«При катастрофах естественно искать помощи у старшего поколения - живого или не очень…».
Родилась в роддоме, который располагался рядом с Введенским кладбищем города Москвы. Перед днём рождения 2023 года, руку в запястье сломала, увидела экскурсию «Склепы, исполняющие желания», про Введенское кладбище, решила пойти.
Введенское кладбище находится на юго-востоке Москвы, не далеко от метро Лефортово, на Введенских горах, которые протянулись по левому берегу реки Яузы. Введенские горы представляют собой высокую надпойменную террасу(до 145 метров) с крутыми склонами, изрезанными оврагами. С северной стороны они ограничены долиной реки Хапиловки, на юге протекала река Синичка(спрятана в коллектор) при впадении которой в Яузу находилось село Введенское, давшее им название.
В правлении Екатерина II свирепствовала чума, в результате в 1771 году на правом берегу Синички основали Немецкое (ныне Введенское) кладбище. Некрополь имеет два входа, ворота выполнены из кирпича во второй половине 19 веке Александром Мейнардом в стиле неоготики. Кладбище не привычно для нашего глаза, множеством склепов, часовен, скульптур. До Екатерины II трупы преступников и нищих, по полгода не придавали земле, потом хоронили в общих могилах, а тут каменные склепы и часовни. Видимо поэтому , Введенское кладбище стало одним из излюбленным мест прогулок москвичей и местом исполняющим желания!
Введенское кладбище интернациональное. В разное время на кладбище были похоронены многие известные личности: Люсьен Оливье, «Святой доктор» Фёдор Гааз, аптекари Феррейны, композитор Александр Гедике, писатель Михаил Пришвин, художник Виктор Васнецов, архитектор Константин Мельников, актриса Татьяна Пельтцер и многие другие. Склепы и надгробия на кладбище создавали известные архитекторы: Шехтель, Кекушев Быковский, Амлонг и другие. Девять часовен и мавзолеев Введенского кладбища признаны памятниками архитектуры. Экскурсовод обращает наше внимание на скульптуры плакальщиц, из белого итальянского мрамора, покров статуй сделан с таким мастерством,что кажется их шевелит ветер.
Прежде чем пойти к чудотворной часовне Зосимы, экскурсовод рассказывает о Тамаре Павловне Кронкоянц (11.08.1932 - 11.05.2019), стараниями которой она была возведена. Тамара Павловна долго болела, врачи говорили, что долго она не проживёт. Раз женщине приснился сон, ей сказали , что нужно пойти на Введенское кладбище и привести в порядок часовню Эрлангеров. После сна Т.П.Кронкоянц стала жить на кладбище, собирая милостыню. Ей удалось не только восстановить мавзолей Эрлангеров, но построила часовню над могилой последнего схиархимандрита Троице-Сергиевой Лавры Зосимы (Захарий).Ещё при жизни Захарий обладал ясновидения, к нему обращались с вопросами о правильности выбора пары и другим. В наше время, Зосиму признали Святым, его мощи перенесли в Троице Сергиеву Лавру, но людской поток к его часовне не иссяк. Выполняя своеобразный обет, Тамара Павловна прожила ещё 10 лет, о ней снят документальный фильм "Прощёное воскресенье" режиссёра Сергея Роженцева,советую посмотреть.
После часовни Зосиме, идём к мавзолею Эрлангеров, восстановленному Т.П.Кронкоянц. В июне 1910 года скончался Антон Максимович Эрлангер - московский предприниматель немецкого происхождения, ещё при жизни прозванный «мукомольным королём». Он построил в Сокольниках первую в России паровую вальцевые мельницу и первую школу мукомолов. До сих пор в Сокольниках работает хлебобулочный комбинат основанный им. Проект мавзолея Эрлангеров выполнил Федор Шехтель, эскиз мозаики «Христос Сеятель» сделал Кузьма Петров-Водкин. Мозаику набрали в санкт-петербургской мастерской Владимира Фролова. В мавзолее похоронен Александр Эрлангер, покончивший с собой в 1914 году, он стал единственным представителем семьи, похороненным в усыпальнице. Так-как часовню открывают редко, экскурсовод показывает фото мозаичной иконы, на ней Христос в полный рост, сеет зерно и любовь! Есть поверье, что написанное на часовне исполняется, поэтому её стены исписаны. В наши дни в избежание вандализма, на двери часовни повесили почтовый ящик. Экскурсовод говорит, что для исполнения желания достаточно обойти творение Шехтеля, дотронутся до стены и попросить.
