Направленность в эволюции и цели устойчивого разви

Владислав Ячменев
          Ячменев В.А. Направленность в эволюции и цели устойчивого развития. Экологический ежегодник. 2015.    № 8. Челябинск, с. 38-48.
www.ecology-science.com
               
В.А. Ячменев

Направленность в эволюции и цели устойчивого развития

АННОТАЦИЯ: Научно обоснованная постановка целей устойчивого развития человечества возможна при учете закономерностей развития окружающего мира и самого человека. Но для выявления таких закономерностей предварительно необходимо уточнить основные этапы этого развития. Основанием для классификационного деления этапов эволюционного развития мира выбрана форма взаимодействия материи. На основе анализа форм взаимодействия материи предлагается авторская классификация различных форм направленности процессов развития в неживой и живой природе. Ведущую роль в эволюционном развитии мира играют две формы проявления направленности – частично замкнутая циклическая направленность и системная направленность. Они имеют сложную структуру, состоящую из шести уровней. В целом циклическая направленность ведет к развитию мира, системная – к его структурированию и сохранению. Выявленные формы направленности относятся к метафизике, на очереди после выделения этапов становления форм сознания и познания – выявление форм направленности эпистемологических процессов и субъективного мира.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формы взаимодействия материи, направленность, эволюция, цели устойчивого развития.

                Постановка проблемы

Разнообразие глобальных катастроф, с которыми человечество в перспективе может столкнуться, достаточно велико [1, 19], однако если учитывать вероятность их возникновения, а также меру нашей ответственности за происхождение таких катастроф и возможности их предотвращения, то наиболее актуальной на современном этапе представляется угроза экологической катастрофы. Однако многочисленные алармистские заявления о неизбежности экологической катастрофы без объяснения конкретных механизмов реализации и реальных путей ее предотвращения привели к определенному «привыканию» общественного сознания к данной угрозе, то есть фактически произошла рационализация возникшего в свое время когнитивного диссонанса.

В рамках рационализации к экологической угрозе относят такие известные и понятные процессы, как загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, вырубка лесов, опустынивание и т. д. Все это имеет место, но считается, что к каждому из этих процессов человек в той или иной степени способен или адаптироваться, или предпринять технические меры по уменьшению наносимого ущерба. Поэтому общество в целом относится к некоторому ухудшению экологических условий своего существования теперь вполне терпимо, полагая, что это неизбежная плата за прогресс и повышенную комфортность.

Суть же проблемы заключается в том, что достаточно оптимальные для жизни человека параметры внешней среды: температура, содержание газов в атмосферном воздухе, например, углекислого газа и кислорода, и ряд других – поддерживаются на нужном уровне биотой. То есть происходит биотическая регуляция параметров окружающей среды в пределах, приемлемых для высокоорганизованных форм жизни [6]. Человечество же сегодня быстрыми темпами уменьшает регулирующую способность биосферы путем загрязнения и ослабления природных систем и их прямого уничтожения. При сохранении такой тенденции на определенном этапе ряд параметров окружающей среды выйдет из-под контроля биосферы, что приведет к ее перестройке и установлению новых конечных параметров, часть из которых может оказаться непригодной для высокоорганизованных форм жизни.

Актуальность экологической проблемы в свое время была признана мировым сообществом (но без четкого понимания механизмов ее возможного перерастания в катастрофу). На саммите в Рио-де-Жанейро в 1992 году за основу мирового развития была принята концепция устойчивого развития [17]. Поскольку она стала результатом определенного компромисса между различными силами, являясь в этом плане больше политическим документом, чем научным, то цели устойчивого развития четко сформулировать не удалось. Вернее, были заявлены только миссия – «удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» и множество различных задач.

На Саммите тысячелетия в 2000 году была принята Декларация тысячелетия ООН [8], в которой были обозначены 8 целей, трансформировавшихся в 2001 году в цели развития тысячелетия (ЦРТ). Хотя основная идея этих целей первоначально состояла в улучшении социальных и экономических условий (только одна цель касалась вопросов экологической безопасности) в наиболее бедных странах, постепенно они фактически подменили цели устойчивого развития, поскольку последние к этому времени так и не были сформулированы.

Итоги реализации концепции устойчивого развития за последние два десятилетия были подведены в 2012 году на Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де Жанейро. В целом было отмечено продолжение процесса ухудшения состояния окружающей природной среды, что говорит о необходимости принятия дополнительных мер по ее защите. Одной из таких мер, в соответствии с принятым на Конференции документом «Будущее, которого мы хотим», являлась задача разработки до 2015 года целей устойчивого развития [3].
 
В сентябре 2015 года такие цели были приняты [18]. Из 17 намеченных целей 7 целей можно отнести к социальной сфере, 4 – к экономической, 2 – к политической и 4 – к экологической сфере. Основной крен, как и ранее, сделан на решение проблем социального развития, однако следует отметить увеличение доли экологических проблем, заявленных к решению. В то же время слабо просматриваются системность и взаимосвязь поставленных целей, их научная обоснованность. В основном фактически поставлена задача решения наиболее острых и злободневных текущих проблем, имеющих значительный социальный отклик, поэтому данные цели имеют промежуточный характер.
 
