она была возведена. Тамара Павловна долго  болела, врачи говорили, что долго она  не проживёт. Раз женщине приснился сон, ей сказали , что нужно пойти на Введенское кладбище и привести в порядок часовню Эрлангеров. После сна Т.П.Кронкоянц  стала жить на кладбище, собирая  милостыню. Ей удалось не только восстановить мавзолей  Эрлангеров, но  построила  часовню над могилой последнего схиархимандрита Троице-Сергиевой Лавры Зосимы (Захарий).Ещё при жизни  Захарий  обладал ясновидения, к нему обращались с вопросами о правильности выбора пары и другим. В наше время, Зосиму признали Святым, его мощи перенесли в Троице Сергиеву Лавру, но  людской поток  к его  часовне  не иссяк. Выполняя своеобразный обет, Тамара Павловна  прожила ещё 10 лет, о ней снят документальный фильм "Прощёное воскресенье" режиссёра Сергея Роженцева,советую посмотреть.      
         После  часовни Зосиме, идём к мавзолею Эрлангеров, восстановленному  Т.П.Кронкоянц. В июне 1910 года скончался Антон Максимович Эрлангер - московский предприниматель немецкого происхождения, ещё при жизни прозванный «мукомольным королём». Он построил в Сокольниках первую в России паровую вальцевые мельницу и первую школу мукомолов. До сих пор  в Сокольниках  работает хлебобулочный комбинат основанный им. Проект мавзолея Эрлангеров выполнил Федор Шехтель, эскиз мозаики «Христос Сеятель» сделал Кузьма Петров-Водкин. Мозаику набрали в санкт-петербургской мастерской Владимира Фролова. В мавзолее похоронен  Александр Эрлангер,  покончивший с собой в 1914 году, он стал  единственным представителем семьи, похороненным в  усыпальнице.  Так-как часовню открывают редко, экскурсовод показывает  фото  мозаичной  иконы, на ней Христос  в полный рост, сеет зерно и любовь! Есть поверье, что написанное на часовне  исполняется, поэтому её стены  исписаны. В наши дни в избежание вандализма,  на двери часовни повесили  почтовый ящик. Экскурсовод говорит, что для исполнения желания достаточно обойти  творение  Шехтеля, дотронутся до стены и попросить.         
         На Введенском кладбище много и других захоронений, которым приписывают исполнение желаний. Здесь покоится француз Люсьен Оливье, автор знаменитого салата, его могилу нашли в 2009 году,  в результате ревизии захоронений. С той поры  к могиле  Оливье началось паломничество. Сюда  приходят люди, мечтающие  найти работу в ресторане или кафе, либо открыть своё дело в области питания.
        В глубине Введенского кладбища скрывается склеп знаменитого в XIX веке доктора Александра Овера. Бытует  поверье, что если возле его часовни сказать: "Доктор Овер", а потом попросить, то желание исполнится.
        Идём к могиле ещё у одного  доктора - главного тюремного врача Москвы  Фридрих Иосиф Гааз, он родился в августе 1780 года, умер 16 августа 1853 года. Был он  врачом немецкого происхождения, он добился  облегчения кандалов и жизни заключённых, за его деяния его называли - "Святой доктор". Есть поверье, что  если  потрогать гранитную глыбу на могиле Гааза, то просьба  исполнится. На постаменте  девиз  доктора: «Спешите делать добро». В наши дни  Фридрих Гааз признан  -  Святым!
        Идём дальше, экскурсовод обращает наше внимание на самое   надгробие, посвящено известному в 19 веке виноторговцу Филиппу Депре. Мраморное надгробие с латинским равноконечным крестом — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Вся композиция - не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.
        Ещё один мавзолей дореволюционный олигарха Людвига Кнопа, изначально возведённого в «руинированном» виде. Перед ним стояла бронзовая фигура Иисуса, который рукой указывал вниз на фигуру юродивого. В советские годы, этому Иисусу стали приписывать  чудодейственные свойства. Считалось, если испить дождевой  водицы с руки Иисуса,то можно  исцелиться.  Даже матушка Матрона в 1943 году посылала за водой на кладбище свою помощницу. Страждущие,  приходили с водой, одной рукой её лили на скульптуру, другой собирали. Очередь к  Иисусу стояла через всё кладбище, поэтому её убрали.
        Больше всего поразила самая изящная  усыпальница  кладбища - захоронение  Георга Лиона  и Александры Рожновой. По каким-то причинам, пара не могла вступить в брак, но это не помешало лежать вместе на кладбище. Компания, в которой работал Лион, он был бельгийского происхождения, поставляла материалы на строительство транс - сибирской магистрали. Георг умер раньше, чем Александра, он завещал похоронить их вместе, больше о них ничего не известно. Усыпальница  выполнена итальянским  мастером  Гвиди  в виде полукруглой, окруженной колоннадой площадки, к которой ведут ступеньки.  Посередине колоннады установлен «Остров мертвых» - мозаичная репродукция одноимённой картины  швейцарского символиста Арнольда Бёклина.  Собирал мозаику выдающийся русский мозаичист Фролов, который  собирал мозаики в соборе Спаса на крови,  в часовне Эрлангеров, Мавзолее,  на станциях метро: Маяковская, Киевская и Автозаводская.
         Картина "Остров мертвых" стала самым известным произведением  Арнольда Бёклина. Композиция навеяна древнегреческим мифом о нимфе Калипсо  и Одиссее. Репродукции этой картины "висели в каждой дворницкой", описание встречается даже в романе "12 стульев" Ильфа и Петрова, как часть интерьера гадалки  бывшей возлюбленной Воробьянинова, Елены Станиславовны.  Поклонником этой  картины был  - Адольф Гитлер. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.   
         Выбранный для памятника, Фрагмент картины, является  символичным. Это знаковое изображение лодки, которая перевозит души  на остров и  заставляет задуматься о том, что остается после нашей смерти. Мозаичное панно  «Остров мертвых» создано Фроловым в 1910 году. Мастер  использовал уральские самоцветы, причём   более светлого тона, чем у художник. Владел Фролов и кинетической живописью, если посмотреть в свете луны на эту мозаику, то можно увидеть движение волн. Но и при свете  дня мозаика, кажется живой, смотришь и создаётся светлое  ощущение, что смерть несёт в себе одновременно  конец  и  начало  новой жизни.
         Введенское кладбище это сочетание  гор и оврагов, гениальной архитектуры и скульптуры, которые заставляют переосмыслить жизнь  и  исполняют желания!
на фото мозаика «Остров мёртвых», Введенское кладбище, город Москва