На Введенском кладбище много и других захоронений, которым приписывают исполнение желаний. Здесь покоится француз Люсьен Оливье, автор знаменитого салата, его могилу нашли в 2009 году, в результате ревизии захоронений. С той поры к могиле Оливье началось паломничество. Сюда приходят люди, мечтающие найти работу в ресторане или кафе, либо открыть своё дело в области питания.
В глубине Введенского кладбища скрывается склеп знаменитого в XIX веке доктора Александра Овера. Бытует поверье, что если возле его часовни сказать: "Доктор Овер", а потом попросить, то желание исполнится.
Идём к могиле ещё у одного доктора - главного тюремного врача Москвы Фридрих Иосиф Гааз, он родился в августе 1780 года, умер 16 августа 1853 года. Был он врачом немецкого происхождения, он добился облегчения кандалов и жизни заключённых, за его деяния его называли - "Святой доктор". Есть поверье, что если потрогать гранитную глыбу на могиле Гааза, то просьба исполнится. На постаменте девиз доктора: «Спешите делать добро». В наши дни Фридрих Гааз признан - Святым!
Идём дальше, экскурсовод обращает наше внимание на самое надгробие, посвящено известному в 19 веке виноторговцу Филиппу Депре. Мраморное надгробие с латинским равноконечным крестом — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Вся композиция - не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.
Ещё один мавзолей дореволюционный олигарха Людвига Кнопа, изначально возведённого в «руинированном» виде. Перед ним стояла бронзовая фигура Иисуса, который рукой указывал вниз на фигуру юродивого. В советские годы, этому Иисусу стали приписывать чудодейственные свойства. Считалось, если испить дождевой водицы с руки Иисуса,то можно исцелиться. Даже матушка Матрона в 1943 году посылала за водой на кладбище свою помощницу. Страждущие, приходили с водой, одной рукой её лили на скульптуру, другой собирали. Очередь к Иисусу стояла через всё кладбище, поэтому её убрали.
Больше всего поразила самая изящная усыпальница кладбища - захоронение Георга Лиона и Александры Рожновой. По каким-то причинам, пара не могла вступить в брак, но это не помешало лежать вместе на кладбище. Компания, в которой работал Лион, он был бельгийского происхождения, поставляла материалы на строительство транс - сибирской магистрали. Георг умер раньше, чем Александра, он завещал похоронить их вместе, больше о них ничего не известно. Усыпальница выполнена итальянским мастером Гвиди в виде полукруглой, окруженной колоннадой площадки, к которой ведут ступеньки. Посередине колоннады установлен «Остров мертвых» - мозаичная репродукция одноимённой картины швейцарского символиста Арнольда Бёклина. Собирал мозаику выдающийся русский мозаичист Фролов, который собирал мозаики в соборе Спаса на крови, в часовне Эрлангеров, Мавзолее, на станциях метро: Маяковская, Киевская и Автозаводская.
Картина "Остров мертвых" стала самым известным произведением Арнольда Бёклина. Композиция навеяна древнегреческим мифом о нимфе Калипсо и Одиссее. Репродукции этой картины "висели в каждой дворницкой", описание встречается даже в романе "12 стульев" Ильфа и Петрова, как часть интерьера гадалки бывшей возлюбленной Воробьянинова, Елены Станиславовны. Поклонником этой картины был - Адольф Гитлер. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.
Выбранный для памятника, Фрагмент картины, является символичным. Это знаковое изображение лодки, которая перевозит души на остров и заставляет задуматься о том, что остается после нашей смерти. Мозаичное панно «Остров мертвых» создано Фроловым в 1910 году. Мастер использовал уральские самоцветы, причём более светлого тона, чем у художник. Владел Фролов и кинетической живописью, если посмотреть в свете луны на эту мозаику, то можно увидеть движение волн. Но и при свете дня мозаика, кажется живой, смотришь и создаётся светлое ощущение, что смерть несёт в себе одновременно конец и начало новой жизни.
Введенское кладбище это сочетание гор и оврагов, гениальной архитектуры и скульптуры, которые заставляют переосмыслить жизнь и исполняют желания!
на фото мозаика «Остров мёртвых», Введенское кладбище, город Москва