Одной из причин отсутствия четких целей устойчивого развития является сложность постановки общих для различных государств и сообществ целей не только в силу их различия, обусловленного культурными особенностями стран и народов, но и с тем, что в социальном (и не только) управлении под целью подразумевают субъективный образ желаемого будущего. Коллективность процесса постановки целей устойчивого развития не отменяет факта их субъективности, к тому же находящейся под сильным политическим влиянием. Научное обоснование целей устойчивого развития возможно в том случае, если для целеполагания получится найти относительно объективную основу в процессах развития окружающего мира. Речь идет не о нахождении целей устойчивого развития в природе, а об учете существующих закономерностей развития природы при постановке таких целей.

При кажущейся простоте такого решения на пути его реализации возникает целый ряд общенаучных проблем. Отметим некоторые из них.

Во-первых, нахождение и описание закономерностей развития природы осложнено принципиальной неустранимостью многозначности терминов, выходящих за пределы точных и технических наук, что связано с фундаментальными основами того, как человек познает мир, вследствие чего каждый раз необходимо уточнять значение основных терминов в контексте проводимого исследования.

Вторая проблема тесно связана с первой – отсутствие общей методологии подобных исследований, роль которой должна играть философия, включающая в себя к настоящему времени десятки несвязанных или противоречащих друг другу направлений. Расширение философского дискурса в целом играет положительную роль, позволяя, в конечном итоге (на стадии нового синтеза), глубже понять окружающую действительность, однако перед лицом реальной опасности необходимо начать некоторую консолидацию достоверного методологического знания для поиска путей выхода из создавшейся ситуации.

Третья проблема – антропоморфность используемых в сфере управления терминов и отсутствие терминов-аналогов для характеристики направленности процессов развития на других уровнях реальности, что затрудняет адекватное сопряжение природных и социальных процессов.

Вопрос о наличии в природе целей (вне человеческого сознания) имеет длинную и неоконченную историю. Но в целом можно сказать, что телеология была в свое время, после появления теории Дарвина [7], в значительной степени вытеснена из наук о живой природе. Правда, многие ученые продолжали и продолжают использовать понятие цель (и близкородственные к нему понятия) при описании ряда биологических процессов, имеющих определенную направленность, «для удобства», а не для доказательства положений телеологии как таковой. Да и теория Дарвина оказалась не совсем безгрешна относительно вопроса наличия у природы целей [20], поскольку ее ключевые положения – «борьба за существование», «естественный отбор» – также обладают скрытой телеологичностью. Однако после появления кибернетики – науки об общих законах управления в системах любой природы (биологической, социальной, технической) положение с терминологией еще больше осложнилось. Отсутствие устоявшейся терминологии для различения в чем-то похожих процессов приводит к некорректному использованию тех или иных «целевых» терминов и ведет, зачастую неосознанно, к возврату телеологических представлений о наличии целей в живой природе на всех этапах ее развития.
 
Решение указанной проблемы возможно либо за счет расширения понятия «цель», либо за счет использования своей терминологии для каждого специфического процесса, имеющего какую-либо направленность. Второй путь представляется предпочтительней, поскольку он позволяет лучше разобраться в сути происходящих процессов, их сходстве и отличии. И ключевым (родовым) понятием является в данном случае понятие «направленность» (целеполагание – только одна из причин ее появления).

Но прежде чем перейти к выявлению и описанию направленности процессов развития окружающего мира, необходимо рассмотреть этапы его становления с учетом поставленной задачи найти общие закономерности развития на разных этапах.

                Формы взаимодействия материи

Классификация этапов становления окружающего мира может проводиться по разным основаниям, например, по формам движения материи [5,22]. В целом выделялись следующие основные формы движения материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Полагалось, что каждая последующая форма движения материи возникает на базе предыдущей и включает ее в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние, при этом высшие формы качественно отличны от низших и несводимы к ним. Слабым местом данной классификации является недостаточная степень детализации этапов развития окружающего мира. Неоднократные попытки исследователей, в том числе и автора [23], улучшить эту классификацию к успеху не привели.

Концепция глобального эволюционизма фактически взяла за основу указанные выше этапы (космогенез, геогенез, биогенез, антропосоциогенез), и поэтому продуктивная в целом идея рассматривать эволюцию мира как единый процесс, где «космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой» [13], не привела к тем практическим результатам, которые можно было использовать при постановке целей устойчивого развития.

Автором [24] сделана попытка выделения этапов развития окружающего мира не на основе понятия «движение» (явление), а на основе более глубинного, первичного процесса, обозначаемого понятием «взаимодействие» (сущность). Коротко охарактеризуем этапы развития по формам взаимодействия материи (ФВМ). Но предварительно приведем несколько ключевых определений:
взаимодействие – воздействие объектов друг на друга;
воздействие – одностороннее действие;
действие – процесс передачи активности по связям;
связь – одностороннее отношение зависимости, обусловленности между чем-либо (объектами);
взаимосвязь – отношение взаимной зависимости и обусловленности;
активность – часть энергии объекта, которая может быть направлена на изменение как своего состояния, так и состояния других объектов.

Обратим внимание на то, что в широком смысле под связью обычно понимают отношение зависимости, обусловленности, общности между чем-либо. Если первые две характеристики (зависимость и обусловленность) имеют прямое отношение к взаимодействию, то общность может не иметь к нему отношения (она имеет отношение к связи как способу познания).

Хотя термин «взаимодействие» предполагает наличие двухстороннего влияния (наличия активности у обеих участвующих сторон), часто оно возникает поэтапно. При взаимодействии передача энергии второй стороне может приводить к появлению у нее вторичной (наведенной) активности. Если сторона с наведенной активностью оказывает влияние на источник первичной активности, то можно говорить о взаимодействии, если не оказывает – о воздействии.

Взаимодействие, которое обычно носит кратковременный характер, может приводить к изменению старой взаимосвязи, ее разрыву или образованию новой. Сама по себе взаимосвязь после своего образования или изменения пассивна, в то время как взаимодействие всегда активно (связано с передачей той или иной энергии).

Кроме того, будем отличать типы взаимодействий: внутриобъектные взаимодействия частей объекта (каждый объект имеет сложную внутреннюю структуру), которые наряду со взаимосвязями формируют его свойства; межобъектные взаимодействия (между однопорядковыми объектами), ведущие к соединению, разъединению их частей и обмену ими; взаимодействия с окружающей средой. В тип взаимодействий с окружающей средой входят по сути два «подтипа» – взаимодействия с системами более высокого уровня организации (для локальной системы это фактор внешней среды, под который в основном приходится подстраиваться) и взаимодействия с другими факторами окружающей среды.

Каждая форма взаимодействия материи представляет собой определенную совокупность видов ее взаимодействия. С некоторой долей условности физическую форму будем считать базисной формой взаимодействия материи. Физическая ФВМ представляет собой совокупность различных его видов, в том числе четырех основных взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого. Объектами физической формы взаимодействия являются поля и объекты микромира: атомы, ядра, элементарные частицы и т.д. Если взять в качестве примера такой объект, как атом, то внутриобъектными будут внутриатомные взаимодействия, межобъектными – взаимодействия между атомами, с окружающей средой – все другие атомные взаимодействия.

Химическая ФВМ возникает при взаимодействии двух и более атомов, в результате чего образуются молекулы, ионы, кристаллы, и представляет собой совокупность нескольких видов взаимодействия, которые передаются по соответствующим связям – ковалентным, ионным, металлическим, координационным, водородным, межатомным и межмолекулярным. Типы взаимодействия для химической формы могут быть внутриобъектными, межобъектными и с окружающей средой.

Следующим уровнем развития материи считается биологический, возникающий на базе химического. Однако только совокупность физических и химических взаимодействий образует материальные системы различного уровня иерархии (от галактик и их скоплений до космической пыли), обладающие специфическими взаимодействиями и собственной эволюцией. Эту форму взаимодействия будем называть вещественной. Основные виды взаимодействий вещественной формы – контактные механические взаимодействия, в результате которых кинетическая энергия объектов переходит в иные ее формы, меняя при этом взаимодействующие стороны. На каждом структурном уровне организации вещества имеются свои особенности взаимодействия соответствующих материальных систем (с учетом типов взаимодействий).

Биологическая ФВМ связана с возникновением жизни. На начальном ее этапе был только один биологический объект, который взаимодействовал с окружающей его средой, поскольку обмен веществ с ней является одним из атрибутов жизни. Но взаимодействие предполагает наличие активности хотя бы у одной из сторон. В данном случае в качестве источника первичной активности выступала окружающая среда. Скорее всего, это был уникальный локальный источник активности (типа «белого курильщика»), который также содержал и некоторые сложные органические вещества. Простейшие внутриобъектные биологические взаимодействия (на уровне первоклетки) отличались от предшествующих вещественных только сложностью и уровнем организации (в виде открытых неравновесных динамических самоподдерживающихся систем). Сначала возникли одновременно два вида протобиологических взаимодействий – обмен веществ и энергии с окружающей средой (включая воздействие первичного источника активности) и обмен внутри протобиологического объекта, и они дополнились взаимодействием с участием РНК (появилась способность репликации), которая на начальном этапе образования жизни выполняла роль ДНК [11]. Межобъектные биологические взаимодействия появились после завершения процесса репликации первоклетки. Локальный характер места образования первых организмов при относительной динамичности окружающей среды благоприятствовал хотя и случайному, но регулярному взаимодействию первых организмов как между собой, так и с органическими соединениями различной степени сложности, что способствовало увеличению разнообразия первых организмов.

Поскольку организмы взаимодействовали не только между собой, но и с окружающей средой, они изменяли эту среду, причем в более благоприятную для своего дальнейшего существования сторону. Возникла система взаимодействий, обладающих собственными закономерностями – от локальных экосистем до биосферы в целом. Поэтому данную систему взаимодействий можно выделить в отдельный эволюционный этап развития мира, начало которого хотя и совпадает по времени с этапом развития биологической эволюции, но обладает своими особенностями. Выделяются следующие объекты экосистемного взаимодействия: биогеоценоз, биогеоценотический комплекс, ландшафт, биом, биогеографическая подобласть, географическая область, экосистемы суши и океана, биосфера (экосфера). Данная система взаимодействий ранее выделялась автором как отдельная экосистемная ФВМ, что не совсем верно, о чем будет сказано ниже.

Учитывая несовершенство первичного генетического аппарата, каждое последующее поколение живых существ несколько отличалось от предшествующего, вследствие чего достаточно быстро возникло разнообразие первичных организмов в районе зарождения жизни. Ген, являясь базовой единицей наследственности, лежит в основе соответствующей ФВМ – генной, без которой эволюция биологического мира была бы невозможной. Соответственно, можно выделить внутриобъектные генные взаимодействия, межобъектные и с окружающей средой. К внутригенным взаимодействиям можно отнести и взаимодействия между аллелями одного и того же гена. Межобъектные взаимодействия заключаются как во взаимодействии генов в составе генома организма, так и взаимодействии, происходящем при осуществлении полового процесса. Кроме того, в межгенных взаимодействиях присутствует и такой процесс, как горизонтальный перенос генов, особенно в мире прокариот [12]. Взаимодействия гена с окружающей средой включают в себя как взаимодействие с организмом, частью которого он является, так и косвенное взаимодействие с окружающей организм внешней средой, что влияет на формирование его фенотипа.

Со временем генетическое разнообразие дифференцировалось, что привело к формированию видов организмов. Биологический вид представляет собой относительно обособленный вид взаимодействий, в том числе генетических (геномных), но на уровне организма, образуя следующую форму взаимодействия – видовую. Соответственно, выделяются типы видовых взаимодействий: внутривидовые, межвидовые и взаимодействия вида с окружающей средой. Под внутривидовыми взаимодействиями в основном понимаются взаимодействия между организмами одного вида. Однако в некоторых случаях можно говорить и о популяционном взаимодействии, которое также фактически является внутривидовым, но имеет свою специфику. Что касается межвидовых взаимодействий, то к ним относятся системные взаимодействия между организмами различных видов (которые следует отличать от межобъектных взаимодействий биологического уровня). К взаимодействиям с окружающей средой относятся также и биоценотические взаимодействия различного уровня.

На определенном этапе биологических воздействий у одноклеточных организмов возникла раздражимость в форме таксисов. Их появление способствовало неслучайному учащению контактов одноклеточных организмов и созданию первых биоценозов в виде бактериальных матов, а также появлению многоклеточных организмов. Только у многоклеточных организмов появляется возможность относительно произвольной реакции, обусловленной способностью отличать абиотические воздействия от биотических, которую называют чувствительностью. Такая реакция характеризует начальный этап формирования уже другой ФВМ, связанной с появлением особого вида клеток организма – нейронов. Эту форму взаимодействия материи назовем по ее основному носителю – нейронной. Как и все предшествующие формы, нейронная ФВМ подразделяется на внутриобъектный тип (взаимодействия внутри нейрона), межобъектный тип (взаимодействия между нейронами) и взаимодействия с окружающей средой. Внутриобъектные нейронные взаимодействия представляют собой два обмена веществ и энергии – внутренний (внутри нейрона) и внешний, в качестве которого выступает уже внутренняя среда организма. Хотя межобъектные нейронные взаимодействия являются лишь частью внешнего обмена веществ и энергии каждого нейрона, эта часть отвечает в основном за специфику данной формы взаимодействий (в определенной знаковой системе). Тип взаимодействия нейронов с окружающей средой имеет два контура, первый – взаимодействие с внутренней средой организма, второй – взаимодействие с внешней для организма средой. Одной из основных задач нервной системы является сопряжение внутреннего и внешнего обмена веществ и энергии, поэтому она имеет систему рецепторов, предназначенных для получения информации от внутренних органов и окружающей внешней среды.

Необходимо отметить, что на определенном этапе развития нервной системы нейроны стали «работать» группами, обладать групповыми связями и межгрупповыми взаимодействиями [21,14,15]. Каждая из групп участвует в выполнении определенных программ, которые могут задаваться другими, более крупными или имеющими больший интеграционный потенциал группами нейронов. По сути, объединения нейронов представляют собой определенную иерархию взаимоотношений различного уровня – от нескольких нейронов до нервной системы в целом. Коллективная деятельность групп нейронов привела к появлению таких новых явлений (психических), как ощущения и эмоции, а впоследствии и всей остальной сферы психических явлений, в основе которой лежит информационный (смысловой) обмен между различными группами нейронов.

Развитие нейросоциальных взаимодействий значительно усложнило межобъектные биологические взаимодействия, позволило этим объектам отличать «своих» от «чужих» и осуществлять по отношению к ним разное поведение (усложняются межвидовые и внутривидовые взаимодействия). На базе внутривидовых взаимодействий у групп животных с нервной системой и повышенной коммуникабельностью поведения возникла новая форма взаимодействий – биосоциальная. Можно заметить, что понятие «биосоциальность» достаточно часто используется в социобиологии и биополитике [16], однако, на наш взгляд, его трактовка излишне широка, поскольку охватывает и взаимодействия между организмами без нервной системы. С эволюционной точки зрения, биосоциальная форма взаимодействия является частным случаем внутривидовых взаимодействий.  Она, в свою очередь, также подразделяется на внутриобъектную (взаимодействия внутри одной биосоциальной системы, группы), межобъектную (взаимодействия между разными биосоциальными системами, группами одного уровня иерархии) и с окружающей средой.

Специфика «человеческой» формы взаимодействия материи связана с появлением техники (инструментов, приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе), когда предок человека с помощью одних орудий труда изготовил другие орудия труда. Появился новый объект взаимодействий – биосоциальный организм с техникой, или человек, что произошло порядка 2,5 миллиона лет назад, а по некоторым данным – еще раньше [10]. Соответственно, такую ФВМ назовем социотехнической. Внутриобъектные социотехнические взаимодействия достаточно сложны, поскольку их участниками выступают не один, а два, хотя и взаимосвязанных, но раздельных объекта – человек и техника. Поэтому внутриобъектные взаимодействия означают взаимодействия, с одной стороны, людей внутри определенных социальных групп, с другой – между человеком и техникой. Аналогично межобъектные социотехнические взаимодействия представляют собой как взаимодействия между разными обществами людей одного уровня, так и взаимодействия этих обществ с техническими системами. Под социотехническим взаимодействием с окружающей средой также понимается как взаимодействие с ней общества, так и его технических систем. Следует отметить, что в отличие от биосоциального взаимодействия у животных, где можно наблюдать не более двух уровней социальности («семейный» уровень и уровень стада), у людей выстраивается иерархия уровней взаимодействия – от семьи до сообществ на уровне государств, союза государств и человечества в целом.
 
Всего выделено девять форм взаимодействия материи: физическая, химическая, вещественная, биологическая, генная, видовая, нейронная, биосоциальная и социотехническая. В каждой из форм выделяется, как минимум, три типа взаимодействий: внутриобъектные, межобъектные и с окружающей средой. В формах взаимодействия, обладающих внутренней иерархией, при необходимости выделяются соответствующие организационные уровни. Безусловно, возникновение столь сложной иерархии невозможно на основе только случайных процессов, не является она и результатом целенаправленных действий.

                Формы и уровни направленности

Термин «направленность» несет два основных смысла. Первый связан с состоянием, свойством объекта, например, настроенность на принятие (отдачу) какого-либо воздействия (избирательность), расположенность относительно других объектов, то есть дает его статическую характеристику. Второй смысл относится к характеристике процессов, то есть изменению объектов (и их взаимодействий) во времени, именно на этом смысле термина «направленность» мы и акцентируем свое внимание (через интенцию, то есть направленность в первом смысле).

Направленность в рассматриваемом смысле представляет собой относительно устойчивое изменение в определенном направлении взаимосвязей материальных объектов в процессе их взаимодействия (внутриобъектного, межобъектного, с окружающей средой) за некоторый период времени. Подчеркнем, направленность – не причина, а следствие процессов взаимодействия.

По степени устойчивости направленность может проявляться в виде законов, закономерностей и тенденций. Если в первом случае (в виде законов) наблюдается устойчивое и повторяющееся изменение взаимосвязей в определенном направлении, то во втором (в виде закономерностей), когда изменения взаимосвязей происходят под воздействием нескольких законов (обычно при одном ведущем), отмечается хотя и устойчивое, но со значительными отклонениями и не всегда повторяющееся (в виде исключения) изменение взаимосвязей. Направленность в виде тенденции характеризует процессы, в которых ведущего закона нет, или их несколько, и они имеют разнонаправленное влияние, или действие детерминистических законов осложняется наличием в этом же процессе стохастических законов (воздействие чисто стохастических законов не приводит к появлению направленности в рассматриваемом смысле). На каждом уровне ФВМ соотношение видов направленности различно, но в целом можно отметить, что если в неживой природе преобладает направленность в виде законов и закономерностей, то в живой природе – в виде закономерностей и тенденций (степень неопределенности результатов взаимодействия возрастает), что связано не только с ростом многофакторности, но и сильным влиянием на процесс направленности случайности генетических мутаций.

Помимо устойчивости необходимо учитывать и другие характеристики направленности. В частности, она может приводить к определенному конечному результату (состоянию), после которого текущий процесс изменения взаимосвязей прекращается или резко замедляется (конечная направленность). Следует отличать конечную направленность, финал которой не влияет на процесс его достижения, и конечную направленность, финал которой влияет (через обратные связи) на процесс его достижения (действующую причину). Во втором случае есть некая аналогия с конечной причиной у Аристотеля [2], которая может распространяться в современном ее понимании не только на человека, но и на часть процессов в неживой природе (например, динамические процессы с точкой равновесия). Для различения указанных процессов первую направленность обозначим как конечную направленность с пассивным финалом, вторую – конечную направленность с активным финалом. Кроме этого, можно выделить эквифинальную направленность, при которой процесс изменений объекта может осуществляться по различным сценариям, не влияющим на его конечное состояние. Еще один вариант направленности – непрерывный процесс изменения взаимосвязей, не имеющий конечного финала (бесконечная, то есть бесфинальная направленность).

Причины возникновения направленности могут также подразделяться на внутренние (при наличии собственной активности, или вторичной, наведенной) и внешние (изменения взаимосвязей происходят под воздействием внешней активности – через межобъектные связи и связи с окружающей средой).

По форме проявления можно выделить линейную, нелинейную, колебательную (равновесную и неравновесную), ритмическую и циклическую направленности.
 
Циклическую направленность можно разделить на замкнутую и частично замкнутую, которые направлены на замыкание цикла. Однако на базе частично замкнутой направленности в череде повторяющихся циклов может возникать направленность второго уровня (направленность изменений циклических процессов) – в виде трехмерной восходящей (нисходящей) спирали (сходящейся или расходящейся), которая имеет особое значение для эволюционных процессов.

Эволюция (в широком понимании) – процесс изменения любого явления, а в принятой нами терминологии – процесс изменения взаимосвязей объекта при соответствующих взаимодействиях (внутриобъектных, межобъектных, с окружающей средой). Эволюция может иметь направленный характер в сторону усложнения взаимосвязей, тогда речь идет о развитии какого-либо объекта. Если же происходит обратный процесс – упрощение взаимосвязей, то такой процесс, с учетом отсутствия в русском языке полного антонима для термина «развитие» (как и для термина «эволюция»), будем называть деградацией. Оба термина – «развитие» и «деградация» – в данном контексте не имеют положительной или отрицательной коннотации.

Процесс направленной эволюции по ряду параметров тесно связан с направленностью второго уровня (направленностью изменений частично замкнутых циклических процессов). Такая направленность обычно имеет вид тенденции и не носит финального характера. В зависимости от источника активности она обусловлена либо внутренними, либо внешними причинами. Отметим, что поскольку биологические объекты хотя и имеют внутреннюю активность, обладающую, тем не менее, вторичным характером (за счет питания из внешней среды), их эволюция всегда обусловлена смешанными причинами (как внутренними, так и внешними). Однако ведущими являются внешние причины появления цикличности, связанные с суточными, месячными, сезонными, годовыми и многолетними циклами колебаний параметров внешней среды.
 
Кроме того, следует отличать направленность существования отдельного объекта (и его характеристик) под воздействием внутренней или внешней активности определенной цикличности и направленность существования этих же характеристик в череде «поколений» этих объектов. Когда рассматривают эволюционные процессы в неживой природе, то приоритет отдается первой направленности (эволюция Солнца, эволюция планеты Земля), когда в живой – то второй (эволюция вида), при необходимости же можно исследовать оба вида направленности для изучения любых процессов (в живой и неживой природе). Так, например, Солнце является «вторичной» звездой («потомком»), возникшей из пылегазового облака остатков первой звезды (которая в свое время также возникла из аналогичного газопылевого скопления). Цикл являлся только частично замкнутым, поскольку химический состав новой пыли был обогащен элементами тяжелее железа, что в итоге и создало условия для зарождения биологической жизни на планете Земля. В живой природе изучение эволюции отдельного организма получило свое название – онтогенез (термин «эволюция» для отдельного организма используется редко).

При некоторой схожести направленной эволюции отдельных объектов и эволюции их последовательностей (череды «потомков») у этих процессов имеются и принципиальные отличия.

В первом случае (для конкретного объекта) на начальном этапе развития направленность по определенным характеристикам объекта имеет вид восходящей расширяющейся спирали, но после достижения определенного максимума (в разное время для разных характеристик объекта) она сменяется нисходящей сужающейся спиралью с определенным финалом (обычно происходит исчезновение объекта, но возможен и его переход в относительно устойчивое и стабильное состояние).

Во втором случае (для последовательности возникающих объектов и явлений) восходящая расширяющаяся спираль на определенном уровне обычно замедляет свое развитие (движение осуществляется почти по кругу), а на ее базе (но не из самых «развитых», специализированных элементов, а из способных к значительным изменениям) возникает восходящая сужающаяся спираль развития (циклическая направленность третьего уровня), которая в итоге приводит к появлению совершенно нового объекта (явления). Далее цикл повторяется, и происходит развитие нового объекта по восходящей расширяющейся спирали, затем образуется восходящая сужающаяся спираль, и в завершение формируется новый объект.

Внутри явлений, образующих направленность второго уровня, может возникать и нисходящая сужающаяся спираль, связанная с деградационными процессами, однако такие явления чаще всего приводят к упрощению существующих явлений до определенного уровня, а не к появлению чего-то нового. Если новое в результате деградации все же появляется, далее оно развивается по основной схеме: восходящая расширяющаяся спираль – восходящая сужающаяся спираль – новое явление.

Циклическая направленность третьего уровня (по восходящей сужающейся спирали) завершает полный цикл изменений объекта, включающий направленность процессов изменения первого, второго и третьего уровней, то есть является финальной и направлена на образование нового объекта (явления). Если рассматривать ее на примере развития ФВМ, то первый полный цикл охватывает развитие физической ФВМ с образованием химической, второй – химической ФВМ с выходом на вещественную и т. д.

Но рассмотренные полные циклы также являются только частично замкнутыми, что ведет к появлению циклической бесфинальной направленности четвертого уровня (направленность изменений полных циклов).

При анализе направленности изменений полных циклов на уровне ФВМ выявляется еще одна закономерность: изменения полных циклов группируются в триады, обладающие определенной внутренней логикой развития. В первой триаде базовой является физическая ФВМ, к ней добавляется изменчивая и пластичная химическая форма, в результате чего образуется совокупная новая форма взаимодействия – вещественная (носящая интегративный характер). Во второй триаде в качестве базы выступает биологическая форма взаимодействия, изменчивая и пластичная часть – генная форма взаимодействия, итогом выступает видовая. В третьей триаде базовой является нейронная форма, изменчивой и пластичной – биосоциальная, итоговой – социотехническая (человек). Назовем такую направленность (уже пятого уровня) триадной. Она фактически является финальной, то есть завершается образованием нового явления, выступающего в качестве некоторой суммы двух предшествующих, и характеризует направленность внутри триадного цикла.

Теперь уже триадный цикл может выступать в качестве мегацикла, и мы получаем еще одну направленность (бесфинальную) – шестого уровня. Пока можно выделить только три мегацикла, но если циклы определены правильно, то мы, возможно, стоим на пороге начала следующей триады форм взаимодействия – четвертого мегацикла.
 
Некоторые характеристики выделенных уровней направленности приведены в таблице 1.
(см. иллюстрацию)

Возникает вопрос: какое место в эволюции занимают экосистемные взаимодействия, и каков механизм их возникновения? Как мы уже указывали, они образуются практически одновременно с биологической жизнью, развиваясь параллельно и создавая сначала локальные экосистемы, а затем и глобальную экосистему – биосферу. Формирование биосферы может быть объяснено наличием еще одной формы направленности – системной.

Системность является одним из результатов взаимодействий, при которых сочетание сил притяжения и отталкивания сначала приводит к структурированию материи до уровня объектов, а затем и до появления обратных связей. При появлении новых форм взаимодействия его объекты также подпадают под этот общий закон, и по мере роста количества объектов, через группирование и разделение, они начинают образовывать соответствующие системы. Процесс изменения взаимосвязей объектов, связанный с образованием и ростом систем, мы и будем называть системной направленностью развития.

Однако рост систем через систему положительных обратных связей происходит до определенного (условно оптимального) уровня, позволяющего им сохранить свою устойчивость при стандартных взаимодействиях с другими системами с учетом внутрисистемных взаимодействий и взаимодействий с окружающей средой. По достижении этого состояния системная направленность меняется, и в дальнейшем (при сохранении энергетического баланса) она направляется на сохранение системы через систему преобладания обратных отрицательных связей, что проявляется в виде ее колебаний около определенного устойчивого состояния (в простейшем случае – около точки равновесия). Эти процессы назовем системной направленностью устойчивого состояния. При поступлении дополнительной энергии системная направленность устойчивого состояния может смениться на системную направленность развития (до момента достижения нового энергетического баланса). Естественно, при деградации систем может возникать системная направленность деградации.

В зависимости от стадии развития системы, то есть от преобладания положительных или отрицательных обратных связей, финальность соответствующей направленности будем называть либо пассивной (в первом случае), либо активной (во втором случае).

Известный нам мир представляет определенную иерархическую систему, и этот принцип иерархии опускается до самых низших уровней материи. Иерархическая системная направленность – второй уровень системной направленности. Безусловно, системы на каждом уровне иерархии могут обладать собственными особенностями существования и развития, однако у них всегда есть и «общие» для данного уровня иерархии закономерности (периодический закон Д.И. Менделеева, закон гомологических рядов Н.И. Вавилова).

Иерархическая системная направленность также подразделяется на два типа. Первый связан с периодом становления иерархии – иерархическая системная направленность развития, второй – с периодом, когда иерархия выстроена и наступает второй этап – поддержание иерархии в устойчивом состоянии (иерархическая системная направленность устойчивого состояния). В случае разрушения иерархии появляется иерархическая системная направленность деградации.

Что касается биосферы, то здесь ситуация еще сложнее. Одним из атрибутов жизни  является наличие сразу двух обменов веществ – внутреннего и внешнего, поэтому любой организм не только существует в определенной окружающей среде, но и активно воздействует на нее (и другие организмы) через обменные процессы. Это приводит к тому, что создается не просто иерархически сложенная экосистема суммативного типа, а целостная система вложенного типа, состоящая из подсистем (в том числе иерархических), содержащих общие элементы, относящиеся к нескольким системам сразу, при этом их разделение невозможно без нарушения целостности хотя бы одной из них [4]. Направленность развития таких систем (в том числе и экосистемных, включая биосферу) будем называть иерархически вложенной. Соответственно, на стадии выхода из режима развития это будет иерархическая вложенная системная направленность устойчивого состояния.

Ряд характеристик выделенных уровней системной направленности приведен в таблице 2. (см. иллюстрацию)

Следует отметить, что, хотя совпадение количества выделенных уровней циклической и системной направленности скорее всего носит случайный характер, чередование же в обоих случаях этапов развития с этапами сохранения итогов этого развития является вполне закономерным явлением. Также закономерна общая направленность уровней направленности рассматриваемых форм на усложнение внутреннего содержания эволюционирующих процессов, а во взаимодействии между своими же уровнями усматривается аналогия с формами движения и взаимодействия материи.

Обе формы направленности реализуются одновременно, что может приводить к различным их сочетаниям. Если же сравнивать роль циклической и системной направленности в эволюционных процессах в целом, то можно сказать, что циклическая направленность развивает мир, системная его структурирует и сохраняет.

Что касается структуризации мира, то с учетом проведенного выше анализа можно теперь выделить четыре основные формы организации материи: объектная, системная, иерархическая, вложенная иерархия. В рамках этого деления стандартная уровневая классификация окружающего мира представляет собой описание лишь иерархической формы организации материи. Не затрагивая в данном случае остальные формы организации материи, отметим, что организм как целое, головной мозг, сложная социальная система и биосфера функционируют по принципу вложенной иерархии, то есть относятся к одной форме организации материи.

Таким образом, выделенные формы направленности показывают, что, несмотря на все их многообразие, имеется определенная их упорядоченность и повторяемость в разных организационных формах и на разных этапах развития материи. Поэтому при использовании метода аналогии, играющего важную роль в познании окружающего мира, помимо прочего обязательно следует учитывать формы и уровни направленности сравниваемых процессов. Заметим, что в целом метод аналогий необходимо использовать достаточно осторожно, так как при применении аналогий предшествующего уровня развития для вышестоящих уровней всегда наблюдается некоторая редукция реальных процессов, при обратном подходе наиболее распространенным искажением является антропоморфизм. Редукционизм и холизм – две стороны одной проблемы, связанной не только с недостатком знаний, но и с отсутствием соответствующей терминологии для каждого уровня иерархии [9].
 
Полученное понимание основных механизмов формирования направленности естественных и искусственных процессов позволяет перейти к следующему этапу определения закономерностей, которые могут быть использованы при постановке целей устойчивого развития, а в перспективе и для направляемого развития общества через управление причинами направленностей (усиление до закономерностей нужных тенденций и ослабление негативных закономерностей до тенденций). На этом этапе необходимо исследовать конкретные проявления направленности основных (ведущих) процессов в различных формах взаимодействия материи (с учетом внутренних уровней направленности), раскрыть содержание триадной и мегациклической направленности. Отдельный вопрос – сочетание циклической и системной направленности, в некоторых случаях ведущее к появлению определенных алгоритмов, автоматических программ реализации тех или иных явлений (например, геном), которые могут иметь уже свою (программную) направленность. Вполне естественно, что в результате этой работы механизмы формирования направленностей могут быть дополнены (например, хотя динамические неравновесные системы являются частным случаем систем, направленность их развития имеет свою специфику). Потребуется уточнение и некоторой терминологии, применяемой в системе управления (в первую очередь, связанной с целями).

Учитывая, что выше были рассмотрены формы только «метафизической» направленности, следует рассмотреть еще и формы «эпистемологической» направленности. Но для изучения направленности субъективного мира вообще и научного знания (субъективно-объективного) в частности предварительно необходимо будет выделить этапы становления форм сознания и познания, как это было сделано для форм взаимодействия материи. Все это позволит определить ряд общих (сквозных) и специфических особенностей эволюционного развития различных уровней неорганического и органического мира с достаточной степенью детализации и объективности для их дальнейшего использования в практической деятельности.

Литература

1. Азимов А. Выбор катастроф. М.: Амфора, 2002. – 104 с.
2. Аристотель. Соч. в 4-х т. (ФН). Т.1. М.: Мысль, 1975. – 552 с.
3. Будущее, которого мы хотим. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 27 июля 2012 года 66/288 // URL:
4. Галкин В.П. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. Чебоксары, 2001. URL:  http://www.terme.ru/dictionary/519 (дата обращения: 09.10.2015).
5. Гегель, Георг Вильгельм Фридрих Наука логики: в 3-х т. Т.3. М.: Мысль: 1972. – 371 с.
6. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995. – 470 с.
7. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. СПб: Наука, 2001. – 568 с.
8. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года // URL:
(дата обращения: 09.10.2015).
9. Дойч Д. Структура реальности. Наука параллельных вселенных: пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн. 2015. – 430 с.
10. Древнейшие орудия труда изготавливали предки человека умелого. 25.04.2015 г.
URL: http://elementy.ru/news/432465 (дата обращения: 09.10.2015).
11. Марков А.В. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель: CORPUS, 2012. – 527 с.
12. Кунин Е.В. Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции: пер. с англ. М.: ЗАО Изд-во «Центрполиграф», 2014. – 527 с.
13. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 622 с.
14. Нейроны в головном мозге работают по принципу коллективизации. 02.04.2010
URL: http://ria.ru/science/20100402/217755655.html (дата обращения: 09.10.2015).
15. Нейроны в мозге "советуются" друг с другом, установили ученые  01.10.2011
URL: http://www.shapovalov.org/news/2011-10-01-1627 (дата обращения: 09.10.2015).
16. Олескин А.В. Биополитика. Политический потенциал современной биологии. М.: Научный мир. 2007. – 508 с.
17. Повестка дня на ХХІ век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 2–14 июня 1992 года).
URL: (дата обращения: 09.10.2015).
18. Предложение Рабочей группы открытого состава по целям в области устойчивого развития
URL: https://sustainabledevelopment.un.org/sdgsproposal/russian (дата обращения: 09.10.2015).
19. Турчин А.В. Структура глобальной катастрофы: Риски вымирания человечества в XXI веке. Изд-во: ЛКИ, 2011. - 432 с.
20. Филатов Ю.А. Начала телеологии. – М., АКАЛИС, 2008. – 240 с.
21. Эдельмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг: пер с англ. М.: Мир, 1981. – 135 с.
22. Энгельс, Фридрих. Диалектика природы. М.–Л.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1953. – 328 с.
23. Ячменев В.А. Глобальная экологическая безопасность и культура. Экологический ежегодник. 2012. № 5. Челябинск. С. 84–90.
24. Ячменев В.А. Эволюция экологической культуры. Экологический ежегодник. 2014. № 7. Челябинск. С. 16–29.